Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.2.3 Взлет по-самолетному. Рис. 101. Траектория выполнения взлета по-самолетному




6. 2. 3 Взлет по-самолетному

Взлет по-самолетному (рис. 101) – неустановившееся движение вертолета с момента страгивания до отделения от ВПП и набора высоты 10 м. Данный способ взлета требует хорошо укатанной ровной площадки для безопасного разбега вертолета, исключая возможность опрокидывания и столкновения с препятствиями.

В процессе разбега, при взлете по-самолетному, вследствие косой обдувки НВ и РВ, увеличивается избыток мощности Δ N = NР - NГП. Этот избыток мощности и определяет возможность взлета перегруженного для данных условий вертолета.

Разбег вертолета обеспечивается тангенциальной силой НВ, создаваемой отклонением ручки управления.

Отрыв вертолета от земли осуществляется путем дальнейшего увеличения ОШ и мощности двигателей. Для парирования тенденции вертолета к отрыву сначала основных колес РУ отклонять на себя.

Вертолет Ми-8Т с GНОРМ.  в условиях дефицита мощности двигателей (высокогорье, повышенная температура наружного воздуха) выполняет разбег до VОТР = 40 – 50 км/ч длиной 80 – 120 м. Если  вертолет имеет увеличенную полетную массу, VОТР = 60 – 80 км/ч, а длина разбега – 180 – 220 м.

Взлет по-самолетному разрешается производить, если вертолет при взлетном режиме работы двигателей не может висеть на высоте 3 м, но висит не менее 1 м над землей. При выполнении взлета по-самолётиому должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота.

Произвести контрольное висение, приземлить вертолет, уменьшить общий шаг несущего винта до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте.

    Убедившись, что вертолет зависает на высоте не менее 1 м, а показания приборов нормальные и коррекция введена полностью вправо, отклонением ручки управления от себя и плавным увеличением общего шага перевести вертолет в разбег до скорости 20 — 50 км/ч. Дальнейшим увеличением общего шага несущего винта (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.

 

Рис. 101. Траектория выполнения взлета по-самолетному

При разбеге вертолет стремится к отрыву сначала с основных колес, затем с носового колеса. Это стремление нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением ручки управления на себя.

После отрыва вертолета с плавным уходом от земли довести скорость до 120 км/ч и перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250— 300 м.

 При взлете с площадок ограниченных размеров, окруженных препятствиями, для уменьшения взлетной дистанции высоту следует набирать на скорости 50—60 км/ч.

Отрыв вертолета производить через 1—2 с после «клевка» плавным отклонением ручки управления на себя на приборной скорости 60—65 км/ч. Набор высоты до 10 м производить с разгоном до скорости 70—80 км/ч. Дальнейший набор высоты производить на скорости 120 км/ч.

Потребная длина бетонированной ВПП для взлета с предельным взлетным весом 13000 кгс составляет 150 м, а потребная длина рабочей площадки—340 м. При центровках вертолета, близких к предельно задней, длина разбега, потребные длина ВПП и взлетная дистанция возрастают в 1, 5 раза.

После взлета и набора заданной высоты в горизонтальном прямолинейном полете отключить автопилот кнопкой на ручке управления, сбалансировать вертолет и включить каналы направления, крена и тангажа автопилота нажатием соответствующих ламп-кнопок на пульте управления.

Возможность взлета по-самолетному перегруженного вертолета с высокогорной площадки, при повышенной температуре наружного воздуха часто ограничивается длиной взлетной полосы и взлетной дистанции. В этих условиях может быть использована модификация способа по-самолетному с разбегом на переднем колесе.

Взлет с разбегом на носовом колесе применять при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега с площадок, поверхность и состояние грунта которых обеспечивают безопасный разбег вертолета.

