Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2 Диалектика взаимосвязей национальной и мировой культуры




В процессе межкультурного взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. Поэтому попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия без достаточной для этого информации заканчиваются приписыванием им мотивов поведения, «додумыванием» их характеристик, которые кажутся свойственными тому или иному индивиду. Попытки объяснить причины поведения людей ученые назвали атрибуциями. В современной науке атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринимается в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те представления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуациях межкультурных контактов существование атрибуций прослеживается особенно отчетливо, так как постоянно приходится объяснять «необычное» поведение.

В экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, как если бы они определяли причины их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни такое случается крайне редко, поскольку далеко не всегда имеется вся необходимая информация и время для ее анализа.

Тогда в условиях дефицита информации мы начинаем приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяснение их действиям. Создается целая система такого приписывания, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции. Существует также понятие «фундаментальной ошибки атрибуции».

Суть этой ошибки заключается в том, что всем людям присуще свойство преувеличивать значение личностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вследствие этого причиной собственных негативных действий признается сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведение другого человека объясняется присущими ему личными качествами.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, поэтому социальная интергрированность является важным фактором. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. То есть этот процесс освоения индивидом необходимого количества знаний, умений, навыков и норм общественной жизни, культуры обозначается в гуманитарных науках понятиями инкультурация и социализация.

Паттерн - устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, последовательности действий и построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности

Социализация - это гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена.

В каждой культуре складываются свои способы обучения приемлемому социализированному поведению.

В отличие от социализации, понятие «инкультурация» подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих факторов такими как типы общения с другими людьми, форму поведения с другими людьми, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира.

Процесс инкультурации является более сложным и затяжным, чем социализация, т.к. усвоение культурных норм, ценностей, традиций, обычаев происходит гораздо медленнее.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

- жизнеобеспечение - профессиональная деятельность, дом труд, приобретение и потребление товаров и услуг.

- личностное развитие - приобретение общего и проф. Образования, общения, любительские занятия (хобби)

- социальная коммуникация - формальное и неформальное общение, путешествия, спорт

- восстановление энергетических затрат - потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон

Человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы в течении жизни. Все изменения происходят под непосредственным влиянием социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна.

Способы передачи любой информации:

- вертикальная трансмиссия - в ходе, которой социокультурная информация передается от родителей к детям

- горизонтальная трансмиссия - освоение культурного опыта идет в общении со сверстниками

- непрямая трансмиссия - индивид обучается у окружающих его людей (соседи, учителя).

В процессе инкультурации задействовано большое количество людей и общественных институтов, которые получили название агентов и институтов соответственно.

Все эти функции в совокупности осуществляются семьей, школой, СМИ, группы по интересам. На разных этапах жизненного пути эти функции получают разную реализацию.

Культура - это сущностная характеристика человека, связанная с чисто человеческими способностями целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет отношение к нему, является частью культуры.

«Образ для себя» и «образ для других» и иные элементы культуры кристаллизируются вокруг ее «центральной зоны» согласно условиям, задаваемым культурно-политическим окружением. Этот процесс можно наблюдать, например, при смене идеологий, принятых в том или ином обществе. Смена идеологии имеет свои закономерности и вызывается необходимостью выражения культурной традиции на новом языке - языке, соответствующем настоящему социально-политическому состоянию этноса.

Культура должна дать человеку возможность определить себя в мире и дать ему такой образ жизни, в котором он мог бы действовать - упорядоченную схему космоса, обеспечивающую возможность человеческой активности в мире.

Культура и социальная сфера, в которой происходит становление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающей действительности. Влияние культурной составляющей восприятия можно видеть наиболее отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими другой культуре.

Изменения в культуре общества не охватывают одновременно всю совокупность культурных смыслов и значений и не затрагивают в равной степени все социальные группы. Новые элементы культуры лишь постепенно получают распространение, нередко наталкиваясь на инерцию, сопротивление приверженцев устоявшейся культуры. «Новое» и «старое», «свое» и «чужое» могут сосуществовать на протяжении достаточно долгого времени, что нередко служит источником напряженности в обществе.

