Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 года




Росстат, 2010 88,4 83,6 79,0 77,2 76,8

Росстат, 2010 (без миграции) 88,4 82,6 77,0 74,1 72,3

Источники: Оценки Росстата — на 1 января; ООН и Бюро Цензов — на 1 июля.

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 9. Миграционная политика

274 275

но реализованы только в случае осуществления мер по облегче-

нию временной и постоянной трудовой миграции иностранных

граждан с профессиональным уровнем базовой и средней ква-

лификации.

3. Предлага емые меры

В последнее время в России предпринят ряд законодательных мер,

направленных на упрощение привлечения и использования ино-

странной рабочей силы в различных отраслях экономики. В отно-

шении отдельных категорий мигрантов были устранены излишние

ограничения и административные барьеры, введены дифференциро-

ванные режимы приема и пребывания. Однако говорить о заметном

изменении вектора государственной миграционной политики в це-

лом пока преждевременно. Накопившиеся к настоящему време-

ни проблемы в сфере миграции, а также насущные потребности

социально-экономического развития страны стали предпосыл-

кой для разработки Концепции государственной миграционной

политики РФ на период до 2025 г. Новые аспекты миграцион-

ной политики нацелены на повышение эффективности регули-

рования миграционных процессов. Концепция предусматривает

открытие новых каналов миграции, практическое применение

разнообразных систем отбора мигрантов, продолжение работы

по совершенствованию законодательного и институционально-

го обеспечения различных форм миграции, формирование и за-

крепление в обществе понимания новой роли миграции и новых

подходов к управлению миграционными потоками.

Одно из главных изменений в миграционной политике за-

ключается в смещении акцентов на долгосрочную и постоянную

иммиграцию высококвалифицированных специалистов, работников

востребованных на рынке труда профессий, инвесторов, предприни-

мателей, студентов. Новым для России является поддержка семей-

ной миграции и воссоединения семей мигрантов. В отношении

различных категорий постоянных мигрантов будут действовать

специальные иммиграционные программы, позволяющие им

получить статус резидентов и успешно интегрироваться в рос-

сийское общество.

Изменения в государственной миграционной политике по-

требуют выстраивание системы правовых статусов иностранных

граждан с акцентом на статус резидента (вид на жительство), введе-

ние специального правового статуса для долгосрочных временных

мигрантов, предоставляемого без учета квот (в отличие от квоти-

рования выдачи ныне действующего разрешения на времен-

ное проживание). Реализация указанных мер создаст благо-

приятные условия для скорейшего урегулирования правового

статуса тех иностранных граждан, которые уже длительное вре-

мя проживают и трудятся на территории Российской Федера-

ции. Упомянутые изменения должны также затронуть поря-

док натурализации, включая натурализацию детей и членов

семей мигрантов.

Решение задачи повышения миграционной привлекательно-

сти Российской Федерации влечет за собой необходимость со-

вершенствования законодательства, разработки мер, направ-

ленных на повышение социальной защищенности иностранных

граждан. Масштабная миграция потребует принятия комплек-

са мер, способствующих облегчению адаптации и интеграции

иностранных граждан в российское общество, включая реали-

зацию соответствующих специальных программ, ориентированных

на различные категории мигрантов. Выполнение этих программ

потребует пересмотра распределения компетенций между уров-

нями власти, более тесного взаимодействия государства и орга-

низаций гражданского общества по вопросам адаптации и ин-

теграции мигрантов (в т. ч. с национальными объединениями,

российскими НПО, с привлечением религиозных организаций).

Финансирование организаций гражданского общества в подоб-

ных случаях в других странах, проводящих активную миграцион-

ную политику, осуществляется из средств бюджета, в т. ч. на ос-

нове грантовой поддержки.

Специальные программы потребуются также для привлече-

ния талантливых и высококвалифицированных специалистов.

