Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Тезисы. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. Случай 2. Крик чудовища.  Часть 1. Фигура власти




 Тезисы

       – В ответ на агрессивный выпад партнера хорошо бы телесным невербальным поведением показать, что вы не стали «жертвой», удар пролетел мимо цели.

       – Сидеть на «краешке стула» так же невыгодно, как и изображать «скалу». Лучше показать раскованность, гибкость.

       – Жесткость в переговорах не означает внешне жесткий стиль поведения. Жесткость может выражаться в подстройке и гибкости как способах добиться намеченной собственной цели.

 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

       «Нарвался на хама», «рассогласование деловых культур», «психопат, что с него взять» – все это, скорее всего, имеет место. Правда, есть и подозрение, что задним числом наш герой несколько сгущает краски, невольно ищет сочувствия и поддержки.

       Конечно, он их получит. Но давайте по порядку. Что еще здесь есть, кроме столкновения «цивилизации с варваром»? Чтобы выйти из рациональной плоскости решения, нам, кроме фигур агрессора и жертвы (когда кажется, что или ты, или тебя), нужны и другие. Нужна «третья точка» – назовем ее «наблюдателем», возможностью видеть из другой плоскости, иначе говоря, просто выдохнуть и «взглянуть спокойно». Итак, один отчетливо играет в силовую игру. «А ты кто такой? » «Кто за тобой стоит? » «Чего ты добился в жизни? ». Месседж таков. Ответить на него? Игнорировать? Пытаться настоять на своем? Предложить свои правила? Можно ли что-то сделать с этой открытой конфронтацией? Как перевести ее в символическую?

       Предложить армрестлинг? Принять, что это не «встреча культурных людей», а именно атака и неприкрытое хамство? Герой же на месседж «давай поборемся» отвечает: «У нас не физкультура, а математика. Я хочу играть в другую игру».

       Часто только после достижения «третьей точки» становится доступна и четвертая: в сказке герой встречает помощника, который «достраивает» героя именно тем, чего ему не хватает и что ему так необходимо.

       Чтобы переформатировать ситуацию, увидеть новые ходы и сделать их, нужно не только войти в «точку наблюдателя», отстраниться и приблизиться с другого конца. Влезть в шкуру, спросить самого себя и дождаться ответа – через выдох. Ситуация может распасться на осколки, а потом неожиданно собраться в пазл иначе, чем было до того момента.

       «Кричи не кричи, но ты мне нравишься – давай поговорим».

       «Хорошо бы выпить чаю, в следующий раз сам принесу хорошего».

       «Как ты хорошо устроился, я бы тоже хотел так работать».

       «Как тебя правильно называть? »

       «Давай сыграем партию в армрестлинг, кто кого руками переборет, а уже потом, когда пар выйдет, поговорим».

       Если смотреть на него как на незадачливого драчуна в детстве, сохраняя искренность (а не только сдерживаемое желание «врезать»), слова придут сами. Хотя пригодились бы и памятка, и опыт обращения с драконами.

       Ведь перед вами – дракон. Не в первый и не последний раз он пользуется оболочкой этого человека, надев его, как куклу, на свою лапу. От этого и оторопь берет. Но если вам не нравятся драконы или в школе вы пропустили уроки, когда одноклассники изучали правила обращения с ними, найдите другую работу.

       Сила голов дракона в том, чтобы говорить разное, обрывать, кричать, быть неожиданным, пускать огонь из ноздрей. Им только дай насладиться испугом маленького мальчика, они хотят любого вогнать в такое состояние.

       Итак, цель проста и интересна: рассмотреть дракона и вступить с ним в диалог, бой, игру – это уже по вашему выбору. Проблема нашего героя в том, что он спрятался за уроки интеллигентного чистописания, перепутал предмет, взял не ту тетрадку. Ну, так пусть заглянет в портфель, там еще немало полезного.

