Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г) мода как форма подражания




 

Понятие и сущность аккультурации:

Аккультурация - это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры, которая называется «культура донор».

Исследование процессов аккультурации относится к началу XX века, и было начато американскими антропологами Редфилдом, Линтоном и Херсковицем. Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах.

Считалось, что эти процессы идут автоматически, культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Иначе говоря, аккультурация понималась как групповой феномен. Однако последнее время аккультурацию стали рассматривать на уровне психологии индивида.

Основные формы аккультурации:

1. Ассимиляция - вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своей культурной идентичности (от норм и ценностей своей культуры)

2. Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации только со своей культурой. Разновидность сепарации, при которой доминантная культура изолирует представителей подчиненной культуры - сегрегация (вынужденная сепарация).

3. Маргинализация - это явление, которое свидетельствует о потере идентичности с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства. Это так же происходит из-за доминант культуры, которая осуществляет насилие по отношению к представителям другой культуры

4. Интеграция - идентификация как с собственной так и с новой культурой.

5. Синтез - взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, которое отличается от составляющих компонентов и имеет собственное качество. Синтез имеет место в том случае, если культура осваивает достижения в тех сферах, которые недостаточно развиты в ней самой, но при этом остается самобытной (Сингапур, Тайвань, Макао).

Результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Аккультурация предстает в следующих аспектах:

- психологическая - представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках другой культуры;

- социо-культурная - умение свободно ориентироваться в новой культуре, решать повседневные проблемы в семье, в быту, в социальной сфере и д.р.

- э кономическая - работа, деловое партнерство, общение и т.д.

Еще одно явление в пространстве взаимодействия - культурная диффузия. Культурная диффузия - взаимное проникновение явлений культуры или целых культурных комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии

Культурное взаимодействие - это культурный контакт, который может пройти бесследно или закончится сильным влиянием взаимодействующих культур (республики СССР).

Каналами культурной диффузии являются: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и тому подобное.

Культурная диффузия бывает двух типов:

- вертикальная (стратификация) - при которой одна культура подчиняется другой

- горизонтальная - при которой устанавливаются равноправные отношения между культурами

Контакты между культурами не всегда бывают плодотворными и полезными. Аккультурация показала, что при влиянии одной культуры на другую, своеобразие культуры-реципиента может утрачиваться. Аккультурация может привести к ассимиляции - растворению группы, подвергавшейся аккультурации, в инокультурной среде.

Возможны и случаи физической деградации и вымирания народов при контактах с более сильной культурной традицией. В этом случае народ, утрачивая собственную культуру, просто не в состоянии усвоить новую. Изменение образа жизни ведет к вымиранию. В такой ситуации оказались многие племена, сохранившие первобытный уклад жизни до 19-20 веков, и столкнувшиеся с динамичными западными культурами. К. Леви-Стросс, один из крупнейших антропологов XX века, описывает, как в Бразилии за период с 1900 по 1950 год вымерло сто племен.

Чем же можно объяснить такое быстрое вымирание? Прежде всего, ввозом из западных стран болезней, против которых организм местного населения не мог бороться. Трагическая судьба племени урубу - одного из индейских племен Северо-Восточной Бразилии - весьма типична в этом отношении.

Помимо инфекционных болезней, серьезной проблемой стал недостаток витаминов и пищи, а также болезни сосудистой системы, повреждения глаз, разрушение зубов. Этих болезней местные племена не знали в то время, когда вели традиционный образ жизни; все они появились, когда индейцы стали жить в деревнях и перестали употреблять собранную в лесу пищу.

Причиной вымирания индейцев являются и другие, менее непосредственные факторы, например, полное крушение их социальной структуры и образа жизни. Жизнь племени каин-ганг подчинялась строгим социальным правилам: жители каждой деревни делились на две группы, и мужчины из одной группы могли жениться только на женщинах из другой. Вместе с падением численности населения разрушались и основы их жизненного уклада. Из-за суровой системы каингангов не каждому мужчине удавалось найти жену, и он был обречен на безбрачие. При таком положении целый народ может исчезнуть в течение нескольких лет.

Сходная судьба постигла многие народы не только Бразилии, но и Австралии, Океании, Африки и других регионов, попавших в орбиту колониальной и культурной экспансии западного мира. Традиционные культуры коренных малочисленных народов России также понесли определенный урон в результате не всегда продуманной политики российского государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...