В России уже имеется определенный опыт в этой области: в на-

стоящее время действует упрощенный порядок въезда, пребы-

вания и осуществления трудовой деятельности высококвали-

фицированных специалистов и членов их семей. В дальнейшем

следует упростить механизмы отбора, правила въезда, пребыва-

ния и осуществления трудовой деятельности для широкого кру-

га трудовых мигрантов разной квалификации, востребованных

на российском рынке труда. Необходимо учитывать, что россий-

ская экономика при любом варианте развития будет испыты-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 9. Миграционная политика

вать потребность в работниках различного уровня квалифика-

ции, а также в неквалифицированных работниках.

Действующий механизм определения потребности в ино-

странной рабочей силе и формирования на этой основе квот

на выдачу разрешительных документов практически с момента

его введения продемонстрировал свое несовершенство, несоот-

ветствие требованиям рынка труда и развития экономики. Дан-

ный механизм нуждается в кардинальной переработке с учетом

перспектив развития отраслей экономики, демографической си-

туации и требований рынка труда.

Важным направлением изменения законодательства являет-

ся введение упрощенного порядка миграции с целью получе-

ния образования и академической международной мобильности.

Это предполагает установление облегченного порядка интегра-

ции иностранных выпускников российских вузов, получения

ими статуса постоянно проживающего иностранного граждани-

на (вида на жительство) и оформления российского гражданства,

включая членов их семей. Очевидно, потребуется выделение со-

ответствующих субсидий для вузов, НИИ, других организаций,

привлекающих и эффективно использующих иностранных пре-

подавателей, ученых, инженеров.

В проекте Концепции придается большое значение приня-

тию дополнительных мер, способствующих развитию простран-

ственной мобильности населения Российской Федерации, в том

числе путем обеспечения гарантированного доступа граждан к со-

циальным и иным видам услуг по месту фактического проживания

или временного пребывания. Отдельными направлениями этого

раздела Концепции являются содействие развитию различных

форм временной межрегиональной мобильности, создание бла-

гоприятных условий для активизации местной подвижности на-

селения, развитие городских агломераций в регионах восточной

части страны и преодоление транспортной оторванности прожи-

вающего в них населения от остальной территории России, со-

действие переселению избыточного населения из регионов с тя-

желыми природно-климатическими условиями.

Одновременно с открытием новых и сохранением старых ка-

налов, расширяющих возможности законной миграции в Рос-

сию, необходимо принимать меры, направленные на предупреж-

дение незаконной миграции и устранение причин ее широкого

распространения. В частности, предусматривается:

• совершенствовать методы и механизмы института иммигра-

ционного контроля, развивать инфраструктуру в целях вы-

дворения иностранных правонарушителей за пределы страны

(административное выдворение, депортация, реадмиссия);

• активизировать информационную и разъяснительную работу

с гражданами России, работодателями и мигрантами в целях

профилактики правонарушений в сфере миграции;

• продолжить работу по оснащению современными научно-

техническими средствами миграционных и пограничных

служб;

• укреплять и развивать взаимодействие с компетентными ор-

ганами других государств, прежде всего с государствами-чле-

нами СНГ, по вопросам противодействия незаконной мигра-

ции и др.

Без современного информационного обеспечения будет не-

возможно повысить эффективность государственной миграци-

онной политики и вывести ее на уровень, отвечающий совре-

менным потребностям экономики, политики, национальной

безопасности, гуманитарного сотрудничества. Одним из ключе-

вых инструментов проведения эффективной государственной

миграционной политики является усовершенствование систе-

мы статистического наблюдения за миграционными процесса-

ми, включая механизмы сбора, хранения, обработки и распро-

странения информации о миграционной ситуации, внедрение

мониторинга результатов реализации государственной мигра-

ционной политики.

Глава 10.

Профессиональное образование

Основные выводы и рекомендации

• Проблема несоответствия структуры

профессионального образования и рынка труда,

в первую очередь «навеса» высшего образования

невысокого качества (85% возрастной когорты 15–25

летних).

