Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 10 глава




И это сходство обычных людей с больными шизофренией вовсе не случайно.

Наша психика имеет две силы – одну живую, имеющую источником интеллект, радость к творчеству, к работе с природой, к любви ко всему окружающему миру и вторую силу – неживую, подобную механическому функционированию роботов или электрического тока. Первая есть наше Я, наше здоровье, счастье и сила. А вторая есть паразит, который превращает энергию нашего Я в течение своего собственного мертвого тока, пожирающего запасы нашей любви к жизни и нашего счастья. Конкретные механизмы их функционирования и взаимодействия мы рассмотрим ниже, пока же давайте просто научимся отличать живую и неживую силы в нашей психике.

Тот факт, что главным симптомом психически больных людей оказывается потеря радости жизни и способности чувствовать вообще, говорит о том, что психоз – это победа неживой силы над нашим живым Я, над нашей способностью думать, чувствовать и принимать волевые решения. Это значит, что у здорового человека напротив, побеждает живая сила Я, а неживой разрушительный ток оказывается остановленным, что делает человека очень сильным, как в способности любить, так и в способности проявлять железную волю и самодисциплину. Таким образом, сегодняшний средний человек – это человек терзаемый двумя силами психики: живой силой своего Я и неживой силой чужого природного тока, превращающего его эмоции в собственную энергию. Там, где побеждает неживой ток – мы имеем шизофрению и тяжелые маниакально-депрессивные расстройства, там же где побеждает живой ток, мы имеем выдающихся людей, подобных самоактуализирующимся людям Абрахама Маслоу, главными характеристиками которых была высочайшая человечность, доброта, тончайшее восприятие всех оттенков чувств, железная воля и самодисциплина, замешанные на мощном интеллекте. Там же где конец войны пока не известен – как в в случае с большинством людей – мы имеем поверхностные симптомы нездоровой психики, пока только отдаленно напоминающие конечное состояние психоза, подобно тому как раскаты грома предрекают грозу.

 

"Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи, благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы; его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет назад. Даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется, это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии или прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные чувства они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно. Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к нему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал, впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома" Мотивация и личность Маслоу

"хорошая жизнь предполагает более широкий диапазон жизни, более яркий по сравнению с тем "суженным" существованием, которое ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса – значит быть вовлеченным в часто пугающие или удовлетворяющие нас переживания более восприимчивой жизни, имеющей более широкий диапазон и большее разнообразие. Мне кажется, что клиенты, которые значительно продвинулись в психотерапии, более тонко чувствуют боль, но им свойственно также более яркое чувство экстаза; они яснее чувствуют свой гнев, но то же можно сказать и о любви; они глубже ощущают свой страх, но то же происходит и с мужеством. И причина, по которой они могут жить более полнокровно, с большей амплитудой чувств, заключается в том, что они в глубине уверены в себе как надежных инструментах взаимодействия с жизнью" Роджерс

"Создается, впечатление, что клиент постепенно мучительно исследует то, что находится за масками, обращенными к миру; или то, что лежит за масками, с помощью которых он обманывал себя. Глубоко, зачастую очень ярко клиент переживает разные стороны себя, которые были спрятаны внутри. Таким образом, он все более и более становится самим собой – не маской, не конформистом, подстраивающимся под других, не циником, отвергающим все чувства, не фасадом интеллектуальных рационализаций, а живым, дышащим, чувствующим, пульсирующим процессом – короче говоря, он становится личностью, обретает свое лицо" Роджерс

 

 

Глава 10. Воля против компульсии автоматизмов

 

Другой осевой симптом шизофрении – потеря воли и автоматизация психики. Человек перестает в какой бы то ни было мере контролировать свое поведение – на смену воле и самодисциплине приходят психические автоматизмы, которые управляют не только поведением человека, но и его внутренним миром, "включая и выключая" хаотичные мысли, аффекты, галлюцинации. Всякая спонтанность, всякое сознательное управление своим духом и телом пасуют перед засильем компульсивных автоматизмов, срабатывающих независимо от личности больного.

