Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Тезисы. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. О позициях жертвы и агрессора




 Тезисы

       – Важно разделить два пласта реальности: один пласт – собственно работа, содержательная часть, другой – коммуникация с начальством, настроение которой никак не зависит от качества работы.

       – Третья часть – тренажерный зал, где можно тренироваться в диалогах, прописывать реплики на предполагаемые «вбросы» драконов, а также баловать себя мелочами, учиться расправлять плечи.

       – Вместо того чтобы вступать в конфронтацию, нужно говорить с драконом мягким голосом с дружелюбной интонацией, подчеркивая его значимость для вас.

 

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

       Герою этого кейса можно вспомнить другие подобные ситуации «жертва – агрессор», как бы «преувеличивая» их. Независимо от обстоятельств!

       Когда еще ему приходилось терпеть? Когда еще он бормотал про себя? Попадал в ситуацию «меня давят»?

       Есть ли аналоги подобных отношений с кем-то в детстве?

       Когда и как еще он переносил навязываемое чувство вины?

       В ситуации «жертва – агрессор» можно представить себе еще две позиции: наблюдатель и спасатель.

       Как наблюдатель, можно смотреть «со стороны» – вспоминать, представлять, дистанцироваться.

       Из позиции спасателя можно вначале предпринять попытку «нарисовать карикатуру» на давящего. Дать волю воображению, представить соответствующие образы. Воображение сейчас так же сковано, как тело, и важно его раскрепостить.

       Карикатуры (образные или даже нарисованные, независимо от качества) дают большее чувство свободы. А далее и подсказки: что сказать, как пошутить, что сделать.

       Герой декларирует, что испытывает «давление», но тут заведомо есть и ситуация «подчинения». Поэтому необходимо понаблюдать за сжатым телом, подавленным дыханием, меньшим количеством мелких движений.

       Все эти «замирания» и невольные «занимания меньше места» могут даже и провоцировать агрессию со стороны начальства.

       То есть мы наблюдаем за «биологией», а не за бесконечными повторами «психологических» реакций на давление.

       Взгляд со стороны, с разной дистанции, уже даст больше чувства независимости.

       Мы видим тут и некоторую амбивалентность в поведении героя: он не ведет переговоры и не высказывает четко своего мнения, уступает, а потом, «про себя», наматывает скрытый диалог несогласия. Вероятно, это приводит и к уменьшению качества контакта и темпа разрешения проблемы.

       Реализуется бессознательный принцип: «чего это я буду им давать результат, когда они меня гнобят! »

       Не ведется диалог вслух, он заведомо признается неэффективным, сворачиваются отношения, увеличивается скованность.

       «Почему это я такое несчастливый? » – может, тут тоже что-то из опыта прошлого, а не из актуальной ситуации.

       Также вопрос к герою, не пересиживает ли он на этом месте. Нет ощущения легкости свободного поиска – и, может быть, на эту важную сторону ситуации стоит обратить внимание.

 

О позициях жертвы и агрессора

       Когда мы попали в состояние жертвы, нужно заранее для себя иметь: а) шпаргалку; б) алгоритм, как вести себя со своим агрессором.

       Хорошо, если бы вы заранее выучили положение своего тела, которое соответствовало вашей хорошей форме. Состояние жертвы – это состояние сжатости, опущенных глаз, челюсть, которая уходит назад, вам хочется исчезнуть, вы съежились в кресле… То есть вы мимикрировали, вас «нет». Есть главные биологические реакции – «нападай», «убегай» и «притворяйся мертвым».

       Положение жертвы оформлено невербальными реакциями. Вы можете или притвориться мертвым, «я уже лежу вверх лапками, не трогай меня», или «убежать», когда социально уйти нельзя, но можно стать «меньше, дальше, правильнее» и т. д.

       И здесь вопрос выхода в субъективное состояние «разглаженности». И точек перехода в него. Если вы помните, что вам нужно сесть удобнее, пошевелить плечами, вы как бы отвечаете себе тем самым на вопрос: «У меня стул уже отняли или на стуле еще сидеть можно? » Если на стуле сидеть можно – отлично!

       «А дышать мне можно? » Вы проверяете: дышать, оказывается, можно.

