Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 12 глава




Как вы вероятно уже догадались, ЗСС ПЭ лежит в основе силовых полей КТ и ДТПЭ, определяя механизмы их функционирования. Но для силового поля КТ он имеет форму Интеллектуального Контроля, а для силового поля ДТПЭ он имеет форму Физического Контроля. Первое описано у Спинозы как истинный контроль Разума, действительно способствующий обретению Силы и Счастья. Второй он представляет как Глупость, искажающую представления о действительности, и ведущий к обратным результатам – Несчастливости, потери себя, потери свободы, болезненности захвативших душу чужеродных, пассивных аффектов, представляющих "настоящий ад".

"Желания, вытекающие из нашей природы таким образом, что могут быть поняты через одну только нее, - это те желания, которые относятся к душе, поскольку она представляется состоящей из идей адекватных; остальные желания относятся к душе, лишь поскольку она представляет вещи неадекватно, и сила и возрастание их должны определяться не человеческой способностью, а могуществом вещей внешних. Поэтому первые справедливо называются действиями, вторые же состояниями пассивными, ибо первые всегда показывают нашу способность, вторые же, наоборот, - нашу неспособность и познание искаженное" Этика Спиноза

Очень меткое отражение динамики ИК и ФК для КТ – первый есть истинный контроль, ведущий к самосохранению Я, второй ложный контроль, имеющий прямо противоположный результат – запуск паразитического тока, превращающего наше Я в раба своих автоматизмов и болезненных аффектов. Первый объединяет, образуя общее Я человечества, второй разъединяет, расходуя энергию на бессмысленные войны активности чужого тока.

"человеческая способность к укрощению страстей состоит в одном только разуме. Таким образом, я изложил все, что предполагал сказать относительно способности души к укрощению аффектов и о ее свободе. Из сказанного становится ясно, насколько мудрый сильнее и могущественнее невежды, действующего единственно под влиянием страсти. Ибо невежда, не говоря уже о том, что находится под самым разнообразным действием внешних причин и никогда не обладает истинным душевным удовлетворением, живет, кроме того, как бы не зная себя самого, Бога и вещей, и, как только перестает страдать, перестает и существовать. Наоборот, мудрый как таковой едва ли подвергается какому-либо душевному волнению; познавая с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи, он никогда не прекращает своего существования, но всегда обладает истинным душевным удовлетворением" Этика Спиноза

Существо философии Кьеркегора поразительно близко философии Спинозы. Он также определяет способность оставаться верным своей природе, своему истинному естеству как высшее счастье человека, к которому он и должен стремиться. Это ему принадлежат слова: "человеку нет никакого толку, если он приобретет весь мир и потеряет себя". К счастью для нас, обретая себя, мы не только обретаем счастье живых эмоций, ощущение бытия в непрерывности самосознания, но и в том числе весь мир, ибо ресурсы КТ по освоению энергии космоса неисчерпаемы. Но даже если бы мы ничего кроме самих себя не обретали, даже если бы наш доступ к энергиям космоса был ограниченным, все равно отказ от ДТПЭ был бы нашей жизненной необходимостью, ибо он не только не дает всего мира, но и просто жизни и бытия.

Также как Спиноза, Кьеркегор делит космос на пассивный, лишенный способности мыслить и на активный, способный к "рефлексии" и утверждает, что сила и мощь Я прямо пропорциональны развитию Сознания.

"чаще всего люди далеки от того, чтобы счесть высшим благом отношение к истинному, то есть свое личное отношение к истине; подобно тому как они далеки от того, чтобы вместе с Сократом сознавать, что худшее из зол — это заблуждаться; у них чувства чаще всего побеждают разум. Почти всегда, когда некто кажется счастливым и полагает себя таковым, на самом деле, в свете истины, являясь несчастным, он весьма далек от того, чтобы желать избавления от своей ошибки" Болезнь к смерти Кьеркегор

Также как Спиноза он делит чувства, на те, что порабощают, лишая собственной природы и ставя вне выбора (эстетические) и превращая жизнь в сплошное отчаяние, и на те, что делают свободным и счастливым, сильным своей принадлежностью вечности и искреннего участия к людям (этические). И также как Спиноза, он считает Разум Богом, и потому в качестве спасения от отчаяния ложных эстетических чувств предлагает веру в этическую свободу выбора добра человеком. Таким образом, мы можем ясно видеть, что философия Кьеркегора также основана на разделении космоса на Контрольную энергию разума и на все прочие пассивные детерминированные энергии. На понимании силы и счастья как производных от Интеллектуального Контроля, который он именует Этическим Выбором; а болезни и слабости трактуются как производные от Физического контроля, который он понимает как пассивный Эстетический образ жизни, лишенный возможности выбора, как "вечный нуль" и как "шифр" вместо живого человека.

