Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 27 Готический собор как образ «реликвария» божественного света




В религиозных обрядах свет всегда играл особую роль, он был символом созидания и божественной милости. Земным воплощением божественного света стали витражи соборов. Следовательно, витраж является одним из самых важных деталей готического собора, которая получила наиболее глубокое и последовательное воплощение тенденция средневекового искусства к выражению ирреального через употребляемые ему и отождествляемые с ним художественные явления и формы.

Особенность витражных стекол заключалась в том, что снаружи они почти не заметны, бесцветны, сливаются со стенами, видны лишь очертания креплений. Всю красоту художественного изображения можно оценить внутри собора. При хорошей погоде яркий солнечный свет, проникающий сквозь стекла-витражи, преображает их, они начинают светиться. Иногда их делали рельефными, выпуклыми, что усиливало преломление света, его «игру». Цветные стекла создавали внутри храма особую таинственную атмосферу посвящения к высшим божественным силам. Мистическая интерпретация света, пришедшая в средневековый Запад в переведенных Эригеной сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, оказывает огромное влияние на представления готической эпохи.

Свет витражей отождествляется со светом христианского знания. На верующих витражи производили впечатление какого-то неземного благословения. Они завораживали, становились еще одним атрибутом святости и веры.

Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в имманентный, духовный, Божественный мир.

Примеры: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор.

В храмах Византии Божественный свет воспроизводился с помощью золотой смальты.

№28 Эсхатологическая тема в искусстве Европы XI- XIII веков.

 

В 30- е годы X века – тема Апокалипсиса становится востребованной.

Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова (Откровение Иисуса Христа), название последней книги Нового Завета. Там описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (горящие небеса, воскрешение мертвых, явление ангелов).

Первым дошедшим до нас иллюстрированным списком Откровения Иоанна является Трирский Апокалипсис. Созданный около 800 года в Северной Франции этот манускрипт, помимо текста, содержит 74 полностраничные миниатюры в красных рамках. Миниатюры представляют собой буквальные, лишенные дополнительных подписей и разъяснений иллюстрации к тексту. Они достаточно схематичны и, пожалуй, даже примитивны по сравнению с современными им работами.

Беат Лиебанский - монах из монастыря Св. Марии в долине Лиебана, Испания. В 776 году написал комментарий " Толкование на Апокалипсис". Оно было снабжено многочисленными иллюстрациями, выполненными, очевидно, по указаниям автора или при его участии. Сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X-XII вв. (В Испании было популярно из- за завоеваний арабами Южных Перенеев и об этом писали на небольших монастырских территориях). Его рукописные списки получили название " беатов". Комментарии разделены на семьдесят перенумерованных секций, собранных в двенадцать книг. Самым ранним из хорошо сохранившихся иллюминованных изданий комментариев Беатуса к Апокалипсису в настоящее время считается Беатус Моргана (ок. 945 г. ), хранящийся в нью-йоркской библиотеке Пьерпонта Моргана.

Беатус Моргана содержит вводную часть с портретами евангелистов, собственно комментарии к Апокалипсису.

Созданные монахом по имени Майус на границе двух миров – христианского и мусульманского – миниатюры Беатуса Моргана являются типичными представительницами мосарабского стиля.

Мосарабское искусство – культура христианских монастырей Европы X- XI веков. Это смесь арабско- мусульманский восток и вест-готская культура.

Сочные, яркие краски, склонная к символической редукции манера передачи человеческих лиц и фигур, пестрота одежд и узоров формируют запоминающийся колорит. В творчестве других, более ранних школ книжной живописи подобная палитра не встречается. Майус смело сочетает оранжевый, красный, розовый, лиловый тона с темно-синим, зеленым, голубым. Такой цветовой темперамент будоражит воображение и вызывает религиозный трепет перед грядущим мировым очищением. Чтобы полнее выразить сакральные смыслы, сообщенные Иоанном Богословом и разъясненные Беатусом, Майус разнообразит не только цвета, но и формы: на некоторых миниатюрах композиция организуется по центрально-круговому принципу, на других с линейно-горизонтальным членением листа на несколько ярусов.

Бамбергский Апокалипсис – поздний оттоновский манускрипт, созданный между 1000 и 1020 гг. в монастыре Рейхенау. Содержит самобытный и весьма удачный цикл из 57 миниатюр, служащих иллюстрациями к Откровению Св. Иоанна.

Был заказан императором Оттоном III. После смерти последнего заказ был подтвержден императором Генрихом II. На Бамбергскую школу повлиял испанский Апокалипсис.

Англо- винчестерская школа книжной миниатюры.

Техника: линия, цветные чернила, кропление (первые буквы).

Также популярна была тема эсхатологии. Изображали Страшный Суд, сошествие в Ад, врата Ада (в виде пасти льва), Сатану (звероподобное существо, раньше изображали как падшего ангела- отличительная черта романики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...