“Шизофреническая пустота обуславливается не способностью сказать “я хочу”. Окружающая жизнь перестала ангажировать “Я” больного, перестала быть переживанием и превратилась в пустоту; в ней уже нет никакого направления, ничего уже не хочется, человек не живет, но вегетирует…” Кемпинский

“Волевая и спонтанная активность - именно те виды психической активности, изменение которых в различных проявлениях у больных шизофренией на клиническом уровне отмечаются психиатрами в первую очередь.” Критская Мелешко Патология психики при шизофрении 1991

“Больному представляется, что он утратил власть над самим собой, стал автоматом, что извне “они” управляют его мыслями, чувствами, словами и движениями (психический автоматизм Клерамбо - Кандинского). Реже он сам оказывается способен читать чужие мысли, управлять ими, передавать приказы на расстоянии. Его власть относится не только к людям, но также и к животным, растениям и неодушевленным предметам. Он читает их мысли и управляет их поведением, может влиять на атмосферные явления: вызывать молнии, дожди, останавливать движение солнца.” Кемпинский

“Они выдают ему свои приказы, вынуждают к подчинению - он послушен им, как автомат; они читают его мысли; управляют каждым его движением.” Кемпинский

 

И напротив, здоровые личности, которых исследовал Маслоу, поразили его в первую очередь чрезвычайной силой воли, высокой самодисциплиной, спонтанностью и сознательностью поведения во всех случаях жизни.

“Составляющими автономии является способность принимать самостоятельные решения, ответственность, самодисциплина, склонность действовать самостоятельно, а не быть оружием в чужих руках, сила, а не слабость”.

“В заключение мы выскажем одно соображение, которое, скорее всего, будет неприятно многим теологам, философам и ученным: самоактуализирующиеся индивиды имеют большую свободу воли и менее зависимы, нежели обычные люди”.

“Следствием такой особенности является то, что самоактуализирующиеся люди имеют собственный этический кодекс, относительно автономный и индивидуальный, отличный от общепринятого. Случайный наблюдатель иногда может заподозрить их в отсутствии всяких этических признаков, поскольку такие люди с легкостью нарушают не только общепринятые нормы поведения, но и законы если того требует ситуация. Однако подобное мнение далеко от истины. Это высоконравственные люди, хотя их принципы сильно отличаются от общепринятых…”

“самоактуализирующиеся люди менее ограничены, менее скованы, иначе говоря, менее окультурены. Если использовать позитивные термины, то они более спонтанны, естественны, человечны”.

“Самоактуализирующиеся люди склоны к спонтанному поведению, а их внутренние проявления, мысли и побуждения отличаются еще большей спонтанностью. Их поведение отличается простотой и естественностью, им чужды наигранность и попытки произвести эффект.”

 

Равно и Роджерс пришел к выводу, что по мере выздоравливания его клиенты все больше обретали свободу выбора и самоконтроль и все меньше их поведение было детерминировано внешними причинами.

 

"Другое направление, очевидное в процессе становления личностью, относится к локусу, или месту, в котором осуществляется выбор его решений или оценочных суждений. Индивид все чаще начинает чувствовать, что локус оценки находится внутри его. Все меньше и меньше он ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить. Он осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет смысл, – "Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?" Я думаю, что это, по-видимому, самый важный вопрос для творческого индивида". Роджерс

"Давайте противопоставим это картине действий человека с защитными реакциями. Он хочет или выбирает определенное направление действий, но обнаруживает, что не может вести себя согласно своему выбору. Он детерминирован факторами конкретной ситуации, но эти факторы включают его защитные реакции, его отрицание или искажение значимых данных. Поэтому он уверен, что его поведение будет не полностью удовлетворять его. Его поведение детерминировано, но он не волен сделать эффективный выбор. С другой стороны, полноценно функционирующий человек не только переживает, но и использует абсолютную свободу, когда спонтанно, свободно и добровольно выбирает и желает то, что абсолютно детерминировано". Роджерс

 

Так что здесь мы опять можем видеть принципиальную разницу между двумя токами психики: свой, родной, живой ток мы ощущаем как спонтанность, как наличие контроля, как волю и как осознанность действий. Чужой и мертвый психический ток мы ощущаем как компульсию, как вынужденные действия внешней силой, как автоматизмы, неподконтрольные нашей воле. Левин разделял эти два вида поведения как "волевое" и "полевое", гуманистические психологи говорят о волевом поведении и "компульсивном" поведении. Хорни понимала компульсию как "меня несет", противоставляя ее контролируемому поведению "я иду".