"ибо тот кто живет эстетически не выбирает…В этом-то и заключается печальная сторона когда мы рассматриваем человеческую жизнь – столь многие проживают свои жизни в состоянии тихого проклятия; они переживают самих себя…они живут как бы выходя из самих себя, они исчезают как тени, их бессмертные души уносятся прочь, и они не страшатся вопроса об их бессмертии; ибо души эти уже рассеялись еще до смерти" Или-или Кьеркегор

С какой художественной силой изображен в этой цитате потеря себя человеком под конвульсиями ДТПЭ, в основе которых лежит Физический Контроль ЗСС ПЭ. И так же как Спиноза Кьеркегор говорит о том, что люди, видя перед собой лучшее, под действием помутненного аффектами разума добровольно соглашаются на худшее, то есть на болезнь ДТПЭ вместо здоровья КТ.

"смешно и жалко, но разве большая часть людей не предпочитает в этом своем доме подвал? Все мы являемся синтезом с духовным предназначением, такова наша структура, но кто отказывается жить в подвале, в категориях чувственного? Человек не просто предпочитает жить там, ему это нравится настолько, что он гневается, когда ему предлагают этаж хозяев — всегда свободный и ожидающий его, — ибо, в конце концов, ему принадлежит весь дом" Болезнь к смерти Кьеркегор.

То, что Спиноза обозначил, как "ад дурных аффектов", поражающих духовно ленивых людей, Кьеркегор обозначил, как "отчаяние болезни к смерти", как худшую из бед которая может случиться с человеком, и оба определяли ее как потерю собственного Я, своей свободы и своей связи с "вечностью" космоса. Отчаяние – это не просто худшее из страданий, - говорит Кьеркегор, - но наша гибель. Так, оба философа с глубокой проницательностью определили механизмы силовых полей КТ и ДТПЭ, в качестве Интеллектуального и Физического контролей Закона Сохранения Силы, ведущих к пожиранию чужим мертвым током энергии нашего общего истинного Я, проистекающей от Интеллекта.

Научная теория Рассела отличается от философий Спинозы и Кьеркегора прежде всего тем, что он перенес анализ на уровень социальных процессов, не останавливаясь на психологии индивидов. Но при этом, также как и они, он видит детерминантами общественных процессов именно психологические процессы. Его книга "Власть. Новый социальный анализ" была написана как опровержение марксистской практики приписывания общественным процессам экономические причины.

"Ошибка ортодоксальной и марксистской экономики имеет не только теоретическое, но и громадное практическое значение, которое стало причиной неправильного толкования некоторых основополагающих событий последних времен. Только взяв за основу понимание того, что любовь к власти является причиной социальной активности, мы сумеем правильно истолковать историю, античную и современную. На протяжении этой книги я постараюсь доказать, что фундаментальной концепцией социальных наук является Власть, в том же самом смысле в котором Энергия является фундаментальной концепцией физики…Законы социальной динамики возможно сформулировать только в терминах власти в ее различных формах. Для того чтобы открыть эти законы, необходимо сначала классифицировать формы власти, а потом пересмотреть различные важные исторические примеры того, какими способами организации и индивиды приобретали контроль над жизнями людей" The power Russell

Рассел уверенно переходит к психологическим причинам и заявляет, что именно Любовь к власти, будучи основой всеобщей человеческой мотивации, детерминирует как жизни отдельных людей, так и общественные процессы в целом. Как можно видеть, он таким образом, постулирует Закон Сохранения Силы Психики как основной закон человеческой мотивации.

"Любовь к власти, в самом широком значении этого слова, это потребность иметь возможность оказывать нужное влияние на внешний мир, как социальный, так и не социальный. Эта потребность составляет основополагающую часть человеческой природы, и в энергичных людях это очень большая и важная часть. Любое желание, если оно моментально не удовлетворено, порождает потребность иметь возможность для его удовлетворения, и таким образом, определенную форму любви к власти. Если вы любите ближнего, вы будете желать власти, чтобы помочь ему стать счастливым. Презирать все виды власти, таким образом, значит презирать любовь к ближнему" The power Russell

Утвердив в качестве фундаментальной концепции социальных наук Власть, Рассел на самом деле переходит к анализу Психической Энергии, основанной на Законе сохранения силы, ибо Любовь к власти можно трактовать только как Любовь к силе. И хотя в общем Рассел говорит о множестве различных видов Власти, перетекающих одна в другую по аналогии с перетеканием физических энергий, в конечном итоге, он неизбежно приходит подобно Спинозе и Кьеркегору к разделению Любви к власти всего на два основных вида, полезной и вредоносной: Интеллектуальный контроль в виде заботы об общем Я человечества в научных трудах и технических изобретениях, и Физический контроль в виде насилия друг над другом и стремления к власти ради самой власти.