 


Случай 2. Крик чудовища

       У Дениса есть босс. Любая идея, пришедшая от подчиненных, представляется этому боссу изначально неправильной. Босс может накричать на Дениса. И тот будет его невозмутимо слушать.

 Часть 1. Фигура власти

       ЛК: Сядьте на этот стул, пожалуйста. Вы сейчас – ваш босс. Как вас зовут?

       Денис (от лица босса): …Босс.

       ЛК: Как к вам обращаться: «Ну, Босс, вставай? »

       Денис (от лица босса): Примерно так.

       ЛК: Вы вообще никогда не были маленьким? У вас не было сосок, игрушек? Вы родились и сразу – «босс»? У вас имя есть?

       Денис: Давайте его придумаем. Семен Семеныч.

       ЛК: Отлично. Но это реальный человек? Вы можете в его шкуре побыть? Какой у вас рост, возраст, что вы любите? Дайте нам портрет, как вы сами себя воспринимаете.

       Денис (от лица босса): Я Семен Семеныч. У меня средний рост.

       ЛК: Сколько это? 132?

       Денис: 178.

       ЛК: Хорош средний рост. Девушкам нравится такой средний рост.

       Денис (от лица босса): Худощавый. Сорок лет. По гороскопу – Лев. У меня есть все болезни, которые есть у человека, исключая разве что…

       ЛК: Семен Семеныч, ну вы и жадина! Даже болезни вам нужны все.

       Денис (от лица босса): Я самый умный. Самый хороший. Самый-самый-самый.

       ЛК: Семен Семеныч, у вас чувство юмора есть?

       Денис (от лица босса): Есть. Люблю анекдоты.

       ЛК: Это и есть ваше чувство юмора? Вы Дениса знаете?

       Денис (от лица босса): Знаю.

       ЛК: Что о нем думаете?

       Денис (от лица босса): У него есть много хороших идей, но много и напрасных.

       ЛК: Он настырный, что ли? Он пытается к вам прийти и изобразить, какой он умный?

       Денис (от лица босса): Все пытаются прийти.

       ЛК: Но Денис… Вы выделяете его в этой толпе? Прибегает к вашему трону…

       Денис (от лица босса): Он выделяется.

       ЛК: Чем?

       Денис (от лица босса): Все идеи, которые появляются в компании, идут от него.

       ЛК: Он вам нравится? Или он вас раздражает?

       Денис (от лица босса): Больше нравится, чем раздражает.

       ЛК: Раздражает меньше других. А чем он вам больше нравится? Он что, меньше суетится? Или, наоборот, у него все идеи светлые, нимб над головой? Чем он вам нравится?

       Денис (от лица босса): Не идет на конфликт сразу.

       ЛК: Он считает, что вы козел, но все-таки это скрывает?

       Денис (от лица босса): Да.

       ЛК: Семен Семеныч, а вы ему денег платите нормально или прижимаетесь?

       Денис (от лица босса): Я считаю, что нормально.

       ЛК: А он как считает?

       Денис (от лица босса): Наверное, считает, что недостаточно.

       ЛК: Когда вы его повысите?

       Денис (от лица босса): Когда он будет лучше работать. Сначала нужно заработать, а потом получить.

       ЛК: А может он от вас убежать? Он такой шустрый парень.

       Денис (от лица босса): Может.

       ЛК: Что делать? Как вы его к себе привязываете?

       Денис (от лица босса): Тогда я буду платить побольше.

       ЛК: А вдруг вы не успеете?

       Денис (от лица босса): Моя практика показывает, что успеваю.

       ЛК: Вы быстрее всех. Вы быстро соображаете.

       Денис (от лица босса): Да. И я знаю болевые точки, слабые места.

       ЛК: У вас столько болезней: конечно же, вы знаете болевые точки! А с кем Денис конкурирует? Он в организации ведет какие-нибудь переговоры? Какой он переговорщик?

       Денис (от лица босса): Я его посылаю на все встречи, где не хочу потерять лицо. Когда нужно сказать «нет».