"Сегодня мы можем встретить человека, который ведет себя и чувствует, как автомат; мы обнаруживаем, что он никогда ничего не считает действительно своим; он и себя воспринимает именно таким, каким, как считается, он должен быть; улыбки заменили смех, бессмысленная болтовня заменила содержательную беседу, и скучное отчаяние заняло место искренней печали. О человеке такого типа можно высказать два утверждения. Первое, что он страдает от дефекта спонтанности и индивидуальности, и этот дефект может оказаться неизлечимым. В то же время можно сказать, что он по существу не отличается от тысяч других, пребывающих в таком же положении. Большинство из них культурная модель, приведшая к дефекту, охраняет от вспышки невроза. На некоторых культурная модель не оказывает воздействия, и дефект проявляется как более или менее тяжелый невроз". Человек для себя Фромм

"Значит, и тиранически управляемая душа всего менее будет делать что ей вздумается, если говорить о душе в целом. Всегда подстрекаемая и насилуемая яростным слепнем, она будет полна смятения и раскаяния" Государство Платон

 

Компульсивная мотивация – это побуждение к действию, основанное не на волевом решении или желании, а на неконтролируемом влечении, на психическом автоматизме, который вы ощущаете, как необходимость действовать именно таким образом, хотя сознательно вам это не нравится или по крайней мере, вы не понимаете значения и нужности подобного поведения. Милграм зафиксировал компульсивность в поведении людей, подчинявшихся авторитетам против своего желания. Сознательно им не хотелось подчиняться приказам, которые шли в разрез с их совестью, но они не нашли в себе сил противостоять возникшим в их психике импульсам к подчинению.

 

"Поступок, исполненный под приказом, психологически, глубоко отличается от спонтанного поступка. Человек, который, по внутренним убеждениям, не приемлет воровства, убийства и насилия может обнаружить себя, выполняющим эти действия с относительной легкостью под командой авторитетных лиц. Поведение, которое невообразимо для человека самого по себе, может быть выполнено без колебаний под приказом". Подчинение авторитету Милграм

 

"Многие люди в эксперименте были в каком-то смысле против того, что они делали с учеником, и многие возражали, даже оставаясь послушными. Но между мыслями, словами и критическим шагом непослушания злой власти находится другая составляющая, способность трансформировать принципы и ценности в поступок. Некоторые испытуемые были абсолютно убежденны в неправильности своего поведения, но не могли заставить себя пойти на открытый конфликт с авторитетом. Некоторым доставляли удовольствие их мысли и они чувствовали себя – по крайней мере про себя – на стороне ангелов. То чего они не смоги понять – что субъективные чувства нерелевантны моральному вопросу в запасе постольку поскольку они не были воплощены в действие. Политический контроль осуществляется через действия. Моральная позиция охранников концентрационных лагерей не имеет значения, если на деле они позволяют убивать невинных людей в своем присутствии. Таким же образом, так называемое "интеллектуальное сопротивление" в Европе – в котором люди путем изменения направления мыслей считали, что они проявили неповиновение завоевателям – было всего лишь ослаблением напряжения, предпринятым психологическим механизмом". Подчинение авторитету Милграм

 

Юнг с большой проницательностью назвал ДТПЭ – внешним миром человека, отделив чужой, мертвый ток от истинной живой психики КТ человека. Вообще, несмотря на всю путанность его теоретического оформления своих интуитивных прозрений о природе ПЭ, его теория выгодно отличается от фрейдовской пониманием сути психических процессов, как борьбы "Я" и "не-Я", как борьбы чужого и родного токов, как иррациональной и компульсивной специфики чужого тока в противовес рациональной и волевой специфике родного тока

 

"В пределах поля сознания эго обладает как мы говорим свободой воли. При этом я не имею ввиду ничего философского, только хорошо известный психологический факт «свободы выбора», или скорее даже субъективное чувство свободы. Но точно также как наша свобода воли сталкивается с необходимостью внешнего мира, так и за пределами поля сознания, в субъективном внутреннем мире, где воля вступает в конфликт с фактами самости, она тоже обнаруживает границы своих возможностей. И совсем как обстоятельства или внешние события «случаются» с нами и ограничивают нашу свободу, так и самость действует на эго подобно объективным происшествиям, на которые свобода воли может повлиять лишь в очень незначительной степени. Действительно хорошо известно что эго не только не может ничего поделать с самостью, но иногда фактически ассимилируется бессознательными компонентами личности, возымевшими власть в ходе развития, и существенно изменяется ими" Юнг