– Отказ от устаревшего механизма государственного

задания в бакалавриате/специалитете; вузы

финансируются по принципу «деньги следуют

за студентом» в пределах лицензионных ограничений,

при этом право на бюджетное финансирование

получают студенты, сдавшие ЕГЭ по профильному

предмету на «хорошо» и «отлично» (больше 50

и больше 70 из 100).

– Формирование независимого от системы образования

института профессиональных экзаменов на основе

государственно-общественных объединений.

– Стимулирование перехода студентов 2–3-х курсов

на программы прикладного бакалавриата (трехлетние

программы, сохраняющие статус высшего

образования).

• Проблема падения качества подготовки:

– Повышение нормативного финансирования в расчете

на одного студента до уровня, обеспечивающего

конкурентоспособный уровень заработной платы

преподавателей (до 160% от средней заработной

платы по региону в 2015 г., до 220% в 2020 г.)

в сочетании с регулированием кадровой политики вузов

с целью повышения качества профессорско-

преподавательского состава.

– Реорганизация сети государственных вузов и их

филиалов; укрупнение вузов на основе присоединения

к ведущим университетам.

– Введение независимой промежуточной и итоговой

государственной аттестации студентов (ЕГЭ для

бакалавров).

• Проблема недостаточного масштаба и качества

подготовки квалифицированных работников-

«исполнителей» и низкой престижности соответствующих

программ:

– Создание программ прикладного бакалавриата

в большинстве массовых вузов (до 50% всего состава

студентов) и на базе учреждений СПО. Вхождение СПО

в состав профильных вузов.

– Структурная реформа системы НПО/СПО, перевод ее

в основном на короткие (до 6 мес.) программы

прикладных квалификаций.

– Бюджетная поддержка получения квалификаций

в независимых учебных центрах и учебных центрах фирм-

поставщиков технологий.

– Программа обучения прикладным квалификациям для

трудовых мигрантов.

• Проблема низкой инновационной активности вузов,

недостаточного «производства инноваторов»:

– Расширение состава НИУ за счет вузов транспорта,

аграрных и медицинских.

– Финансирование программ фундаментальных

и прикладных исследований как части программ развития

НИУ, МГУ и СПбГУ (до 35% их бюджетного

финансирования к 2020 г.).

• Проблема доступности качественного профессионального

образования для семей с низкими доходами и низким

уровнем образования родителей:

– Повышение социальных стипендий до уровня

прожиточного минимума по региону (для 30% студентов).

– Развитие образовательного кредитования (до 30%

от платных студентов к 2020 г.).

Глава 10. Профессиональное образование

280 281

1. Анализ ситуации, проблемы и вызовы

Россия — один из мировых лидеров по охвату населения профес‑

сиональным образованием (к нему относят программы началь‑

ного, среднего и высшего профессионального образования).

В зарубежных странах традиционно используется понятие

третичного образования, к нему относится российское среднее

профессиональное и высшее образование. По численности студен-

тов программ третичного образования Россия является мировым ли-

дером — 673 чел. в расчете на 10 000 населения в 2009 г. (в странах

ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000‑х гг. варьи‑

ровался от страны к стране в пределах 160–660 человек на 10 000

населения).

В последние 15–20 лет молодежь в первую очередь ориенти‑

рована на получение высшего образования. К концу 2000‑х гг.

о предпочтении высшего образования говорили почти в 88% се‑

мей с детьми школьного возраста. В 2009 г. более ⅔ обучаю‑

щихся по программам профессионального образования были

студентами вузов. По программам среднего профессионально‑

го образования обучались чуть менее. студентов. Оставшие‑

ся 10% учащихся посещали программы начального профессио‑

нального образования.

Ориентация молодежи на получение высшего образования

привела к возникновению эффекта неблагоприятного отбора

на программы начального и среднего профессионального об‑

разования. Наиболее сложной оказывается ситуация в начальном

профессиональном образовании –в соответствующие образователь-

ные учреждения поступают те абитуриенты, которые не смогли по-

ступить в вузы.