"Существует большая разница между властью, желаемой в качестве средства для достижения внешних целей и властью, желаемой в качестве самоцели. Человек, который хочет власти как средства прежде имеет какое-то иное желание, и только потом у него возникает желание власти для достижения этой цели. Человек, который жаждет славы как самоцели, будет выбирать объекты деятельности, которые гарантируют ему сохранность власти. В политике, к примеру, один человек желает проведения в жизнь определенных мер, и по этой причине принимает активное участие в политических делах, в то время как другой человек, думающий только о собственном успехе, участвует во всех программах, которые кажутся ему выгодными с личной точки зрения. Для того чтобы Любовь к власти оказалась благотворной она не должна быть самоцелью. Однако, недостаточно только иметь цель отличную от самой власти; необходимо, чтобы эта цель, будучи достигнутой, содействовала удовлетворению желаний и других людей в том числе. Если ваша цель есть научное открытие, или художественное произведение, или же изобретение техники, которое снизит затраты труда, или же примирение групп, до тех пор враждовавших, то ваш успех, в случае если вы преуспеете, скорее всего принесет удовлетворение многим другим помимо вас. Это второе условие которому Любовь к власти должна удовлетворять, чтобы быть благотворной: она должна иметь такие цели, которые находятся в гармонии с желаниями людей, вовлеченных в поле деятельности этой власти" The power Russell

В конечном итоге, его концепция общественных процессов, как перетекания видов Власти, свелась как и следовало ожидать к поиску путей ликвидации болезненной Любви к власти как самоцели и насилия над другими и напротив к стимуляции благотворной Любви к власти в виде научного контроля. Так, существо закономерностей ПЭ, состоящее в антагонизме Интеллектуального и Физического контролей ЗСС ПЭ, необходимо обнаружилось в научном видении социальной динамики Рассела.

"Перенаправить человеческую любовь к власти в нужные каналы означает, таким образом, обеспечить людям нормальные условия, нормальные возможности и подходящую профессию… Я уверен, что редкие люди изберут жестокость, если они получили мудрое воспитание и образование, не жили среди сцен насилия, и не имели чрезмерных трудностей в карьере. При этих условиях, любовь к власти большинства людей направиться, при возможности, в благотворное или как минимум безобидное русло" The power Russell

"И страх – глубокий, едва осознаваемый страх – все еще доминирующий мотив в очень большом количестве жизней. Это вовсе необязательно; нет ничего в человеческой природе, что сделало бы такое положение вещей неизбежным. Я хочу повторить, со всем возможным ударением, что я абсолютно не согласен с теми, кто пришел к выводу на основании наличия у людей агрессивных инстинктов, что человеческая натура требует войны и других деструктивных конфликтов. Я твердо уверен как раз в противоположном. Я считаю, что агрессивные инстинкты составляют неотъемлемую часть человека, и в их вредоносной форме могут быть значительно снижены. Жадность к собственности понижается там, где нет страха бедности. Любовь к власти может быть удовлетворена множеством способов, которые не несут в себе вреда для других людей: власть над природой, происходящая от открытий и изобретений, производство восхитительных книг и предметов искусства, а также успешное убеждение. Энергия и желание быть эффективным благотворны если они находят правильное русло, и вредоносны в противном случае – как пар, который может либо двигать поезд, либо взорвать котел" Authority and the individual Russell

Расселу оставался один шаг до осознания того факта, что сравнение Власти с Энергией не есть просто метафора, но что человеческая психика представляет собой такую же физическую энергию, как и все прочие энергии вселенной, с теми лишь отличиями которые ей предают ее контрольные возможности, отсутствующие у детерминированных энергий. Тем не менее, его Новый социальный анализ действительно означал революцию в социальных науках, так как представлял собой первую попытку реального анализа социальных процессов на основе законов Психической Энергии.

Бесценным опытным источником, подтверждающим наличие двух антагонистичных силовых полей в психике являются опыты на Подчинение авторитету знаменитого Стенли Милграма. В ходе его экспериментов были зафиксированы две противоположные силы, понуждавшие человека с одной стороны отказаться от участия в эксперименте из жалости и сочувствия к жертве (КТ), а с другой стороны продолжить "казнить" ее из неспособности ослушаться авторитета.