Согласно Юнгу, течение ДТПЭ через КТ ощущается как "одержимость", как потеря власти над самим собой, как правление иррациональности коллективного бессознательного, которое на самом деле является "внешним миром" для человека, наряду со всей прочей окружающей средой, оно не есть Я человека. Осознать это и отделить от себя "не-Я" главная терапевтическая задача, ибо архетипы коллективного бессознательного затягивают Я "энергетическим фокусом" и заставляют Я служить ему. Абсолютно гениальное понимание существа взаимоотношений КТ и ДТПЭ. Единственное, он драматизировал процесс этой борьбы, считая его неискоренимым в сущности, так как статус коллективного бессознательного, который он приписывал ДТПЭ, лишал возможности реальной борьбы с ним, то есть остановки ДТПЭ. Именно поэтому, Юнг смирился с иррациональностью, как с неискоренимой в сущности природой человека. Осознать, что помимо Я в нас есть и "не-Я" – это все на что может рассчитывать терапия, остановить ДТПЭ, то есть полностью избавиться от не-Я по Юнгу невозможно.

 

"Дело в том, что человек не должен идентифицировать себя с самим разумом, ибо человек не только разумен и никогда не будет иным. На это следует обратить внимание всем школьным воспитателям от культуры. Иррациональное не должно и не может быть искоренено. Боги не могут и не должны умереть. Я выше сказал, что в человеческой душе, по-видимому, всегда присутствует нечто подобное некоторой высшей власти, и если это не идея бога, то тогда это - чрево, говоря вслед за Павлом. Этим я хотел выразить тот факт, что всегда какой-либо инстинкт или комплекс представлений концентрирует на себе максимальную сумму психической энергии, посредством чего он принуждает "Я" служить ему. Обычно "Я" настолько притягивается этим энергетическим фокусом, что идентифицирует себя с ним и ему кажется, будто оно вообще ничего другого не желает и ни в чем другом не нуждается. Так возникает мания, мономания, или одержимость, сильнейшая односторонность, грозящая тяжелейшим образом нарушить психическое равновесие. Без сомнения, в способности к такой односторонности кроется тайна определенных успехов, почему цивилизация и стремится усердно культивировать подобные односторонности. Страсть, т. е. концентрация энергии, заключающаяся в таких мономаниях, есть то, что древние называли неким "богом", и наше словоупотребление все еще поступает так же. Разве мы не говорим: "Он делает бога из того или из этого"? Человек полагает, что он еще совершает волевые акты и выбирает и не замечает, что он уже одержим, что его интерес уже стал его господином, присвоившим себе власть. … От жестокого закона энантиодромии ускользает лишь тот, кто умеет отличать себя от бессознательного, не посредством, скажем, того, что он его вытесняет - ибо тогда оно просто овладевает им исподволь, - а посредством того, что он делает его видимым и ставит его перед собой как нечто отличающееся от него. Тем самым уже подготовлено разрешение той проблемы Сциллы и Харибды, которую я описал выше. Пациент должен научиться различать, что есть "Я" и что есть "не-Я", т. е. коллективная психика. Тем самым он получает материал, с которым ему начиная с этого момента еще долго предстоит разбираться. Его энергия, которая раньше была заключена в негодных, патологических формах, нашла теперь свою, подобающую ей сферу. Различение "Я" и "не-Я" включает в себя то, что человек в своей Я-функции стоит на твердых ногах, т. е. исполняет свой долг по отношению к жизни, так что он во всех аспектах есть жизнеспособный член человеческого общества ".Юнг

 

Наконец, как и следовало ожидать, Карен Хорни, работы которой отличаются тем же фокусом на понимание существо энергетических процессов как борьбы двух сил – родной и чужой, - уделила должное внимание компульсивной мотивации ДТПЭ.

 

"Хотя трудно всякий раз провести четкое различие между отчуждением от наличного себя и от подлинного себя, последнее будет при дальнейшем обсуждении в центре нашего внимания. Потеря себя, говорит Кьеркегор, – это "болезнь к смерти", это отчаяние – отчаяние от отсутствия у человека сознания себя самого или отчаяние от его нежелания быть собой. Но это отчаяние, продолжает автор, не протестует, не вопит о себе. Человек продолжает жить, как будто он все еще находится в непосредственном соприкосновении со своей жизненной сердцевиной. Любая другая утрата – работы, скажем, или ноги – привлекает гораздо большее его внимание. Это утверждение Кьеркегора совпадает с клиническими наблюдениями. Помимо вышеупомянутой патологии утрата себя не бросается в глаза прямо и резко. Пациенты приходят на консультацию с жалобами на головную боль, половые расстройства, затруднения в работе или предъявляют другие симптомы; как правило, они не жалуются на утрату контакта с центром своего психического существования.