       ЛК: Денис умеет так обаятельно улыбнуться, как будто хочет дать пряника, а потом сказать: «Пошли все вон, ничего не дадим»?

       Денис (от лица босса): Да.

       ЛК: А почему вы сами не можете? Вы слишком грозно рычите и не можете улыбнуться, когда отказываете?

       Денис (от лица босса): Отказ после данного слова – потеря лица.

       ЛК: А Денису все равно: он шавка. Что он там набрешет, никому не важно.

       Денис (от лица босса): Да.

       ЛК: То есть Денис – такая управляемая кукла. Ему сказали: «Фас! » – и он побежал. Ему это нравится?

       Денис (от лица босса): Наверное, да, если он этим занимается.

       ЛК: Он как собачка, рад служить. Сказали: «Я тебя почешу» – хорошо. Сказали: «Укуси! » – тоже хорошо. Денису всегда это нравится?

       Денис (от лица босса): Не всегда нравится.

       ЛК: Но делает?

       Денис (от лица босса): Да.

       ЛК: Теперь, Денис, покажите нам, пожалуйста, пару реплик со «своего» стула. Ваш диалог с Семен Семенычем. Что говорите ему вы, что говорит вам он. Давайте воспроизведем конкретную ситуацию.

       Денис: Я прихожу и говорю: «Семен Семеныч, у нас проблема! »

       ЛК: Скажите, а Семен Семеныч любит, чтоб вы пришли, сделали такую серьезную морду и сказали: «У нас проблема. Все серьезно»?

       Денис: Не любит.

       ЛК: А вы так говорите, чтобы ему насолить?

       Денис: Нет.

       ЛК: Вы ему показываете, что вы серьезный человек. Что проблема серьезная, страшно трудная, но вы будете ее решать.

       Денис: Да.

       ЛК: Хорошо. Поехали дальше. Вы сейчас переключайтесь. Главная цель – быстро менять позицию.

       Денис (от лица босса): «Это у вас проблема. Вы неправильно определили источник проблемы. Скорее всего, вы неправильно ее решили».

       ЛК: То есть Семен Семеныч говорит: «Денис, ты дурак! Ты дважды дурак! Ты сделал изначально неправильно, и потом неправильно, и потом. И сам ко мне пришел – неправильно! Иди и делай». Примерно так?

       Денис: Не «иди и делай», а, наоборот, «не делай».

       ЛК: То есть настолько напортачил, что лучше деньги потеряем. «Ты такой козел, все сделал не так». Итак, вы Семен Семеныч. Как вы реагируете, когда пришел Денис – беспомощное существо – и говорит, что опять все сложно?

       Денис (от лица босса): Я очень кричу.

       ЛК: Так покричите на него. Покажите нам, не стесняйтесь.

       Денис: Даже боюсь.

       ЛК: Ничего, мы выдержим. Что толку сдерживаться? Пришел комнатный песик, который в углу нагадил. Дайте ему как следует, для его же пользы! Давайте-давайте! Не стесняйтесь, Семен Семеныч. Вы сейчас не склонны объяснять. У вас сейчас гром и молния должны возникнуть. Кто он такой?! Сидит, хвост поджимает. Семен Семеныч, вы такая мямля! Даже этому парню не можете ничего сказать. На вас непохоже!

       Денис: Этим вы меня не заведете.

       ЛК: Семен Семеныч, вы спокойный такой. Вкрадчивый. Улыбчивый. Или лучше на него покричать?

       Денис (от лица босса): Я не всегда кричу.

       ЛК: Вам увиливать нехорошо. Соберитесь! Вы же босс! А это кто? Какая-то шавка.

       Денис (от лица босса): «Что вы мне тут принесли? (Кричит. ) Это что вообще? Чья работа? »

       ЛК: Повилял хвостом и убежал на свое место, где удобно терпеть, страдать, смотреть снизу, облизываться, но ни в коей мере не реагировать на Семен Семеныча.