В учреждениях среднего профессионального образования

ситуация значительно лучше, поскольку не менее 25% посту‑

пающих идут на эти программы целенаправленно. Между тем

до 35% выпускников учреждений профессионального образова‑

ния в год окончания колледжа поступают в вузы. Таким образом,

система профессионального образования является крайне неод‑

нородной по уровням образовательных программ как по показа‑

телям численности обучающихся, так и по показателям их уров‑

ня подготовки к обучению.

Система высшего образования также крайне неоднород‑

на. В 14% гражданских государственных вузов средние баллы

ЕГЭ у зачисленных на бюджетные места очной формы были

не выше границы «тройки» по пятибалльной шкале. В 56% ву‑

зов — не выше четверки с минусом.

Условный рейтинг образовательных программ по оценкам

уровня подготовки выпускников совпадает с рейтингом подго‑

товки контингента поступающих. В частности, по данным соци‑

ологических обследований, доля работодателей, оценивающих

уровень подготовки выпускников профессиональных училищ,

не более, чем на 3 балла по 5-балльной системе, составляет 64%,

колледжей — 42%, вузов — 39%.

Проблемы

По совокупным расходам на одного учащегося в системе тре‑

тичного образования наша страна находится на уровне развива‑

ющихся стран, входящих в ОЭСР: около 8,1 тыс. долл. по ППС

в расчете на 1 студента приведенного контингента. Система про‑

фессионального образования недофинансирована на 1% ВВП

(сейчас бюджет обеспечивает 1% ВВП финансирования, 0,5%

ВВП — частные средства).

Структура профессионального образования в России за последние

10–15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего об-

разования. Коэффициент приема в вузы, рассчитанный как отно‑

шение приема в вузы к численности возрастной когорты 17-лет‑

них (в этом возрасте в вузы поступает большинство молодежи),

в 2010 г. превысил 90%. Ажиотажный спрос на высшее образова‑

ние отражает новую социальную реальность России. Высшее об‑

разование стало социальным императивом и обязательным ус‑

ловием любой карьеры.

Учреждения начального и среднего профессионального образо-

вания (НПО и СПО) с продолжительными программами обучения

(3–6 лет) имеют слабую связь с рынками труда и не мотивируют уча-

щихся к профессиональной карьере. Распределенное на несколько

лет обучение технологиям не соответствует высокому темпу их

обновления. Колледжи и профессиональные лицеи стремительно

теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в пер‑

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 10. Профессиональное образование

282 283

вую очередь низкой социализацией его выпускников — результа‑

том комплектования «по остаточному принципу».

Можно выделить две группы причин, объясняющих массовый

спрос на высшее образование: в первую очередь, это «историче‑

ские» причины, связанные с особенностями развития страны

27 000

18 400

16 000

15 600

14 400

14 300

14 150

13 900

12 900

12 350

10 800

___

______

__________

_____________

_________

________

______

________

______

_______

________

_____

_____ (2009)

___

______

__ _

0 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000

___ __ ____ _________, ____. ___ __ ___

______

Рис. 1. Расходы на третичное образование

в странах ОЭСР и России, 2007 г., тыс. долл.

Рис. 2. Валовой коэффициент охвата третичным образованием

в России и странах ОЭСР, 2008 г., %

Источник: Education at a Glance, 2010, OECD.

Источник: Агранович М. Л. Российское образование

в контексте международных индикаторов. М., 2009.

в последние два десятилетия, и во вторую — это текущая эконо‑

мическая ситуация.

