Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Международно-правовой режим открытого моря согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.




29. Международно-правовой режим открытого моря согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Открытое море относится к так называемым международным пространствам. Правовым режимом открытого моря, по нашему мнению, является режим изъятия из сферы действия государственного суверенитета. Открытое море можно определить как водную часть морского пространства находящуюся за пределами национальной юрисдикции, признаваемую общим наследием человечества и открытую для использования всеми государствами на равной основе. Правовой режим открытого моря регулируется Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с ними открытое море свободно для всех государств, как прибрежных так и не имеющих выхода к морю. Государства, не имеющие выхода к морю вправе получить доступ к морю через территории других государств, т. е. имеют право на транзит. С этой целью они могут заключать соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию. В соответствии с правовым режимом открытого моря никакое государство не в праве подчинять какие-либо части открытого моря своему суверенитету.

 

Правовой режим открытого моря включает совокупность следующих свобод:

 

1) свобода судоходства,

 

2) свобода рыболовства и промысла,

 

3) свобода научных исследований,

 

4) свобода полетов над открытым морем,

 

5) свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов,

 

6) свобода возведения искусственных островов.

 

Каждое государство обязано реализовывать эти свободы с учетом интересов всех других государств и на основе принципов и норм международного права. Свобода судоходства означает, что каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море и океане. В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, под флагом которого оно плавает. Государствам разрешается преследовать иностранное судно-нарушителя «по горячим следам». Такое преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

 

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе, недопустимы.

 

 

30. Мирные средства разрешения международных споров.

 

В своем развитии мирные средства разрешения споров постоянно совершенствовались. Они развивались в зависимости от исторической эпохи. Мирные средства разрешения международных споров – это международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с основными принципами международного права. Мирные средства разрешения споров классифицируются по следующим критериям:

 

1) двусторонние или непосредственные средства урегулирования международных споров (переговоры, консультации);

 

2) сложные процедуры, предусматривающие участие третьей стороны: (согласительные процедуры (добрые услуги и посредничество, следственные и согласительные комиссии);

 

3) арбитраж, судебное, третейское разбирательство (все международные судебные учреждения);

 

4) процедуры разрешения споров в рамках международных организаций (в рамках ООН, региональных организаций или специализированных организаций).

 

5) переговоры глав государств и правительств. В Уставе ООН перечислены следующие мирные средства разрешения международных споров: переговоры; обследования, посредничество; примирение; арбитраж; судебное разбирательство; обращение к региональным органам или соглашениям и другие мирные средства.

 

Международные переговоры являются наиболее эффективным средством разрешения споров, так как позволяют наилучшим образом согласовать воли сторон, учесть компромиссы, на которые они готовы пойти. Они дают возможность выработать наиболее приемлемые варианты решения спорных вопросов.

 

Международное право не устанавливает единообразного порядка ведения переговоров, государства вправе сами определять процедуру их организации. Переговоры можно разделить на группы: Переговоры по предмету спора (переговоры по политическим, экономическим, социальным вопросам); по количеству участников (переговоры двусторонние и многосторонние); по статусу лиц ведущих переговоры (переговоры на высшем уровне, на уровне министров иностранных дел, на уровне послов или специально назначенных лиц.

 

Международные следственные комиссии как мирное средство разрешения споров учреждаются на основании специального соглашения между спорящими сторонами. Их цель – провести расследование всех обстоятельств дела послужившего основанием для возникновения спора.

 

В ходе расследования комиссия изучает факты, акты, документы, которые представляют ей стороны спора. Совещания комиссии являются секретными, решения принимаются большинством голосов. Комиссия представляет сторонам доклад, содержащий все выводы по существу спора. В нем также содержатся установленные факты и их оценки. Стороны свободные в том, как воспользоваться результатами расследования.

 

Консультации в качестве способа мирного разрешения споров укоренились в практике к началу ХХ века. Консультаций проводятся по наиболее важным и сложным проблемам межгосударственных отношений. Международной практике известны факультативные и обязательные консультации.

 

Факультативными называются консультации, к которым стороны прибегают по взаимному согласию.

 

Обязательными признаются те консультации, использование которых предусмотрено в международных договорах.

 

Во многих многосторонних конвенциях закреплено обязательство проводить консультации по любому вопросу.

 

Консультации можно квалифицировать как наиболее гибкие средства урегулирования споров. В статье 283 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. консультации официально признаны мирными средствами разрешения споров.

 

Существенную роль в мирном урегулировании споров играют согласительные комиссии. Они приступают к рассмотрению дела по заявлению либо обоих спорящих государств, либо одного из них. В заявлении указывается предмет спора, а также просьба к комиссии предпринять все возможные меры для успешного разрешения спора. Целью согласительной комиссии является выработка механизма разрешения спора, приемлемого для обоих государств. Следующим мирным средством разрешения международных споров являются добрые услуги, их оказывает не участвующее в споре государство. Цель этого мирного способа урегулирования спора состоит в том, чтобы убедить стороны спора перейти к переговорам или использовать иной мирный способ урегулирования спора. При этом государство, оказывающее добрые услуги не должно предлагать свой вариант решения спора. Добрые услуги могут оказывать одно государство, несколько государств и международные межправительственные организации. Участники спора имеют право не принимать предложения других государств об оказании добрых услуг. К мирным средствам разрешения спора относится также посредничество, которое имеет много общего с добрыми услугами. Назначение посредника происходит с согласия обеих сторон спора в отличие от «добрых услуг», при этом предложения по разрешению спора, сделанные посредником не являются обязательными для участников спора.

 

В международных соглашениях встречаются два варианта применения посредничества:

 

1) осуществление посредничества по просьбе сторон;

 

2) осуществление посредничества по просьбе третьей стороны.

 

Самостоятельным мирным средством разрешения международных споров является разрешение споров в рамках региональных международных организаций и органов. Региональные организации и органы в праве координировать свои действия по мирному урегулированию споров. При этом региональные организации закрепляют в своих учредительных документах механизмы мирного разрешения споров. Государство, решившее разрешать спор в рамках региональной организации должно приложить все усилия для достижения этой цели (п. 2 ст. 52 Устава ООН). Обращение государств к региональным организациям с просьбой урегулировать международный спор является добровольным и свидетельствует о доверии их к данной конкретной организации.

 

Относительно новым средствам мирного разрешения споров является урегулирование споров путем международного судебного разбирательства. Характерным для такого разбирательства является то, что решение судебных органов носит обязательный характер и имеет обязательную силу. Наиболее авторитетным среди международных судов, занимающихся разрешением споров, является Международный Суд ООН. В соответствии со ст. 34 Статута Международного Суда сторонами по делам, рассматриваемым Судом, могут быть только государства. Юрисдикция Суда может быть обязательной или факультативной. Государства – участники Статута вправе признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым вопросам. Судопроизводство в Суде делится на две части: письменную и устную. Слушание дела производится публично. Международный Суд разрешает споры на основании принципов и норм международного права.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...