       Денис: Я обычно объясняю: «Семен Семеныч, это сделано по вашему указанию. Задание такое-то, дата такая-то».

       ЛК: «Семен Семеныч, я все испортил. Но вы тоже приложили руку. Тоже не на высоте».

       Денис: Абсолютно правильно.

       ЛК: Что говорит Семен Семеныч?

       Денис (от лица босса, кричит): «Как я?! Вы меня неправильно поняли! »

       ЛК: Семен Семеныч так тихо говорит? Чтобы все прислушивались? Такой тихий и робкий?

       Денис: Нет.

       ЛК: А как? Воспроизведите, Денис. Мы же хотим понять простые вещи. Чтобы вы вошли в роль и могли легко перемещаться. У Дениса установка: «Я к нему пришел, он на меня поорал. Накачал меня, как мяч. Постучал по мне, и хорошо».

       ЛК: Денис привычно ведет себя как в мундире, потому что «так проще». Но так – совсем не проще. Он заинтересовался. Так и в жизни с ним происходит.

       Читатель: Денис неубедительно изображает?

       ЛК: Он вообще мало что изображает. Он исходит из постулата: «потерплю, а потом чуть порежиссирую». А тут ему предлагают не терпеть, но режиссируют за него. Неважно, из какой роли он кричит, лишь бы раскрылся и снял привычное подавление чувств. Он переговоры ведет в резиновом костюме. На дно в скафандре спускается, но сокровищ там не находит.

       Денис себя удерживает от каких бы то ни было невольных минимальных движений, и его эффективность как переговорщика страдает.

       Если мы выжидаем, зажимаемся, лишаем себя движений, то начинаем подыгрывать своей внутренней картинке: «Я маленький, надо переждать. Не хватает ресурсов».

       От того, насколько Денис внутренне свободен и как он внутренне раскован – независимо от внешней ситуации, – зависит его возможная успешность.

       Предположим, мы работаем с некой фигурой, которая кажется очень сильной. Эту силу она набирает из других наших воображаемых фигур власти, с которыми мы раньше сталкивались… Мы когда-то были маленькими. Кто-то нас унижал. В детском саду – нянечка. В школе – учительница. Где-то – старшие мальчишки. У нас есть опыт разного рода давления, насилия, принуждений. И остатки этого опыта, вроде бы забытые, но где-то у нас хранящиеся, могут порой собраться и дать нам ощущение: «Куда мне!.. Я маленький, а он большой. Разве я могу эту гору сдвинуть?! »

       Если в нашем воображении, «внутренних переговорах», уже заранее есть образ преувеличенного «большого», а образ себя – как пытающегося «выживать, ползти вверх», – то мы невольно начинаем действовать не в связи с реальными обстоятельствами, а в связи с внутренним образом, в котором есть тот, кто гнет, и тот, у кого не получается выпрямиться. Мы можем при этом хорохориться, бороться, но работает внутренний образ фигур власти.

       Если на нас кто-то сильно давит, мы имеем возможность про себя незаметно улыбнуться, или подвинуться с места, или пошевелить плечами… или представить себе какую-то другую картинку. Мы участвуем в съемках смешного мультфильма «Ну, погоди! », а не просто онемели от ужаса перед властью, перед ужасной фигурой. Мы начинаем двигаться и размораживаем образ сильного, несдвигаемого, ужасного человека, который забрал все ресурсы.

       У меня была однажды группа, и там человек говорит: «Когда на меня орет мой министр, я представляю, что подходит к нему кто-то сзади с молоточком, гвоздиками и воздушными шариками в руке. И тык! – маленький гвоздик в голову. И шарик к нему привязал. И вот я смотрю на него, представляю себе гвоздик, а на гвоздике шарик – красненький… или зелененький, желтенький. Он орет, а я смотрю: шарики висят».

       Активное воображение, образ – возможность перестроиться и не попасть в трубу агрессии. И человек свободен от навязанной ему драматургии: «Я – Бог, а ты – зайчик. Дрожи хвостом! »

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...