Давайте же теперь, не входя в детали, набросаем общую картину того, какие силы ответственны за отчуждение от себя. Отчасти это последствие невротическою развития в целом, особенно всего того, что есть в неврозе компульсивного. Всего, что включает в себя: "Не я иду, меня несет". В данном контексте неважно, в какой области имеется компульсивность – в отношениях с людьми (смирение, мстительность, уход) или по отношению к себе (самоидеализация). Сама вынужденность влечения неизбежно лишает человека независимости и спонтанности. Как только, например, потребность всем нравиться становится вынужденной, искренность чувств человека идет на убыль; то же происходит и с его разборчивостью. Как только его влечет поработать ради славы, падает его непосредственный интерес к самой работе. Компульсивные влечения, находящиеся в конфликте между собой, еще более снижают его цельность, его способность решать и давать указания. И что еще важнее, псевдорешения невротика, хотя и представляют собой попытки интегрироваться, обрести внутреннюю цельность, тоже лишают его независимости, поскольку делают компульсивным его образ жизни. Во-вторых, отчуждение продвинет другой, тоже компульсивный процесс, который можно описать как активное удаление от подлинного себя. Все влечение к славе – такое удаление, особенно в силу решимости невротика переделать себя в того, кем он не является. Он чувствует то, что Надо чувствовать, желает то, что Надо желать, любит то, что Надо любить. Другими словами, тирания Надо неистово влечет его быть кем-то другим, а не тем, кто он есть или мог бы быть. В своем воображении он и есть другой – настолько другой, что его подлинное я в самом деле блекнет и стирается еще больше. Невротические требования в терминах я означают отбрасывание прочь непосредственных сил. Вместо того чтобы прилагать собственные усилия, например, в межличностных отношениях, невротик настаивает на том, чтобы другие приспосабливались к нему. Вместо того чтобы выкладываться на работе самому, он считает себя вправе требовать, чтобы кто-то другой сделал эту работу для него. Вместо того чтобы самому принимать решения, он настаивает, чтобы ответственность за него несли другие. Следовательно, его конструктивные силы пропадают втуне, и он действительно все меньше и меньше определяет что-либо в своей жизни". Хорни

Расстройство воли, появление неконтролируемых зависимостей – это характерный признаки активности ДТПЭ.

 

Глава 11. Самосохранение против самоубийства

 

Большинство людей разделяют два предубеждения о первобытных обществах и представляют их либо как значительно превосходящее современное общество, либо напротив как резко контрастирующее с современным обществом по уровню рациональности поведения. Оба представления неверны. Конечно же мы ушли далеко вперед в развитии интеллекта, а значит и в развитии нашего истинного Я, но во всем что касается засилья нашей психики неживым током – мы абсолютно идентичны аборигенам.

В этой главе мы постараемся показать, что большинство современных людей не более рациональны в своем поведении, нежели аборигены, регулярно убивавших друг друга по обвинению в колдовстве и отдававших большую часть скудных сил на жертвоприношения сверхъестественным силам природы.

Всем известно, что Закон сохранения энергии – всеобщий закон космоса. Всем видам энергий свойственно сохраняться перетекая в другие виды энергии, как например лучи солнца перетекают в рост живого мира на земле (биологической энергии). Но только живые энергии имеют этот закон в виде Самосохранения, то есть в виде сохранения силы собственной энергии. Так, основные законы биологической энергии – сохранение своей жизни и жизни своего вида. Самосохранением и только им отличаются живые энергии от неживых энергий, которые свободно перетекают в другие виды энергий.

Ни у кого не может возникнуть сомнения в том, что люди – тоже живая энергия. Однако, стоит внимательнее приглядеться к истории человечества с самых первых примитивных сообществ людей, как становится очевидным – Самосохранение далеко не всегда было основой человеческого поведения. Напротив, значительно чаще человеческие усилия были направлены на цели, которые означали прямо противоположный результат – уничтожение человеческого рода. Как бы эволюционисты не старались приравнять человеческое поведение к животному, им никогда не удастся объяснить почему люди с самых первобытных обществ так упорно пренебрегали самосохранением, чего невозможно наблюдать в животном мире.