       «А можно мне улыбнуться? Просто улыбнуться, пусть подумают, что я идиот…» Ну вот, и улыбнуться можно.

       «А можно, например, пошевелиться? » Когда ты шевелишься, заросли зашумят, и тебя заметят и съедят. Вы пошевелились. И пошевелиться, оказывается, можно!

       «А вдруг можно на секундочку встать, и хотя я жалкая, ничтожная личность, но сделать шаг от стола и взять воды? » Оказывается, и воды взять можно.

       И вы не представляете, насколько быстро у вас «щелкнет» – и наступит другое состояние.

       Наша задача – использовать переговорную ситуацию как тренажерный зал, в котором ты тренируешься по поводу давно забытых мелких детских травм и каждый раз находишь способ «разгладиться» после того, как сотни раз попадал в ситуацию зажима. Нужно упражняться и десятки раз разгибаться, улыбаться, дышать, двигаться вперед, расправлять плечи, чувствовать, что ты можешь сидеть на стуле нормально. Можно встать, пройтись, а потом даже попробовать пошутить.

       Это завоевание свободы шаг за шагом, завоевание права на глоток воздуха, на взгляд, на шутку, на собственное мнение, права на то, что вы меняете громкость разговора или интонацию.

       Человек на переговорах должен быть расправленным, любить самого себя, двигаться, а не быть запряженным в чужую колесницу. Если кто-то вас пытается запрячь в свою колесницу – начальник, родители, другой переговорщик, – то это проверка, хотите ли вы иметь уздечку во рту, подпруги, сбрую? Хотите ли вы идти на поводу?

       Ваша задача – расколдовать себя прежде всего, а потом расколдовать какую-то ипостась другого человека.

       Для того чтобы агрессор был всемогущим, ему нужно, чтобы вы были ничтожеством.

       Как только он не получает телесного подтверждения, что вы ничтожество, он не может сосать энергию и чувствует собственную неадекватность.

       Переговоры – это все-таки общение между людьми, у которых есть потенциальная взаимная цель, возможность договориться. Если вы находитесь в ситуации острой агрессии, ваши переговоры закончились.

       Но и оттуда вы можете перейти к переговорам. Когда человек попадает в водоворот и тонет, то рекомендация для него заключается в том, чтобы не дергаться, расслабиться, а потом резким рывком уйти в сторону. Это же и одна из возможных тактик при агрессивных переговорах.

       Другая тактика – сказать себе, что агрессия направлена не на вас, и отсесть немного в сторону. Возможно, буквально символически отодвинуться от агрессивного потока. И говорить про себя: «я не жертва», «я не то ничтожество, к которому этот человек обращается».

       Если вам хочется ударить, вы можете всего лишь постучать по столу, и это прекрасная реакция. Агрессивные импульсы – совершенно нормальное явление. Мины, которые закладывает в вас ваш контрпереговорщик, могут иногда взрываться. Важно, чтобы вы управляли этим минным полем, а не оно взрывало вас. Надо принять решение, какая реакция идет у вас непосредственно. Это может быть символическая реакция – например, пошевелить пальцами в ботинке. Или вы вышли в туалет, сунули руки под горячую, а потом под холодную воду, вернули себе более живое дыхание и вернулись к нормальным переговорам, к нормальному общению.

       Формами агрессии может быть остроумие, методичность, лаконичность, убирание всего лишнего… Это тоже конструктивные формы власти.

       То же самое производная «жертвы»: смирение, терпение, усидчивость. Формы жертвы – избыточная мягкость, позиция «меня здесь нет и никогда не было», игнорирование, вялость.

       Где нам брать феномены хорошей агрессии и входить с их помощью в хороший тонус?

       Например, в спорте! Когда вы тренируетесь и возникает некая спортивная злость, полезно запомнить это состояние и потом в нужный момент вынимать.

       Когда, например, у тебя некая спарринг-ситуация или ты слушаешь активную музыку, которая дает свой более плотный ритм, то можно сказать себе: я хочу это запомнить, я хочу это воспроизвести в ситуации, когда в реальности спортивного зала не будет. И несколько раз попытаться это запомнить в ситуации, когда такой фон есть, а потом, когда его нет, вспоминать, чтобы, как выученное стихотворение, ресурсное состояние легче воспроизвести в реальной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...