Культура преломляется в каждом индивидууме по-разному, и это не случайный, а закономерный процесс. Культура как бы распределяется между ее носителями. Внутри единой этнической культуры мы можем встретить слои, психологические характеристики которых будут различны, а установки прямо противоположны, но все они вместе служат поддержанию целостности культуры.

Современная этнопсихология началась там, где закончилась вера в существование «души народа», которая могла бы стать носителем особой «народной психологии», а потому ключевой проблемой, которую так или иначе пытались решить антропологи, была проблема соотношения индивида, человеческой личности и народа, культуры.

Приспособительный эффект для человека достигается, в отличие от животного мира, не генетическими, биологическими наследованными средствами, а социокультурной перестройкой человеческих индивидов путем универсальных преобразований внешней и внутренней среды их обитания. Культура выступает общим адаптивным механизмом этих преобразований, превращая общество в универсальную адаптивно-адаптирующую систему.

Таким образом, культуру в целом можно рассматривать как адаптивную стратегию.

Более того, тот результат адаптации к среде обитания, который является удачным для общества как целого с точки зрения его выживания и развития, может быть не удобен для конкретных индивидов, входящих в эту культуру. Ценой стабильности для культуры некоторых народов могут оказаться повышенные потери и постоянные разрывы в хозяйственно-культурной преемственности.

Каждая культура решает комплекс проблем. Главная проблема заключается в том, чтобы связать социальную систему с системой личности. Это достигается через обучение, развитие и сохранение на протяжении всего жизненного цикла адекватной мотивации участия в социально признанных и контролируемых обществом моделях действия. Социальная система ориентирует человека на определённые, принятые в ней способы действия и тем самым обеспечивает возможность коллективных действий. Культура прививает человеку набор таких ориентации и тем самым делает его личностью определённого типа, что помогает ему вписаться в общество. В дальнейшем он будет адаптироваться к среде, что-то менять, развиваться, но - на том фундаменте, который получил в семье, при обучении и воспитании.

Разные способы построения культур связаны не только с условиями жизни различных обществ, степенью их развития и историческими обстоятельствами. Дело в том, что на каждой стадии и при всяких условиях всё- таки существует множество возможностей, из которых общество делает выбор. Оригинальность каждой культуры заключается в её собственном способе решения проблем - перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Значимость этих ценностей всегда различна в разных культурах. Вопрос об истоках выбора очень сложен, поэтому обратимся к результатам.

Исторический процесс образуется многими факторами и протекает на нескольких структурных глубинах. Схождения и диалоги - один из факторов. Другие факторы:

- законы социального развития,

- переплетения политических и дипломатических интересов,

- войны,

- революционные движения,

- индивидуальные характеры и т.д.

Все они, причудливо пересекаясь, избавляют историческое движение от мёртвого автоматизма, придают ему непредсказуемый характер. А.И. Герцен называл это непредсказуемое развитие «эмбриогенией истории», «растрёпанной импровизацией истории». Поэтому типологические модели повторяются, никогда не повторяясь.

В реальном историческом процессе внутренние механизмы развития культуры и внешние влияния взаимосвязаны и представляют собой разные проявления единого динамического процесса. Всемирно-исторический процесс подчинён законам пульсации. Гегель писал об изменении, «которое есть гибель, в то же самое время есть возникновение новой жизни». Он указал на своеобразную «эстафетность» исторического развития:

- перерыв в одной исторической традиции ведет за собой передачу её

достижений другой;

- питание собственными плодами может вести к самоотравлению

культуры.

При современном прочтении идеи Гегеля нуждаются в некоторой корректировке: «влияние» - неточно и дискредитировано; «диалог» - более точное понятие, так как в широкой исторической перспективе взаимодействие культур всегда диалогично.

Существует несколько типов взаимодействия культур:

• конфронтация,

• индифферентность,

• диалог

• компромисс.

Представители конфронтационных культур, прежде всего западноевропейских, исходят из положения о своеобразном собственном изначальном цивилизационном превосходстве. Это являлось фактическим основанием для любой экспансии против незападных культур под видом цивилизационной миссии. В XX веке в результате социальных потрясений глобального масштаба многие западные культуры стали менее агрессивны и даже начали вырабатывать компромисс с незападными культурами. Для российской культуры характерна внутренняя диалогичность, возникшая в результате исторического диалога принципиально разных этнических культур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...