Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 Коммуникативные барьеры как культурологическая проблема: стереотипы и предрассудки




Культурные взаимодействия представителей разных культур есть межкультурная коммуникация, в процессе которой носители культурного опыта общаются, обмениваются информацией, устанавливают отношения.

В ходе этого процесса отмечаются три основные стратегии коммуникативного реагирования: избегающая, объясняющая и конфликтная.

Избегающая стратегия - отказ от взаимодействия или сугубо формальный его характер.

Объясняющая стратегия - противодействие точке зрения коммуникативного партнерства с использованием логики и фактов.

Конфликтная стратегия - выражение негативных эмоций, отказ от спокойного и аргументированного обсуждения различных тем, критика и нападки на представителя «другой» культуры.

Следует подчеркнуть, что в процессе нашей коммуникации с представителями других культур ошибки атрибуции очень часто бывают причинами напряженности и конфликта. Знание или незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.

Существует множество определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. В современной конфликтологии возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. В ситуации межкультурной напряженности или конфликта наблюдается чрезмерное акцентирование различий противоборствующими сторонами, которое может принимать форму противопоставления своей этнической группы другой группе.

Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие целого множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур будет лежать незнание культурных особенностей партнера по коммуникации.

Процесс взаимодействия легче всего представить в ее наиболее простой форме, то есть как сообщение и передачу определенных данных. Но любая информация передается с помощью той или иной системы знаков. Для этого необходимы отправитель, получатель, инстанция посредничества. Отправитель зашифровывает свою информацию с помощью кода или знаковой системы. Взаимопонимание между партнерами по коммуникации в этом случае взаимодействия может быть достигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание и значение используемых кодов и знаков. Успех достигается лишь в том случае, если участники взаимодействия обладают общей возможностью интерпретации определенного знака. Эти процессы являются важнейшими элементами коммуникативного акта.

При межкультурном взаимодействии каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы. Эти кодовые системы культур, как правило, несопоставимы между собой или в лучшем случае сопоставимы только ограниченно. В связи с этим в процессе коммуникации приобретает важное значение проблема кодирования и декодирования информации. Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и другими. Набор таких символов является сообщением. Декодирование — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение. Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации.

Как известно, восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры. В результате такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т. Д. Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены. Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых, одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, у чужака расценивается как упрямство. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Когда сегодня русский человек говорит, что солнце «всходит и заходит», это не означает, что он не согласен с Коперником и всерьез полагает, что солнце движется вокруг земли. Он может осознавать, что фактически происходит совсем иное: вращаясь вокруг своей оси, земля на какое-то время обращает к солнцу ту часть своей поверхности, где он находится. Способ выражения этой мысли, принятый в русском языке, может отражать существовавшие когда-то представления об устройстве мироздания, но никак не предопределяет мышление современного человека.

Конфликты и противоречия между различными группами в обществе на почве разного «определения ситуации», которые могут приобретать достаточно острые формы, - важный источник культурных и социальных изменений. Немецкие нацисты до своего прихода к власти должны были победить своих противников, представлявших иные версии реальности, прежде всего, коммунистов и социал-демократов, убедить в правильности своего «определения ситуации» тысячи «колеблющихся» немцев (или напугать их и парализовать возможное сопротивление).

Не всегда «переопределение ситуации» сопровождается насилием и агрессией. В современном обществе существует множество социальных движений, целью которых является вполне мирное утверждение новых ценностей, новых взглядов на жизнь.

Прежде чем привычные сегодня демократические ценности и нормы получили в европейских обществах общее признание, сторонники этих ценностей должны были вести упорную борьбу за осуществление своих идеалов. Культурным содержанием эпохи буржуазных революций в Западной Европе в ХУП-ХЕХ веках было именно утверждение новых демократических ценностей - индивидуальной свободы, веротерпимости, равенства и др. Современная демократия - результат не только политических революций, но и революции ценностей. Причем вторая предшествовала первой.

Конфликт проявляется, в частности, во взаимоотношениях людей и групп, выступающих приверженцами с одно», стороны, новых, с другой - привычных, устоявшихся культурных образцов. Конфликт или противоречие между новым и старым может проявляться и на уровне индивидуального сознания.

Знание о разных культурах и существование в одной из них часто не совпадают друг с другом. Можно знать нравы и законы ислама, но при этом не быть мусульманином. Можно быть представителем русской культуры и не являться при этом русским по крови, ровно, как и наоборот. Необходимо преодоление границы между «своим» и «чужим» в культуре, чтобы взаимодействие было более полным и эффективным. Если же глубина различий между культурами велика, то все, попадающие в инокультурную среду (туристы, эмигранты, и т.п.), испытывают культурный шок.

Культурный шок - это стрессогенное воздействие новой культуры на человека. Понятие «культурный шок» было введено в 60-м году американским ученым Обергом.