«Исторические» причины связаны с малодоступностью выс‑

шего образования в советское время и его либерализацией

в последние десятилетия. Так, в Советском Союзе высшее об‑

10 14 18 22 26 30 34 38 42 46 50 54 58 62 66 70 74 78 82 86 90 94 98

_______ ____ ___

«_________»

(1,9%, 2,3%)

«_ ________»

(27,1%, 42,5%)

«___ ______»

(45,9%, 48,4%)

«________»

(25,1%, 6,8%)

_________

_____

____________

_____

9 %

3%

3%

4%

24%

30%

58%

43%

57%

73%

70%

42%

54%

39%

__________, ______

_____________ ___,

________

_- _____________

_ __ ­ _____?___

._________

_________

_________ (>70 ______) _______ (55–70 ______) ________ (<55 ______)

Рис. 3. Уровень подготовки поступающих в вузы на места очной формы

(в скобках указаны удельные веса получивших соответствующие оценки в общей

численности зачисленных на бюджетные и коммерческие места соответственно)

Рис. 4. Псевдообразование за счет бюджета в российских вузах. Доля

учащихся вузов со средним баллом ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные

места, соответствующих «отличникам», «хорошистам» и «троечникам»

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 10. Профессиональное образование

284 285

разование ____________было относительно малодоступным. К концу его су‑

ществования в вузы, по данным Госкомстата СССР, поступа‑

ло менее 25% молодежи. Между тем ведущие ученые, научные

работники и преподаватели вузов были примером, «историей

успеха» для довольно значительной части советского общества.

Поэтому, когда в 1992 г. ельцинский закон «Об образовании» ли‑

берализовал отношения в системе профессионального обра‑

зования и позволил образовательным учреждениям оказывать

платные образовательные услуги, численность студентов вузов

начала увеличиваться.

К 2000 г. по сравнению с 1990 г. численность студентов вузов

увеличилась на 67,8%, к концу 2000-х — более чем в два раза. Од‑

нако численность студентов на бюджетных местах возрастала су‑

щественно более медленными темпами: к 2000 г. всего на 15,8%,

и этот прирост во многом был обусловлен увеличением числен‑

ности молодежи в возрасте 17–19 лет. Таким образом, массо‑

вое высшее образование появилось в результате роста спроса

на платные программы обучения, прежде всего со стороны тех

семей, дети которых в советское время вряд ли бы получили выс‑

шее образование, подавляющее большинство которых не прохо‑

дили по конкурсу на бюджетные места.

Как спрос на высшее образование связан с текущей экономи‑

ческой ситуацией? На протяжении всего постсоветского пери‑

ода мы видели рост премии за высшее образование (отношение

заработков выпускников вузов к заработкам лиц с образовани‑

ем не выше среднего (полного) общего, т. е. школьного), которая

к концу 2000 гг. превысила таковую во многих развитых странах.

При этом заработки работников с начальным профессиональ‑

ным образованием статистически не отличаются от заработков

лиц с образованием не выше школьного, т. е. премия за НПО ока-

зывается нулевой. Премия за среднее профессиональное образова-

ние значительно ниже, чем премия за высшее образование. В си‑

туации, когда подавляющее большинство выпускников школы

поступает в вузы, отсутствие высшего образования — это значи‑

мый негативный сигнал о работнике для работодателя.

Приоритет высшего образования обусловлен двумя факто‑

рами. Состояние общеобразовательной школы неудовлетвори‑

тельное. Первые два года российских программ высшего образо-

вания обеспечивают общесоциальные компетенции (иностранный

язык, коммуникационные и координационные навыки, основы эко-

номики и права), которые в других странах даются в старшей шко-

ле. Дополнительный фактор –стремление семей обеспечить об‑

учение ребенка в наиболее сильной среде (качественный состав

обучающихся в вузах «поднимает» студентов, а в НПО и СПО —

«опускает»).

Есть значительные проблемы и в самой системе высшего об‑

разования.

• Жесткая структура государственных вузов и образовательных про-

грамм, сохранившаяся практически в неизменном виде со вре-

мен плановой экономики с исключительно дробными, узко‑

специальными программами подготовки. Последние 20 лет

система работает по инерции, госзадание выдается на обуче‑

ние узких специалистов по технологиям, практически ушед‑

шим с рынка. По многим специальностям платежеспособный

спрос на специалистов на рынке труда отсутствует вовсе.