Для подготовки к выполнению взлета с разбегом на носовом колесе необходимо после контрольного висения приземлить вертолет, выключить автопилот, убедиться, что показания приборов нормальные и коррекция введена полностью вправо, установить минимальный шаг винта; затормозить колеса,  отклонив ручку управления от себя на максимально возможную величину, включить каналы тангажа и крена автопилота и, отклонив ручку управления на максимально возможную величину на себя, механизмом триммирования снять усилия на ручке управления. Максимально возможные величины отклонения ручки управления от себя и на себя определяются по условию отсутствия ударов лопастей по упорам горизонтальных шарниров.

При таком порядке включения автопилота и снятия усилий с ручки управления автопилот помогает летчику в пилотировании при энергичном изменении балансировки в процессе разбега с отданной от себя ручкой. Кроме того, уменьшаются усилия на ручке в момент отрыва вертолета от земли.

Растормозить колеса. Плавным увеличением общего шага несущего винта довести вертолет до состояния отрыва основных колес шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса шасси, после чего плавно (за 3–5 с) отклонить ручку управления от себя на 1/2–2/3 ее хода вперед и перевести вертолет в режим разбега с углом тангажа на пикирование, отличающимся от исходного значения при контрольном висении на 7–8° (8-9°).

Необходимый угол тангажа на разбеге устанавливается командиром экипажа путем выдерживания положения концов лопастей на уровне горизонта и контролируется летчиком-штурманом по авиагоризонту.

Если разбег начинается при режиме работы двигателей ниже взлетного, то в процессе разбега его необходимо плавно увеличивать до взлетного к моменту достижения скорости отрыва.

При разбеге на скорости около 30 - 40 км/ч вертолет имеет тенденцию к кабрированию и «приседанию» на осноные колеса шасси. После прохождения скорости 40 км/ч вертолет имеет тенденцию к энергичному пикированию («клевку»).

Тенденцию к кабрированию необходимо частично парировать отклонением ручки управления от себя. Тенденцию к пикированию необходимо парировать отклонением ручки управления на себя. Потребное для парирования этих тенденций при разбеге отклонение ручки определяется из условия выдерживания концов лопастей винта на уровне линии горизонта.

Отрыв вертолета от земли производить:

- на скорости 30–40 км/ч (через 1–2 с после «клевка»), если вертолет при контрольном висении висел на высоте более 1 м;

- на приборной скорости 50–60 км/ч (через 3–5 с после «клевка»), если вертолет при контрольном висении висел на высоте менее 1 м.

Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять ручку управления на себя.

Длина разбега в штилевых условиях на высотах 1500–3000 м над уровнем моря составляет соответственно:

- 90–110 м при отрыве на скорости 40 км/ч;

- 170–190 м при отрыве на приборной скорости 60 км/ч.

После отрыва вертолета с плавным уходом от земли довести скорость до 120 км/ч и перевести вертолет в набор высоты. После набора высоты в горизонтальном полете на скорости 120 км/ч отключить автопилот кнопкой на ручке управления, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления нажатием на соответствующие кнопки на пульте управления.

При взлете с площадок ограниченных размеров, окруженных препятствиями, для уменьшения взлетной дистанции высоту следует набирать на приборной скорости 60–70 км/ч. Потребная длина рабочей площадки для взлета вертолета с набором высоты 10 м при взлетном весе, определенном по номограмме рис. 1. 2а, составляет:

- 300 м на высоте 1500 м;

- 350 м на высоте 3000 м.

Этот способ взлета выполняется с отрывом основных колес от взлетной полосы и углом тангажа на пикирование υ = 8 – 90, благодаря чему возрастает тангенциальная сила НВ и темп разгона вертолета. При этом время разгона и длина разбега уменьшаются в среднем в 2 раза по сравнению со взлетом по-самолетному.

Практически взлет данным способом выполняется, если вертолет на контрольном висении может зависнуть на высоте всего 15 – 20 см от колес до поверхности площадки.

Возникает опасение по поводу прочности передней опоры шасси. Действительно, нагружение передней опоры существенно возрастает, но, как показали специальные исследования, никогда не достигает максимально допустимого, к тому же время действия этой повышенной нагрузки почти в 2 раза меньше, чем при обычном взлете по-самолетному.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...