Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 25 Готический витраж. XII - XIII вв. (Шартр → Ман, Анжер, Пуатье)




Билет № 25 Готический витраж

В готическом соборе почти исчезает гладкая поверхность стены, на которой могла бы раз­меститься фреска => для изображений исполь­зуются огромные окна.

- набираются по предварительно сделанному картону из кусочков цветного стекла, которые вставляются в свинцовые ободки, закрепляемые в переплете окна.  

- появление – позднероманский период, расцвет - в период готики, когда увеличение размеров окон открыло возможность для создания больших и слож­ных композиций.  

- воспитательная роль витража: „Картины в окнах пред­назначены единственно для того, чтобы показывать про­стым людям, не умеющим читать священное писание, то, во что они должны верить" (аббат Сугерий)

- огромная площадь витражей собора в Шартре достигала в XIII веке 2600 кв. м. При этом каждое окно объединяло обычно целую серию заключенных в медальоны многофигурных ком­позиций.

- по разнообразию тематики витражи готического храма соперничают со скульптурой. Помимо отдель­ных фигур Христа, Марии, пророков, апостолов, свя­тых, а также композиций на библейские и евангельские сюжеты или сюжеты легенд о святых, мы находим в них изображения занятых работой ремесленников, исторических событий, литературных мотивов, нази­дательных притч и т. д.

- фигурный витраж получил широкое распростра­нение в XII веке. Старейший памят­ник - витражи хора церкви Сен Дени (вторая четв. XII в. , знаем о них только по описанию Сугерия, погибли в 18 в. ).  

Вероятно, те же мастера, которые работали в Сен Дени, украсили в 1150—1155 годах окна собора в Шартре. Сохранилось лишь несколько ранних шартрских витражей: три на западном фасаде („Жизнь Христа", „Древо Иессея" и „Страсти Христовы" ) и фрагмент еще одного в южном нефе (изображение богоматери).

XII - XIII вв. (Шартр → Ман, Анжер, Пуатье)

сохранение романских черт условности: плоскостность, графичность, локальность цветов, вольное обращение с челове­ческим телом при передаче движения

 - широкий бордюр с узором из расти­тельных и геометрических мотивов

- интенсивно окрашенные небольшие кусочки стекла; пре­обладают яркие основные цвета — красный, синий, жел­тый. Фоном обычно служит синий, а иногда красный цвет

- свинцовый ободок которых служит одновременно кон­туром рисунка, кот. крайне редко дополняется черными линиями, нанесенными кистью.

Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре. Средняя часть — конец 12 в., боковые части — 13 в.

XIII в. (Шартр (после 1094 г. ) → соборы Парижа, Лана, Буржа, Руана) – «золотой век» витража, время строительства крупнейших готических соборов. Пло­щадь оконных проемов в храмах достигает теперь небы­валых размеров, исчисляясь нередко тысячами ква­дратных метров. Огромный спрос на витраж приводит к возникновению больших мастерских, кочующих из города в город. Законодательница - мастерская собора в Шартре, укра­сившая окна его нефов, хора и трансепта, заново отст­роенных после пожара 1194 года.

- многочисленные вариации на тему композиции с медальонами, сложившейся в XII в.

- бесконечное разно­образие деко­ративных мотивов - печать утонченного изящества готики; изысканные узоры из стилизованных листьев, цветов, розеток покрывают бордюры, а иногда и весь фон витража.

- характерная для XII ве­ка напряженность поз сменяется непринужденностью и естественностью, линии тела приобретают гибкость, складки одежд становятся текучими

Середина XIII в. (Сен-Шапель) - вводятся сложные цвета, образованные путем сов­мещения разноцветных стекол. Особенно часто соеди­няют красные и синие стекла, благодаря чему витражи приобретают мрачный лиловатый тон.  

 Сен-Шапель

XIV в. - угасание искусства вит­ража. Строительство соборов к этому времени в основ­ном завершено, спрос на украшение окон снижается. Изменяется и характер витража. Из прозрачной моза­ики он превращается в род живописи по стеклу. Куски стекла становятся крупнее, участие кисти все более заметно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...