Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.3.3 Техника выполнения планирования на режиме самовращения НВ




7. 3. 3 Техника выполнения планирования на режиме самовращения НВ

Полет на режиме самовращения несущего винта можно выполнить как с полностью введенной вправо, так и с полностью убранной влево коррекцией газа двигателей.

На режиме самовращения с полностью убранной влево коррекцией автомат частоты вращения выключается из работы, поэтому частоту вращения несущего винта необходимо сохранять изменением положения рычага ШАГ-ГАЗ. В том случае, если снижение выполнялось с убранной влево коррекцией, необходимо перед выводом из снижения вначале ввести коррекцию, а затем увеличить общий шаг. Рекомендуемая частота вращения несущего винта 92 – 96%, минимально допустимая – 89%, минимально допустимая в момент приземления – 70%.

Снижение на режиме самовращения несущего винта с неработающими двигателями выполнять на приборных скоростях:

- на высоте 2000 м и более – 100 – 120 км/ч;

- на высоте менее 2000 м – 90 – 200 км/ч.

Вертикальная скорость снижения зависит от выбранной скорости планирования и равна 10 – 12 м/с. Наименьшая вертикальная скорость соответствует скорости планирования 110 – 120 км/ч и равна 10 м/с.

Наивыгоднейшая скорость планирования по прибору, соответствующая максимальной дальности планирования на высотах менее 2000 м, 180 км/ч.

Перед выполнением снижения на режиме самовращения несущего винта нужно развернуть вертолет против ветра, установить режим горизонтального полета на скорости 120 км/ч. Снять нагрузки с органов управления и убедиться в нормальной работе двигателей и трансмиссии. После этого уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения и убедиться, что частота его вращения составляет 95±2%. Стремление вертолета развернуться вправо и опустить нос парировать отклонениями левой педали и ручки управления влево на себя. Рукоятку коррекции повернуть влево до упора. После перехода на режим самовращения изменением положения рычага ШАГ-ГАЗ сохранять частоту вращения несущего винта в допустимых пределах.

Развороты на режиме самовращения несущего винта выполняются с креном не более 20°. При этом нужно иметь в виду, что эффективность органов управления в этом случае меньше, чем в моторном полете (на правом развороте отклонена левая педаль), а увеличение крена более 15° приводит к значительному росту вертикальной скорости снижения. Кроме того, при вводе в разворот незначительно увеличивается частота вращения несущего винта. Объясняется это следующим. При прямолинейном планировании подъемная сила уравновешивает часть силы тяжести вертолета, а при вводе в разворот она еще и искривляет траекторию движения. Поэтому вертикальная составляющая подъемной силы оказывается меньше части силы тяжести вертолета, которую она уравновешивала до ввода в разворот. В результате этого увеличиваются угол планирования, вертикальная скорость снижения и частота вращения несущего винта, что приводит к увеличению тяги (подъемной силы) винта. Вертикальная составляющая подъемной силы будет теперь равна части силы тяжести вертолета, дальнейшее увеличение вертикальной скорости и частоты вращения прекратится.

Частота вращения несущего винта при выполнении разворотов обычно не выходит за допустимые пределы и после вывода из разворота восстанавливается. Поэтому уменьшать частоту вращения несущего винта увеличением общего шага не рекомендуется.

Для вывода из режима самовращения плавно ввести коррекцию газа вправо, затем отклонить рычаг ШАГ-ГАЗ вверх, не допуская уменьшения частоты вращения несущего винта менее 92%, и установить заданный режим работы двигателей. Увеличение темпа отклонения рычага ШАГ-ГАЗ может привести к уменьшению частоты вращения несущего винта ниже минимально допустимой.

Вывод из режима  самовращения  должен быть закончен на высоте не менее 300 м.

7. 4 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА НА РЕЖИМЕ

САМОВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Посадка вертолета на режиме самовращения НВ характеризуется величиной скорости полета в момент приземления, а также величиной вертикальной скорости снижения, которую необходимо погасить за счет использования кинетической энергии вращения несущего винта и движения вертолета, а также энергоемкостью и прочностью шасси. Поступательная скорость в момент приземления определяет как величину пробега, так и безопасность выполнения посадки на неподготовленную площадку.

Основными параметрами, определяющими условия посадки вертолета, являются:

- величина вертикальной скорости, которую можно погасить за счет использования кинетической энергии вращения НВ;

- высота начала «подрыва» НВ и темп увеличения общего шага;

- степень использования кинетической энергии вращения несущего винта и кинетической энергии движения вертолета на посадке.

Если пренебречь вертикальной скоростью в момент приземления, энергия, которая должна быть погашена работой тяги НВ в процессе «подрыва» на пути торможения с высоты hподр. составляет:

,                                        (7. 13)

где G/g – масса вертолета, кг;

VУсн. – вертикальная скорость снижения перед «подрывом», м/с.

Если в процессе «подрыва» ТНВ = G, гашения скорости не будет и приземление вертолета произойдет с вертикальной скоростью, равной VУсн.

Для гашения VУсн. необходимо, чтобы среднее значение ТНВ при «подрыве» превышало силу тяжести вертолета ТНВ > G, т. е. nУср > 1.

Тяга НВ при «подрыве» возрастает в основном за счет использования кинетической энергии вращения НВ.

Можно записать:

 ,                                             (7. 14)

где tподр. – время «подрыва», т. е. время от момента начала увеличения общего шага НВ до приземления.

Баланс энергии на посадке с использованием кинетической энергии вращения несущего винта для гашения вертикальной скорости снижения имеет вид:

 .                           (7. 15)

Правая часть этого соотношения характеризует кинетическую энергию вращения и несущую способность винта, которую можно использовать при «подрыве»; J – момент инерции несущего винта; ω 0 и ω – угловые скорости вращения несущего винта до и после «подрыва»; η * – коэффициент полезного действия несущего винта в процессе «подрыва».

Если решить уравнение (7. 15) относительно VУсн. для различных значений tподр, то получим кривую, характеризующую зависимость величины вертикальной скорости, которую можно погасить при «подрыве», от времени tподр. .

Максимальная величина вертикальной скорости, которая может быть погашена при энергичном «подрыве» за 2, 5 – 3, 5 с, составляет 8 – 10 м/с. Эти параметры можно считать оптимальными при выполнении посадки. Приняв в среднем tподр = 3 с, на основании выражения (7. 14) получим:

hподр. опт.  ≈ 1, 5 VУсн.                                           (7. 16)

Летчику необходимо помнить, что отклонение от оптимальных величин параметров «подрыва» приводит к недоиспользованию кинетической энергии вращения НВ. В отдельных случаях (малая полетная масса вертолета, низкая температура воздуха, встречный ветер, ровная площадка для приземления, когда вертикальная скорость мала, а условия для выполнения посадки благоприятны) в оптимальном использовании энергии несущего винта, казалось бы, нет необходимости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...