• Низкая мотивация студентов. К третьему курсу не имеет рабо‑

ты или подработки менее трети студентов очной формы об‑

учения. Бюджетные места во многих вузах, образовательные

программы которых не пользующиеся спросом, заполняются

любыми выпускниками школ независимо от их уровня подго‑

товки. Около трети студентов очного обучения на бюджетных

местах и более 40% на коммерческих местах имеют по ЕГЭ

тройку по профильным предметам, по ряду технологических

направлений — более 80% студентов. С большой вероятностью

такие студенты не смогут освоить сложные профессиональ‑

ные компетенции инженеров и технологов. Всего чуть более

половины студентов очной формы мотивированы в первую

очередь получением знаний, профессиональных компетен‑

ций, а не формального диплома о высшем образовании.

• «Высшее образование для бедных». Низкое качество подавля‑

ющего большинства платных образовательных программ (осо‑

бенно заочных), обусловленное ценовым демпингом при прак‑

тическом отсутствии государственного контроля качества.

• Неудовлетворительное качество преподавательского состава ву-

зов. Средняя заработная плата составила в 2010 г. чуть бо‑

лее 20 тыс. руб. в месяц (около 40% от необходимого уровня),

только 16% преподавателей на постоянной основе участву‑

ет в научной работе. Две трети вузовских преподавателей

подрабатывают, только 38% владеет иностранными языками.

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 10. Профессиональное образование

286 287

Фактически основная часть вузов прекратила быть «фабрика‑

ми инноваций и инноваторов».

• С запозданием по отношению к другим странам проведено

выделение группы исследовательских университетов (КНР

начала аналогичную программу в 1990 г.). Поддержка разви‑

тия ИУ ведется непоследовательно. ИУ не получают долго‑

срочного финансирования на фундаментальные и поисковые

исследования, базовое финансирование их образовательной

деятельности в ряде случаев не отличается от массовых ву‑

зов. Отсутствует система оценки результатов работы ИУ, ба‑

зирующаяся на стандартах мирового академического рынка.

• Система высшего образования непрозрачна для потребите‑

лей и государства. Отсутствует информация о «человеческом

капитале» выпускников (карьере и доходах), что не позволяет

абитуриентам и работодателям делать обоснованный выбор.

Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифи-

цированные рабочие стали дефицитом, при этом система об‑

разования не может «поставить» на рынок необходимых ра‑

ботников. С другой стороны, растет «навес людей с дипломом

о высшем образовании». Это выпускники с развитыми социальны-

10 000

______

___

________

_______

_____

_______

___ ____

_ ____

_____

_________

_______

20 000

30 000

40 000

50 000

60 000

70 000

80 000

90 000

100 000 _______ __________ _____ ____________ __________

_ __ ____ ________

Рис. 5. Относительные заработки российских и зарубежных

профессоров, 2008 г., долл. США по ППС в год

Источник: Проект по изучению акаде-

мических контрактов, НИУ ВШЭ;

CIHE; World Bank

ми навыками и большими запросами, но низким профессиональ-

ным уровнем. Они предъявляют высокие требования к уровню

ожидаемого вознаграждения и качеству рабочего места (от‑

сутствие ручного и монотонного труда, высокая доля комму‑

никации, гибкий график). Но число таких рабочих мест состав‑

ляет в экономике России не больше 30% и не может вырасти

за 10 лет больше, чем на 10–12 п. п. даже в самом благоприят‑

ном сценарии.

Дефицит квалифицированных исполнителей не может быть

смягчен за счет миграционного притока — структура мигрантов

за последние годы заметно ухудшилась. Если крупные корпо‑

рации пытаются создать собственные системы подготовки (пе‑

реучивания) квалифицированных кадров, то малый и средний

бизнес обречен при существующем положении дел на низкое ка‑

чество работы и повсеместное отступление от технологий.

