Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ухудшение качества педагогического корпуса




Доля учителей с высшим образованием в России выше, чем

в странах ОЭСР. При этом российские учителя в среднем не-

сколько старше своих коллег. Имеющиеся данные позволяют ут-

верждать, что проблема заключается не только в привлечении

выпускников педвузов в школу, но и в их закреплении в про-

фессии: за последние пять лет доля учителей со стажем до двух

лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет — со-

кратилась.

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

312 313

Для российского образования характерен так называемый

двойной негативный отбор кадров: во‑первых, в педагогические

вузы идут, как правило, не «по призванию», а в связи с тем, что

не удалось поступить в более престижные учебные заведения;

а во‑вторых, лучшие выпускники педвузов в силу малой при-

влекательности условий труда учителя (низкая заработная пла-

та, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.) не работа-

ют по специальности. По данным Мониторинга качества приема

в государственные вузы1, в 2011 г. в некоторые педагогические

вузы поступили выпускники школ, набравшие по ЕГЭ не более

32–34 баллов из 100.

В стране практически не происходит обновление педагоги-

ческого корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002–

2010 гг. выросла с 11 до 18%. При этом педагоги в возрасте до 30

лет составляют всего 13% общей численности. Ежегодно один-

два новых учителя появляются лишь в 60% школ, в остальных

педагогический состав не пополняется молодежью. В то же вре-

мя стремительно сокращается количество педагогических вакан-

сий: по данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 г.

было 40 тыс. вакансий педагогов, а в 2011 г. их осталось не бо-

лее 8 тыс.

Основной причиной низкой сменяемости кадров является не-

достаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход

пенсионера меньше дохода работающего учителя в 3–4 раза. При

таких условиях учителя стремятся работать в школе «до послед-

него дня», препятствуя тем самым естественному обновлению

кадров.

При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне

медленном обновлении кадрового состава педагогических работни-

ков вложения в повышение их квалификации не могут быть эффек-

тивными. Существующая модель подготовки избыточного количе-

ства будущих учителей в специализированных вузах не позволяет

преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профес-

сиональную компетентность учителя, соответствующую современным

требованиям.

1 Подготовлен Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) и РИА Новости в рам-

ках совместного проекта «Общественный контроль за процедурами приема

в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» по заказу

Общественной палаты РФ.

Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции,

является низкая заработная плата педагогов. В практике меж-

дународных сравнительных исследований наиболее часто рас-

сматриваются три показателя: собственно оплата труда (годовая

заработная плата учителя с 15-летним стажем и минимальной

подготовкой, включая налоги, в долларах по ППС), а также от-

ношение заработной платы той же категории преподавателей

к ВВП на душу населения и к средней заработной плате заня-

тых в экономике с тем же уровнем образования.

Конечно, размер оплаты труда в образовании зависит от уров-

ня экономического развития страны, но (как видно из рисунка)

уровень оплаты труда педагогов в нашей стране существенно

ниже, чем должен был бы быть исходя из сложившихся в мире со-

отношений. Более того, в странах с ВВП на душу населения мень-

ше, чем в России,— в Чили и Мексике — зарплата педагогов в аб-

солютном выражении в четыре раза выше, чем в нашей стране.

Заработная плата учителя средней школы в России составля-

ет 37% средней заработной платы занятых в экономике специ-

10 000

20 000

30 000

40 000

50 000

60 000

70 000

0,0 10000,0 20000,0 30000,0 40000,0 50000,0 60000,0

_______ __________ _____,

____. ___

___ __ __ ________, ____. ___

Рис. 5. Средняя заработная плата учителя начальной школы

с 15-летним стажем в странах ОЭСР и в России, международные

доллары по ППС в год

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

314 315

алистов с третичным образованием. Это меньше, чем в любой

из стран ОЭСР, и в два раза ниже среднего показателя по стра-

нам ОЭСР (81%)1.

По данным мониторинга «Наша новая школа»2, в 2010 г. сред-

немесячная начисленная заработная плата учителей общеобра-

зовательных учреждений в России составляла около 13,8 тыс. руб.

