Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Гнев больше причиняет вреда, чем приносит пользы




8. Гнев больше причиняет вреда, чем приносит пользы

 

Марк очень часто упоминает в связи с когнитивным дистанцированием другую технику, которую мы назвали функциональным анализом. Суть ее в том, чтобы подумать о последствиях ситуации, в которой вы поддаетесь гневу, и ситуации, когда вы реагируете спокойно, здраво и, возможно, проявляете эмпатию и доброту. Как вариант, можно просто напомнить себе, что гнев на самом деле причиняет скорее вред, чем пользу. Стоики любили представлять, как безобразно и неестественно выглядит гнев – сердитое, раскрасневшееся, искаженное гримасой злобы лицо человека, охваченного приступом ужасной болезни[186]. Марк видит бесконечную уродливость гнева, которая свидетельствует о том, что гнев неестественен и противен разуму.

Опять же, мы должны спросить, куда ведет нас гнев? Он абсолютно бесплоден. Марк советует иметь в виду, что люди продолжат поступать, как считают нужным, хоть ты взорвись от ярости[187]. Хуже всего то, что наш гнев не только бесплоден, но и имеет противоположный эффект. Он замечает, что зачастую, чтобы устранить последствия потери самообладания, требуется больше усилий, чем для того, чтобы проявить терпение к поступкам, вызывающим гнев. Стоики считают, что мы обижаемся, когда думаем, что действия других людей в какой‑ то мере угрожают нашим интересам. Однако как только вы поймете, что ваш гнев является куда более существенной угрозой, чем то, что его вызывает, вы неизбежно начнете контролировать эту эмоцию.

Гнев в ответ на мнимые обиды причиняет нам больше вреда, чем сами обиды, правда в более фундаментальном смысле. Поступки других людей – это внешняя реальность, которая не должна затрагивать наш характер, но наш собственный гнев изменяет нас до неузнаваемости, превращает нас в животных, а для стоиков это самый большой вред. Поэтому Марк напоминает себе, что порок другого человека не может проникнуть в его характер, если только он сам не позволит ему это сделать. Как ни странно, гнев больше причиняет вреда человеку, который его испытывает, несмотря на то что он в силах прекратить гневаться[188]. Поэтому прежде всего мы должны научиться управлять собственным гневом, а уже потом думать, что делать с тем, что его вызывает. На протяжении всех «Размышлений» Марк нередко обращается к этой идее и выражает ее немного по‑ другому: мы должны оставить зло тому, кто грешит. «Предоставь чужим заблуждениям оставаться там, где они имели место». Нам кто‑ то причинил зло? Это его проблема, а не наша. Человек, который причиняет зло, причиняет зло самому себе; тот, кто поступает несправедливо, поступает несправедливо по отношению к самому себе, потому что наносит, по мнению Марка, вред только себе. Обидчик вредит собственному характеру; вы не должны разделять с ним его несчастье, вынося оценочные суждения о том, что он обидел вас и причинил вам зло[189].

И опять можно представить, что Марк мог думать о своих соперниках, например Кассии, когда он предупреждал себя не отвечать своим врагам теми же чувствами, что они испытывают к нему. Подобным образом мы не должны заражаться мнениями злых людей или мнениями, которые они хотят нам навязать. Одним словом, лучший способ мести – не опускаться до их уровня и не позволять себе гневаться на них[190]. Если кто‑ то тебя ненавидит, говорит Марк, это его проблема. Мы должны заботиться только о том, чтобы не делать ничего такого, за что нас могли бы ненавидеть.

 

9. Природа наделяет нас добродетелями, которые помогают нам справиться с гневом

 

Марк также рекомендует применить еще одну известную стоическую технику преодоления гнева, которую мы назвали размышлением о добродетели. Мы должны спросить себя, какой добродетелью или способностью нас наделила Природа, чтобы мы могли справиться с возникшей ситуацией. Есть несколько тесно связанных между собой вопросов, которые вы можете задать: как люди справляются с гневом? Как поступила бы в этом случае ваша ролевая модель? Что именно восхищает вас в определенных людях, когда они оказываются в ситуациях, в которых другие теряют самообладание? Марк считает, что мы должны принять тот факт, что зло неизбежно в этом мире, и затем спросить: «Какой добродетелью Природа наделила человека, чтобы тот мог отреагировать на это зло? » Он объясняет это, сравнивая добродетели с лекарством, прописанным врачом‑ природой как противоядие от порока[191].

Главным лекарством от гнева для Марка является стоическая добродетель – доброта, которая вместе с порядочностью образует важнейшую социальную добродетель справедливость. Стоики рассматривали гнев как желание причинить вред другим людям. Доброта по своей сути является противоположностью: расположение к другим людям и желание помочь им. Однако поступки людей от нас не зависят, поэтому мы должны проявлять доброту и расположение к ним с мысленной оговоркой наперед: «Если судьбе будет угодно». Подобно стрелку Катона, стоик должен выбрать цель (польза людям), но довольствоваться тем, что ему хотя бы удалось проявить доброту, и быть готовым спокойно принять как успех, так и неудачу.

Рассуждая таким образом, Марк приводит конкретный пример: он описывает воображаемую встречу с человеком, который испытывает его терпение своей враждебностью. Марк представляет, что ненавязчиво указывает тому человеку верное направление со словами: «Нет, мой сын, мы созданы для другого. Мне‑ то ты не причинишь вреда, а вот себя погубишь». Марк объясняет, что мы должны обращаться с такими людьми деликатно, напоминая им, что человеческие существа предназначены для совместной жизни в обществе, как пчелы и другие коллективные животные, и не должны конфликтовать друг с другом. Нам не следует делать саркастических замечаний или строгих выговоров, напротив, следует отвечать с теплотой и сердечностью. Мы должны быть просты и честны с ними, а не читать нравоучительные лекции, как какой‑ нибудь профессор или оратор, пытающийся произвести впечатление на массы. Сразу хочется представить, думал ли Марк о том, как ему разговаривать с такими людьми, как Кассий или даже его собственный сын Коммод. Для стоиков доброта прежде всего означает воспитание других или желание, чтобы они обрели мудрость, избавились от пороков и страстей. Это желание обратить врагов в друзей, если судьбе будет угодно. Подавая пример доброты, Марк воспитывает другого человека в соответствии с двумя важнейшими принципами, о которых он упоминал раньше.

1. Гнев причиняет больше вреда нам, чем тому человеку, на кого он направлен.

2. Люди по своей сути социальные существа; Природой задумано, чтобы мы не воевали друг с другом, а помогали.

Здесь он приводит другую дихотомию: либо мы можем воспитать другого человека и изменить его мнение, либо мы не можем этого сделать. Если мы можем научить его поступать лучше, то должны это сделать; если нет, должны принять это без гнева. Поэтому Марк проявляет участие к человеку, на которого сердится, и думает, как потактичнее с ним помириться. Может быть, он еще в молодости научился этому у Рустика и других учителей, когда те пытались исправить его поведение?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...