Рост сектора корпоративного образования характеризуется

сравнительно противоречивыми показателями. С одной сторо‑

ны, по данным Росстата, в среднем по стране расходы на допол-

нительное образование работников (профпереподготовка и повы-

шение квалификации) составляют только 0,4% от общих расходов

предприятий на персонал. Для примера, во Франции, в соответ‑

ствии с действующим законодательством, каждое предприятие

и организация с числом работающих от 10 чел. и более обяза‑

но перечислять на профессиональное обучение не менее 1,5%

от фонда оплаты труда.

С другой стороны, 66% работодателей предпочитают доучи-

вать и переучивать своих работников на базе собственных образо-

вательных подразделений (данные Центра человеческих ресурсов

при РАНХиГС). В 2000–2010 гг. резко увеличилось количество

т. н. «корпоративных университетов» — учебных центров внутри

крупных корпораций, которые осуществляют развитие профес‑

сиональных компетенций сотрудников — с 10 до 64 (данные Мо‑

сковской школы управления «Сколково»).

Подобное противоречие между официальными данными

и динамикой рынка может объясняться устаревшей системой

учета и регулирования образования на рабочем месте. Значи‑

тельное количество работодателей (особенно крупных) настаи‑

вают на пересмотре нормативов, регулирующих форматы професси-

ональной подготовки и повышения квалификации.

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 10. Профессиональное образование

288 289

В целом, в отношении т. н. непрерывного образования (lifelong

learning) Россия по доле обучающихся отстает от большин‑

ства развитых стран.

Но уровень распространения непрерывного образования кор‑

релирует с производительностью труда. Например, Швейцария,

Швеция и Финляндия (лидеры по ДПО) имеют производитель‑

ность на уровне 110–120% от среднеевропейской. Страны-аут‑

сайдеры — Болгария, Румыния — наоборот, низкую (от 30 до 40%

от среднеевропейской, уступая по этому показателю России). Раз‑

умеется, эти данные не позволяют однозначно утверждать о на‑

личии прямого влияния дополнительного образования на произ‑

водительность труда, однако само наличие связи не может быть

проигнорировано в процессе определения задач образователь‑

ной политики.

Для достижения среднего по странам ОЭСР уровня включен‑

ности граждан в непрерывное образование общая численность

лиц, ежегодно проходящих повышение квалификации и профес‑

сиональную переподготовку, должна составлять не менее 15 млн

человек (20–25% занятого населения РФ), а для выхода на пока‑

затели лучших по развитию непрерывного образования стран —

свыше 25 млн чел. В настоящий момент численность составля‑

ет не более 5 млн чел.

Показателен тот факт, что по результатам социологиче‑

ских опросов доля взрослых, проходящих обучение в компани‑

ях по подбору персонала, выше, чем доля проходящих обучение

в государственной службе занятости. Это указывает на доста‑

точно высокую активность частного бизнеса в сфере предостав‑

ления услуг содействия трудоустройству и обучению взрослых.

По данным проведенных ГУ-ВШЭ социологических опросов,

свыше 95% обучения взрослых связанно с их трудовой деятель‑

ностью. Из приведенных данных следует, что сегмент общераз‑

вивающего обучения взрослых в РФ в настоящее время практи‑

чески не представлен.

В ряде стран вступление в трудовую жизнь часто происходит

после завершения учебы, в то время, как в других странах уче‑

ба и работа часто совмещаются. Программы учебы-работы, до‑

вольно распространенные в европейских странах, представля‑

ют собой хорошо структурированные пути профессионального

обучения, дающие общепризнанную профессиональную квали‑

фикацию. Переход РФ на уровневые программы в высшем об‑

разовании и возможное внедрение программ «прикладного ба‑

калавриата» может дать студентам большие возможности для

чередования работы и обучения, больше свободы выбора графи‑

ка квалификационного роста, постепенно сформировать в мас‑

совом сознании философию обучения на протяжении всей жизни.

Это особенно актуально с учетом сложившегося «навеса высшего

образования» и наличия значительной группы молодежи, име‑

ющей дипломы о высшем образовании, но не имеющей профес‑

сиональных навыков.

