Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки и управления рисками банковских продуктов




 

Успешная деятельность банка в целом в значительной мере зависит от избранной стратегии управления рисками. Цель процесса управления банковскими рисками заключается в их ограничении или минимизации, поскольку полностью избегнуть рисков невозможно.

Рисками можно и нужно сознательно управлять, руководствуясь такими правилами:

· все виды рисков взаимосвязанные;

· уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения;

· риски, на которые натыкаются банки, непосредственно связанные с рисками их клиентов;

· банкиры должны стараться избегать рисков даже больше, чем другие предприниматели, поскольку они работают не с собственными, а с чужими деньгами.

Чтобы достичь успехов в той сфере деятельности, которая характеризуется повышенной рискованностью, банкам необходимо создавать и развивать системы управления рисками. С их помощью руководство банка сможет проявить, оценить, локализовать и проконтролировать тот или другой риск.

Система управления рисками состоит из рассмотренных дальше элементов и подсистем:

· управление активами и пассивами;

· реализация кредитной политики;

· установление нормативов и лимитов;

· ценообразование продуктов и услуг;

· управленческий учет и финансовый анализ;

· требования к отчетности и документообороту;

· организация информационно-аналитической службы;

· распределение полномочий в процессе принятия решений;

· мониторинг;

· аудит;

· служба безопасности.

Степень сложности системы оценивания риска должны отвечать степени рискованности среды, в котором работает банк. Системы следует создавать заранее, поскольку потери через их недостаток могут значительно превысить расхода на их создание и внедрение. Типичным примером такой системы есть система кредитных рейтингов, с помощью которой оценивают кредитный риск заемщиков за разными областями, видами предоставленных ссуд, направлениями кредитования, типами заемщиков (юридическое или физический лицо) и т.п.. Система кредитных рейтингов помогает руководству банка установить об(рунтовану процентную ставку, которая включает компенсацию за взятый банком риск.

Процесс управления рисками состоит из таких этапов:

1) идентификация - осознание риска, определение причин его возникновения и рискованных сфер;
2) квантификация - измерение, анализ и оценивания величины риска;
3) минимизация - снижение или ограничение рисков с помощью соответствующих методов управления;
4) мониторинг - осуществление постоянного контроля за уровнем рисков с механизмом обратной связи.
Сложность практической реализации первого этапа процесса управления рисками зависит от источника возникновения и характеристики риска. Механизм принятия управленческих решений в банковском учреждении имеет не только идентифицировать риск, а и разрешать оценить, какие риски и в какой мере может взять на себя банк, а также определять, оправдает ли ожидаемая доходность соответствующий риск. Идентификация и анализ риска на качественном уровне есть необходимой, тем не менее еще не достаточной процедурой.

Важно выявить величину того или другого риска, т.е. провести его квантификацию и эта задача решается на втором этапе управления. Количественное оценивание уровня риска - это важный этап процесса управления, который должных включать оценивание реального (фактического) риска, а также установление границ допустимого риска для отдельных банковских операций, организационных подразделов и финансового учреждения в целом. При этом следует оценить и риски освоения новых рынков, банковских продуктов и направлений деятельности.

Риск экономических решений оценивается ожидаемыми потерями, которые являются следствиями данного решения. Степень риска измеряется потерями (убытками), которые могут произойти в случае реализации этого риска, а также вероятностью, с которой эти потери могут состояться. Когда вероятность потерь высокая, а размер их малый или наоборот - убытки маловероятные, хотя и оцениваются как значительные, то риск считается невысоким (малым). Итак, методы оценки риска, которые формализуют процесс измерения и расчетов, должны определять три основные компонента риска:

· размер (величина) - сумма возможных потерь;

· вероятность наступления отрицательного события;

· продолжительность периода влияния риска.

Вероятность наступления определенного события определяется по помощи объективных и субъективных методов.

Объективные методы определения вероятности основываются на вычислении частоты, с которой в прошлому происходило рассматриваемое событие. Это методы теории вероятностей, экономической статистики, теории игр и другие математические методы.

Субъективные методы опираются на использование оценок и критериев, сформированных на основании предположений, собственных соображений и опыта менеджера, оценок экспертов, суждений консультантов, советов консалтинговой фирмы и т.п.. Субъективные методы применяются тогда, когда риски не подвергаются количественному измерению — квантификации.
Для оценки величины финансовых рисков банка в основном используются три группы показателей:

· статистические величины (стандартное отклонение, вариация, дисперсия, коэффициент бета);

· косвенные показатели рискованности деятельности, вычисленные, как правило, в форме финансовых коэффициентов по данным публичной отчетности;

· аналитические показатели (индикаторы), предназначенные для оценки конкретного вида риска (валютного, процентного, кредитного, инвестиционного, несбалансированной ликвидности и т.п.) в процессе внутреннего анализа деятельности банка

23. Банковские рейтинги, их содержание и значение.

Важным моментом при определении конкурентоспособности коммерческого банка является учет двух ее составляющих статической, связанной с занимаемой позицией на рынке, и динамической, характеризующей тенденции развития рыночного потенциала банка.

Основой оценки статической составляющей конкуренто­спосо­бно­сти зачастую служат разнообразные рей­тинги. В индустриально развитых стра­нах рейтинги коммерческих банков яв­ля­ются необходимым элементом инфо­р­мационной инфраструктуры фина­н­сового рынка. Интерес банков к рейти­нгам объясняется как необходимостью изу­чения рейтинговых показателей сво­их конкурентов для развития банко­вского бизнеса, так и для оценки своего конкурентного положения на рынке бан­ковских услуг.

Наличие высокого рейтинга коммерческому банку дает ряд преимуществ, таких как:

· возможность расширения занимаемой доли рынка;

· повышение рентабельности работы и конкурентоспособности на рынке заемных ресурсов за счет снижения стоимости привлечения ресурсов и установления ставок в зависимости от рейтинга;

· повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.

Рейтинг комме­рческих банков может формироваться как по отдельным финансовым по­ка­зателям банка (размер капитала, при­быль, остаток ссудной задолженности и пр.), так и путем оценки расчетных по­ка­зателей надежности и стабильности.

Среди зарубежных рейтинговых систем набольшую известность получила система CAMEL, принятая в США. Ее важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L). С 1997 г. Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) внесла изменения в Единую систему рейтинга финансовых учреждений UFIRS, более известную под наименованием CAMEL (после внесенных изменений - CAMELS). В нее был добавлен шестой компонент- "Чувствительность к рыночному риску" (S).

Среди российских рейтинговых систем известны следующие: методика Агентства банковской информации еженедельника «Экономика и Жизнь», рейтинги КБ газеты «Коммерсант-Daily», рейтинги кредитоспособности КБ московского региона МБО «Оргбанк», рейтинги стабильных КБ Аналитического центра финансовой информации, методика классификации КБ по группам надежности Информационного центра «Рейтинг», банковские рейтинги «Интерфакс-100» и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...