Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

21. Готическая архитектура Англии




21. Готическая архитектура Англии

Ни в одном другом государстве Европы готика не заняла такого значительного места на протяжении многих столетий в культуре и в национальных традициях, как в Англии. В период готики английское зодчество заняло одно из самых почетных мест в Западной Европе.

Переняв от Франции готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические храмы отличаются тяжеловесностью, перегруженностью, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. Храмовое строительство осталось в Англии по преимуществу монастырским (загородным).

Общие особенности английской готической архитектуры:

- гармоничное слияние с пейзажем

- рост здания вширь и в длину, а не в высоту, ввиду возможности сооружения многочисленных пристроек

- высокая башня над средокрестием, чтобы собор не казался слишком приземистым и грузным, для устремлённости вверх

- 2 маленькие башенки, фланкирующие по норманнскому обычаю главный фасад, и прямоугольная апсида

- большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде).

- невысокий, но богато украшенный западный фасад. По богатству и разнообразию необычности и оригинальности фасадов, похожих на ковёр, ни одна из континентальных школ не может сравниться с английскими мастерами.

Если интерьеры французских храмов отличаются простотой и ясностью и устремлённостью вверх, то в английских постройках нет цельности, единообразия. Зато создаётся впечатление ажурной легкости и декоративного богатства. Это впечатление усиливается благодаря характерной для английских построек сложной разработке сводов.  

Собор в Солсбери 1220-1270 гг.; башня над средокрестием - 14 в. Вид с юго-запада.

Развитие английской готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; « ланцетовидный стиль »); « декоративный », или « украшенный стиль » (1272-1349 гг. ) и « перпендикулярный », или « вертикальный стиль » (1350-1539 гг. ) - поздняя английская готика.

ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ – («ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа – копье, нож с обоюдоострым лезвием) – условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики - Собор в городе Дареме (ок. 1130 - 1133гг. )

 Интерьер Даремского собора

ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ - стиль зрелой английской готики (1272-1349), в основном достраивались более ранние сооружения => развитие декоративности, исчезает простота и строгость раннеанглийской готики. Своды - сложные, чисто декоративные: сетчатые, звездчатые и веерные. Фасады храмов покрывали сверху донизу ярусами статуй, которые просто приставлены к гладкой стене.  

Главные памятники: неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг. ), хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285-1340), неф собора Йорка (1280-1350), капелла собора в Или (1321-1349).  

 Неф собора Вестминстерского аббатства

 ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Собственно позднеготическое искусство господствовало в Англии с последней четверти 14 до середины 16 в.; согласно принятой в Англии периодизации, этот этап именуется периодом «перпендикулярной» готики (капелла св. Георгия в Виндзорском замке (1493–1516), капелла Королевского колледжа в Кембридже (около 1446 – 1515 гг. ) и капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, собор в Глочестере), а та его часть, которая приходится на промежуток времени между концом 15 и серединой 16 столетия, называется «стилем Тюдор».

 Капелла Королевского колледжа в Кембридже. Около 1446-1515 гг. Внутренний вид. Пример уплощённой «арки Тюдор» и веерного свода

- капеллы снаружи зачастую не могли восприниматься как самостоятельные сооружения, так как они составляли лишь часть более монументальных и крупных построек => основная доля их художественной выразительности перенесена на интерьер

- однонефные или трехнефные церкви; боковые нефы настолько узки, что не обладают самостоятельной пространственной выразительностью; безраздельно господствующее пространство среднего нефа составляет главный эффект сооружения

- полностью исчезает ощущение массы и материальности: стены превратились в ажурный решетчатый переплет, заполненный стеклами витражей (именно в связи с прямоугольным рисунком оконных переплетов возникло название «перпендикулярного» стиля), оконные просветы достигают громадной величины, стена становится как бы тонкой стеклянной оболочкой

- появляется уплощенная арка и веерный свод, ставший последним этапом развития ребристого свода, потолок становится похожим на кружево.  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...