2. Сценарии и тренды

Россия вплотную приблизилась к всеобщему высшему образова-

нию. Если же говорить в терминах международной классифи‑

кации образования о третичном образовании (учитывающем

российские программы среднего профессионального и высшего

образования), то массовое профессиональное образование в Рос‑

сии есть уже сейчас.

Вопрос (и вызов текущей ситуации) заключается в правиль‑

ном структурировании профессионального образования и в обе‑

спечении его качества.

В силу объективных обстоятельств сегодня складываются

позитивные условия для осуществления соответствующих мер.

До середины текущего десятилетия будет продолжаться нега‑

тивная демографическая тенденция сокращения численности

потенциальных студентов программ профессионального обра‑

зования — молодежи в возрасте 17–25 лет. Это обстоятельство

позволит высвободить бюджетные ресурсы, необходимые для мо-

дернизации институциональной структуры и содержания професси-

онального образования, обновления корпуса преподавательских

и научных работников образовательных учреждений и реализа‑

ции других мер, направленных на повышение качества оказы‑

ваемых образовательных услуг.

При сохранении существующей структуры и институтов бу‑

дет продолжаться расхождение между формальной системой об-

разования и практическим поведением ее участников и потреби-

телей. Феномен «общего высшего образования» — обучение для

диплома — будет в возрастающем числе случаев вести к поис‑

ку абитуриентами таких вузов, которые требуют от них мини‑

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 10. Профессиональное образование

290 291

мальных усилий. Такие «вузы-клубы» будут возникать не толь‑

ко в негосударственном, но и в государственном секторе. Наряду

с этим оформится и будет быстро развиваться параллельная си‑

стема приобретения реальных профессиональных компетенций

на чисто рыночной основе: это и негосударственные вузы, вклю‑

чающие развивающийся сектор корпоративных университетов,

и независимые центры повышения квалификации и профессио‑

нальных компетенций, специализирующиеся на подготовке ква‑

лифицированных работников. Бюджетное финансирование по‑

добной системы достигнет 0,7% ВВП к 2020 г.

В результате за счет государства будет обеспечиваться на‑

бор базовых социальных компетенций, а профессиональное об‑

учение станет сугубо платным. Это приведет к окончательной

остановке социальных лифтов, обеспечиваемых образованием.

Растущий дефицит квалифицированных рабочих и других ра‑

ботников «исполнительского типа» будет вести к дальнейшему

расширению спроса на мигрантов и серьезно осложнит пер‑

спективы развития новой обрабатывающей промышленности

(в том числе из-за низкого культурно-технического уровня ра‑

ботников). Группа «людей с дипломом, но без квалификации»

может составить в 2020 г. 10–12 млн чел. (20% трудоспособно‑

го населения).

___. ___.

___

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Рис. 6. Численность молодежи в возрасте 15–25 лет, 2011 и 2020 гг.

В связи с вышеперечисленными проблемами становится осо‑

бенно актуальным развитие образования взрослых. У молодежи,

получившей в 2000‑е гг. образование «широкого гуманитарно‑

го профиля», будут востребованы прикладные курсы перепод‑

готовки и повышения квалификации. Учитывая общий высокий

уровень коммуникативных навыков среди этой части населе‑

ния и мотивацию на занятость в постиндустриальных секторах

экономики, можно прогнозировать повышенную эффективность

подобных образовательных программ. Несмотря на то, что в це‑

лом развитие образования взрослых должно строиться на прин‑

ципах свободного рынка (за обучение платит слушатель или

работодатель), на период до 2020 г., на наш взгляд, необходимы от-

дельные точечные инвестиции со стороны государства в этот сектор:

• Софинансирование переподготовки и повышение квалифи‑

кации выпускников вузов 2000‑х гг., не нашедших работу

в 2010‑х гг. (совместно с крупным бизнесом, заинтересован‑

ным в привлечении молодежи).

• Субсидии на развитие массового предпринимательского об‑

разования (особенно в трудоизбыточных регионах, а также

в регионах, где возможно высвоб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...