(средняя зарплата по экономике, согласно данным Росстата, со-

ставила около 24,1 тыс. руб.). Только в 10% субъектов РФ зарпла-

та учителей достигала уровня средней заработной платы по эко-

номике региона или превышала ее.

С 2011 г. реализуются региональные проекты модернизации

систем общего образования, приоритетной задачей которых яв-

ляется существенное повышение среднего уровня заработной

платы учителей. Среднемесячная начисленная заработная пла-

та приблизилась к 21 тыс. руб. Средний уровень заработной пла-

ты учителей доведен до среднего значения по экономике реги-

она или превышает его в 69 субъектах Российской Федерации.

Численность молодых специалистов за год увеличилась на 10%.

Это существенный рывок, однако есть все основания полагать,

что данный проект, к сожалению, не позволит системно и в раз-

умные сроки решить проблему качества педагогического корпуса.

Сегодняшняя привязка заработной платы учителей к средней

по региону при усилении межрегиональной трудовой мобильно-

сти может усиливать дифференциацию региональных систем об-

разования по качеству педагогического состава. При этом более

высокий уровень оплаты не приведет к немедленному повыше-

нию качества работы учителей, поскольку восстановление трудо-

вой лояльности и овладение современными технологиями требу-

ет изменения сложившейся профессиональной и организацион-

ной культуры. В среднесрочной перспективе повышение зарплаты

без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести

к замедлению качественного обновления учительского корпуса.

В дошкольных образовательных учреждениях наблюдается

тенденция к консервации низкого, даже по сравнению со школь-

1 Это данные 2009 г., они не учитывают значительного роста заработной платы

учителей в 2011 г.

2 Электронный мониторинг реализации НОИ «Наша новая школа» производится

АНО ДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» — http://

www.kpmo.ru/.

ными педагогами, уровня заработной платы педагогического

персонала. В настоящее время он составляет 60% от средней за-

работной платы по экономике. Это существенно снижает каче-

ство услуг по содержанию и обучению воспитанников и ведет

к дискриминации группы работников дошкольного образования.

Следует, однако, отметить, что низкая заработная плата рос-

сийских учителей частично компенсируется меньшей, чем у их

коллег в странах ОЭСР, аудиторной нагрузкой

Только в двух странах из 32-х, по которым имеются данные,—

в Греции и Польше — учителя проводят в классе меньше времени,

чем в России. Также в России одно из самых низких соотношений

численности учащихся и преподавателей в средней школе — 8,7

с учетом степени занятости против 13,5 в странах ОЭСР в сред-

нем. Наполняемость класса в России также значительно ниже,

чем в странах ОЭСР в среднем (17,9 против 24), и меньше, чем

в любой из стран ОЭСР, по которым имеются данные.

Поэтому задачи оптимизации соотношения учитель/ученик

остаются актуальными. Вместе с тем преимущественное внима-

ние к ним в последние годы приводило к вытеснению вопросов

качества преподавания на периферию образовательной полити-

ки. Международный опыт свидетельствует, что высокоразвитые

_________

_____

________

_____

_______

_____

507 507

______

_______ __ ____

Рис. 6. Аудиторная нагрузка преподавателей по ступеням

образования, часов в год

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

316 317

системы образования, напротив, концентрируют усилия на раз-

витии профессиональных качеств учителя. Надо признать, что

вопросы качества преподавания в России остаются без должного

внимания. Существующие критерии оценки деятельности учи-

теля, в том числе новая система аттестации и заработной пла-

ты, недостаточно ориентированы на анализ реальной днятель-

ности учителя в классе.

Медленное обновление компетенций педагогических ка-

дров отчасти объясняется отсутствием конкуренции на рын-

ке услуг дополнительного профессиональ____________ного образования, что

позволяет сохраняться архаичным по форме и содержанию

программам повышения квалификации. В России очень мед-

ленно приживаются современные подходы повышения квали-

фикации и переподготовки, которые состоят в непрерывном

профессиональном развитии учителей. В этих условиях реали-

зуемые и планируемые масштабные проекты обновления ком-

петенций учителей и руководителей имеют высокий риск ока-

заться неэффективными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...