Если мы окинем взглядом социальную жизнь аборигенов, мы ужаснемся бредовости и бесцельности энергетических затрат с точки зрения выживания и самосохранения. Так, в связи с громадным значением, которое первобытное сознание придает сверхъестественному, страх стать жертвой колдуна или, что еще хуже быть обвиненным в колдовстве отравляет жизнь всему населению.

"Когда все идет хорошо (у арунта), туземец чувствует такую душевную легкость, какую только можно себе представить. У него нет ни малейшей тревоги, ни малейших забот относительно того, что может принести ему завтрашний день, он живет исключительно настоящим… Однако и у этих племен, как и у других дикарей, где-то в подсознательной области таится струя беспокойства, которая временно может быть, конечно, забыта и не проявляет себя, но тем не менее, всегда на лицо: это боязнь колдовства или того, что какой-нибудь знахарь из чужой группы может указать на тебя как на повинного в убийстве человека при помощи колдовства". Никто никогда не бывает в подлинной безопасности. Ничего не подозревающий человек может внезапно оказаться жертвой чьего-нибудь колдовства или обвинения в колдовстве. Разлитое во всей социальной атмосфере подозрение в колдовстве может в любой момент сосредоточится на ком угодно" Первобытное мышление Леви-Брюль

Стоит случиться чему-нибудь неприятному, стоит крокодилу утащить в воду односельчан или кому-то заболеть воспалением легких, как люди обязательно находят повинных в этих несчастьях колдунов в своем или в соседнем селе и жестоко убивают беднягу.

"Он всегда и всюду боится колдовства и считает себя обреченной ему жертвой. Вот одно из оснований, причем из самых сильных, которое объясняет неистовую злобу первобытных людей против колдуна. Речь идет не столько о том, чтобы наказать колдуна за его злые чары в прошлом, от которых они пострадали и размера которых даже не знают, сколько о желании заранее обезвредить те чары, которые колдун мог бы употребить против них в будущем. Единственный способ – убить колдуна: обычно его бросают в воду или сжигают, что сразу уничтожает злого духа, сидящего в колдуне и действующего через его посредство" Первобытное мышление Леви-Брюль

Этот бредовой в полном смысле этого слова страх колдовства приводит также и к массовым убийствам и самоубийствам, с целью чистки племен от заселивших их тайных колдунов. Для этого готовиться специальный слабый противоколдовской яд, способный убивать только колдунов, который предлагается выпить всему племени: тот кто погибнет и будет колдуном, а честных людей защитят добрые духи. Ясно, что в таких испытаниях погибает большая часть племени и оставшиеся чудом в живых с ужасом думают о том, среди какого сброда они жили все это время и считали их за нормальных людей!

 

"Действительно, когда путем жестокого наказания удается избавиться от колдунов, несчастные случаи и беды уменьшаются в числе и даже временно совершенно исчезают. Так, в Южной Нигерии когда-то происходили массовые ордалии. По словам Тальбота, «в таких случаях погибает от 30 до 40% населения: количество умирающих зависит от размеров колдовства в стране. Все колдуны и колдуньи умирают или покидают город, где они чувствуют себя в опасности. Больше не слышно криков совы, и на три или четыре года колдовство оставляет страну в покое. Женщины начинают беременеть каждый день, а урожаи становятся замечательно обильными». В экзекуции подобного рода как будто трудно поверить. Однако мы имеем и другие аналогичные свидетельства, например следующие: «Один царек в районе базельской миссии в Ндаба заставил всех своих подданных выпить испытательного яда, чтобы обнаружить, кто из них занимается черной магией. Даже девятнадцать новообращенных должны были подвергнуться этой ордалии. Знахарь, который орудовал в данном случае, после выполнения своего дела бежал. Запрошенный миссионером Лохманом, царек разразился жалобами: «Ничего больше не удается у нас. Если кто-либо из моих подданных что-нибудь заработает, то получается так, как если бы он положил свой заработок в дырявый мешок. Вопреки всем затрачиваемым на них трудам и усилиям деревья какао не хотят приносить больше плодов. Когда у нас рождается ребенок, то через несколько дней он умирает. Смерть истребляет нас. Мой долг — выяснить причину этого проклятия». На его языке сказанное означает заставить своих людей подвергнуться испытанию ядом, чтобы обнаружить колдунов. Касательно того, что именно последние ответственны за все беды, обрушившиеся на страну, у него нет ни колебаний, ни сомнений" Первобытное мышление Леви-Брюль

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...