Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 26 Французская готическая миниатюра




Рост духовной и материальной культуры, развитие позитивных знаний способствовали тому, что потребность в иллюстрированной книге значительно увеличилась. Хотя в начале в начале XIII века монастырские скриптории все еще занимались изготовлением иллюстрированных книг, впоследствии они уступили место выполнения этой задачи светским городским мастерским. Основным центром производства становится Париж, который превращается не только в крупный экономический центр, но и место притяжения светской и духовной жизни в Европе. Учитывая, что заказ на книгу исходил уже не только от представителей церкви, миниатюра приобретает ряд новых черт, в расчете на светского владельца: усиливается реалистичное начало, еще б о льшее внимание уделяется декоративному оформлению рукописей. Те из них, что предназначались для представителей высшей аристократии, выделяются особо богатым и изящным украшением.

История французской миниатюры в XIII веке отчетливо делится на два периода, рубежом для которых становится середина столетия. Основным фактором, который оказал влияние на формирование стиля первого периода, является активное применение витража в архитектуре, что проявилось в композиции и цвете миниатюр. Самым ярким произведением этого периода является Псалтирь Бланки Кастильской (1220-25 гг. ), где иллюстрации с золотым фоном вписаны в медальоны.

Стиль второго периода так же характеризуется проникновением элементов готической архитектуры в миниатюру: пинакли, флероны, фиалы, стрельчатые арки, окна-розы и прочее. Колорит становится светлее. В орнаментике появляется новый элемент, который подчеркивает то, что каноны для создания книг со священными текстами становятся менее строгими и общественный характер в большей степени нацелен на светскую жизнь, нежели духовную. Это «дролери» (от фр. droler — забавлять)- комические фигурки и сцены, не имеющие никакого отношения к тексту, рядом с которым они расположены. Одним из самых значимых памятников этого периода является Псалтирь Людовика Святого (1256 г. ).

Во второй четверти XIV века ведущее положение занимала мастерская Жана Пюселя в Париже, где формировалась новая стилистика украшения рукописей. Мастер помещал в колонки текста небольшие изображения, уделяя особое внимания декорировке листа. Фигуры на миниатюрах обладают особой пластичностью и объемом в сравнении с более ранней книжной живописью, а полоса текста обрамляется богатым растительным орнаментом. Здесь же размещается и «бестиарий»: насекомые, животные, птицы и растительный мир изображены со всеми натуралистическими подробностями. Самым известным произведением Жана Пюселя является «Бельвильскийбревиарий»(1323-26 гг. ), где в XIX веке французский историк Леопольд-ВикторДелиль, при изучении рукописи, обнаружил упоминание о мастере, как о главе мастерской по изготовлению манускриптов. Созданный им «пюселевский стиль» повлиял на развитие в дальнейшем книжной миниатюры.

Со второй половины XIV века темп развития увеличился. В качестве популярного и распространенного в светском обществе типа религиозных книг на смену псалтири приходит часослов; так же миниатюристы начинают работать со светской литературой, что способствовало созданию совершенно новых композиций. Одним из новшеств этого периода было распространение полихромной живописи, а так же чередующегося шашечного фона из квадратов золота и раскрашенных гуашью.

Мастерами последнего десятилетия XVIзначатся Андре Боневе и Жакмард’Эсден. Особенностями миниатюры Боневе являются стремление к светотеневой моделировке, передаче объема и положение предмета в пространстве (Псалтирь герцога Беррийского (1400 г. )). В работах Жакмард’Эсдена привлекают внимание портреты, пейзажные фоны, а так же утонченная орнаментика (Большой часослов герцога Беррийского (1409 г. )).

Завершает процесс развития книжной миниатюры в XIV веке «мастер часослова маршала Бусико» (1405-1409 гг. ). Его особый стиль характеризуется отказом от орнаментики фона, миниатюры представляют собой как бы уменьшенные копии картин, построенных по всем правилам перспективы, где действие происходит в помещении или на фоне пейзажа.

Одним из шедевров готической книжной миниатюры, подводящим к искусству Возрождения, является знаменитый «Великолепный часослов» (1413-1416 гг. ) выполненный по заказу герцога Жана де Берри мастерами братьями Лимбург. Особенный интерес вызывают иллюстрации к календарю, в котором в соответствие с месяцем приводятся сцены из жизни герцога и его свиты, а также, следуя традиции, сезонные пахотные работы. Все это разворачивается на фоне королевского дворца в Париже или замков во владениях герцога Берри. Все детали выполнены с невероятной точностью и натуралистичностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...