Выделяются основные параметры и формы проявления культурного

шока:

• напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации

• чувство потери из-за лишения друзей, положения, профессии

• чувство одиночества или отверженности в новой культуре, которое может превратиться в отрицание этой культуры

• тревога, переходящая в негодование и отвращения после осознания культурных ценностей

• чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией

Механизмы развития культурного шока:

Оберг предложил модель «кривой адаптации», 11-образная кривая которая состоит из 5 ступеней:

1. медовый месяц - любой иммигрант полон надежд и стремлений

2. критический - непривычная окружающая среда, и культура начинает оказывать негативное воздействие на человека. Период разочарования, депрессии. В этот период эмигранты стараются ограничить общение только со своими земляками

3. суперкритический - культурный шок достигает своего эпогея. На этом этапе часто возник физические и психические болезни

4. оптимистический - человек становится более уверенным и удовлетворенным своим положением в обществе и культуре

5. полная адаптация, происходит через 4-5 лет.

Возвращающиеся на родину мигранты проходят процесс реадаптации и испытывают шок возвращения. \У-образная кривая реадаптации

Степень выраженности культурного шока и продолжительность адаптации зависит от множества факторов, которые можно объединить в 2 группы: внутренние (индивидуальные) - пол, возраст, черты характера. Чем старше человек, тем ему сложнее, женщинам сложнее, чем мужчинам, если человек общительный, то ему легче, среди черт характера психологи выделяют следующие черты для адаптации:

1. профессиональная компетентность,

2. высокая самооценка, общительность,

3. экстравертность,

4. открытость для разных взглядов,

5. терпимость,

6. интерес к окружающим людям,

7. внутренний самоконтроль,

8. смелость,

9. настойчивость.

 

Сюда также относятся и внутреннее отношение общества, жизненного опыта человека, мотивы к адаптации. Высокая степень мотивации для преодоления культурного шока характерна для студентов, эмигрантов на постоянное место жительства.

Внешние (групповые) - культурная дистанция, т.е. степень различий между родной и новой культурой; особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Как правило, плохо переносят культурный шок люди из доминантных культур, «великих держав» и представители индивидуалистских культур.

Преодоление культурного шока осуществляется по следующим основным направлениям:

гетоизация - образование внутри новой культуры изолированных анклавов (гетто);

ассимиляция - приспособление к новой культуре и отказ от наследия старой культуры;

взаимодействие - поиск средней линии, совмещение старой и новой для человека культуры;

колонизация — четкое противопоставление себя той культуре, в которой оказались новоприбывшие.

Культурный шок, как можно наблюдать, является фактором активизации межкультурного взаимодействия.

Еще одним способом достижения межкультурного равновесия является диалог, в котором возникает общность, целостность, пробивающие себе дорогу через тернии различий.

Умение и готовность народов с различным мировоззрением, ценностями и интересами вести диалог является мощным противодействием военным конфликтам. Там, где преобладают страх, ненависть или предрассудки, диалог вряд ли будет свободным и искренним. От того, насколько высок уровень гражданской, этнической и национальной толерантности массового общественного сознания, во многом зависит будущее всего человечества. Под толерантностью понимается терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, отличающимися от превалирующего типа или не придерживающимися общепринятых мнений. Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом и в принципе готовы к сближению с ними.

Отношение диалогичного партнёрства в принципе ассиметрично. В начале диалога доминирующая сторона, приписывая себе центральную позицию в культурном мире, навязывает принимающим положение периферии. Эта модель усваивается ими, и они сами себя оценивают подобным образом (одновременно приписывая себе признаки новизны, молодости, позицию «начинающих»). Однако, по мере приближения к кульминационному моменту, «новая» культура начинает утверждать свою древность и претендовать на центральную позицию в культурном мире.

Не менее существенно и то, что переходя в состояние передающего, культура, как правило, выбрасывает значительно большее число текстов, чем то, что она впитала в прошедшем, и резко расширяет пространство своего воздействия.

При всей типологической общности разнообразных диалогов культур, каждый из них протекает своеобразно, в соответствии с историко- национальными условиями.

Передающая сторона доминирует в межкультурном диалоге по праву наследницы некоторого опыта, полученного в предшествующих контактах. При этом она искренне полагает, что передаёт своё богатство и не делает различия между авторитетностью передаваемых ею текстов и своим собственным авторитетом. А получатель может воспринимать эту «наследницу» как временную (и часто недостойную) хранительницу доставшихся ей культурных ценностей. В этом случае высокая оценка получаемых текстов может подразумевать низкую оценку тех, от кого они получены. Сам факт получения культурного наследства рассматривается как обретение идеями их подлинного достойного места. Такое явление можно назвать бунтом периферии против центра.

Однако в зависимости от участников, целей и задач содержание диалога меняется. Он часто переходит с вербального уровня на язык встреч, мероприятий, консультаций, конференций и так далее. При этом достигается цель разрешения назревших проблем, устранение препятствий, выработки перспективных задач деятельности, обогащения позиций.

Если экономика и политика разделяют людей и народы, создают между ними определенную иерархию, то культура связывает их отношениями подлинной свободы и равенства, когда каждый, сохраняя собственное лицо, свою индивидуальность, открывает в другом столь же свободную и равную себе личность. Культура здесь - синоним общения и диалога (недаром идея «диалога культур» получила в России такое развитие), того, что связывает и объединяет людей в общемировом пространстве, а не разделяет и не противопоставляет их по признаку силы и богатства. Русская культура неизменно следовала этому принципу, видя в других культурах не противника, а собеседника, ещё один повод для новых встреч и открытий.

Ф.М. Достоевский справедливо обозначил это её качество как «всемирную отзывчивость», как способность быть со всеми и перевоплощаться во всех.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...