"Вторым неожиданным аспектом было напряжение, вызванное процедурой. Можно предположить, что человек просто прервет эксперимент или продолжит как предпишит его совесть. Но это очень далеко от того, что мы наблюдали на деле. Некоторые испытуемые показали поразительную реакцию эмоционального напряжения. …Как мы должны интерпретировать факт обнаружения нервного напряжения? Во-первых, это указывает на присутствие конфликта. Если бы тенденция соглашаться с властью была единственной психической силой, действующей в этой ситуации, все испытуемые довели бы эксперимент до конца, и не было бы никакого напряжения. Напряжение, как принято считать, происходит от одновременного присутствия двух или больших несовместимых реакций. Если бы сочувствие жертве было единственной силой, все испытуемые спокойно отказались бы повиноваться экспериментатору. Вместо этого, наличествовали обе тенденции – и послушаться и отказаться от выполнения приказа, часто сопровождаемые крайним нервным напряжением. Конфликт развивается между глубоко укоренившейся предрасположенностью не причинять вреда другим и равно принудительной тенденцией подчиняться представителям власти. Испытуемый тотчас же оказывается перед дилеммой, и наличие сильного напряжения, говорит о значительной мощности каждого из антагонистичных векторов" Милграм Подчинение авторитету

Насилие и подчинение – основа Физического контроля, в то время как рационализм и анализ ситуации наряду с совестливостью – основа Интеллектуального контроля ЗСС ПЭ. Неслучайно поэтому, люди, которые нашли в себе силы ослушаться авторитетов и прервать эксперимент оказались более образованными и критически настроенными, а другие напротив отличались низким интеллектом и выраженной эгозащитой.

Но в отличие от Милграма, Кречмер в своей работе "Гениальные люди" смешивает силовые поля КТ и ДТПЭ, не разграничивая мотивацию Интеллектуального Контроля и мотивацию Эгозащиты (Физического Контроля).

"Эти возникающие из глубин психической жизни и темперамента движущие силы великих научных свершений могут быть различны. Любовь и ненависть, тщеславие и воля к власти. Любовь к Богу и любовь к судьбе. В человеческой природе заложена великая мистическая любовь к божественному (такая, какая была у астровидца Кеплера) - и влечение помогать, и влечение властвовать, и авантюристическая тяга к далекому и опасному, как у многих исследователей-путешественников, и не в последнюю очередь - чистое влечение к познанию, которое может превратиться во всепоглощающую страсть" Гениальные люди Кречмер

Нельзя смешивать "чистое влечение к познанию, как всепоглощающую страсть", "влечение помогать" с с влечением властвовать, с тщеславием, ненавистью и тягой к сверхъестественным силам. Первое – это ИК, тогда как второе – это ФК. Тем не менее, сам факт того, что он признает мотивацию Интеллектуального контроля – уже большой прогресс в сравнении с Фрейдом, который признавал только механизмы Физического контроля и в этой связи понимал Эгозащиту не только как базисное поведение человека, но и как единственно возможное. Весь пессимизм фрейдовской теории "звериной" природы людей, тайно мечтающих об убийстве друг друга, коренится в непонимании поверхностной сущности ДТПЭ и механизмов ФК, запускающих его. Признавая ДТПЭ – единственным психическим током, он закрыл себе дорогу к пониманию истинного существа психики, как энергии интеллекта и любви к познанию и друг другу КТ. В итоге, он не только не понимал роли ДТПЭ, как паразита на теле фундаментальной здоровой психики добра и трудолюбия, но и не признавал мотивации истинного Я людей в качестве "чистого влечения к познанию" и "лечения помогать", которые Кречмер видит.

Дезактивация ФК ЗСС ПЭ к счастью для человечества возможна. Для того, чтобы остановить ДТПЭ необходимо просто своевременно лишить человека Эгодевственности. Этот термин как нельзя лучше подходит для описания процесса снятия Эгозащиты, как в ироничной нагрузке, которую он несет, так и в сущностной. Девственность после определенного периода становится обременительным фактором, тормозящим психофизиологическое развитие человека и его способность к полноценной жизни. Но при этом долгое время считалось, что сохранение девственности величайшее из достоинств. Точно в этом же русле следует понимать и лишение Эгодевственности. Защита Эго – это тормоз всяческого психического развития и жизни, но при этом соблюдение Эго - идеала все еще считается делом первостепенной важности для большинства людей. Прозревшим все перечисленные выше ученые и еще многие другие, о которых мы будем говорить ниже, рекомендуют избавляться от Эго как от провокатора вредоносных энергозатрат как можно скорее. Только осознав, что Эго – это ваш враг первостепенной важности и научившись отделять Эго от Я, вы сумеете избавиться от паразита ДТПЭ путем волевого отказа от Защиты Эго. Научится пропускать Удары по Эго и никогда не мотивировать свое поведение Защитой Эго – это и значит лишиться Эгодевственности.

Когда Кьеркегор говорит, что чтобы обрести себя, сначала нужно себя потерять – он несомненно имеет ввиду именно процесс лишения Эгодевственности. Бертран Рассел поставил отправной точкой своей этики учение об отказе от Эгозащиты, которая есть худшая из тюрем, лишающая человека жизни и свободного развития. Сартр и Франкл трактуют лишение Эгодевственности в духе Кьеркегора – как потерю самого себя, которую они именуют загадочной "самотранценденцией". На самом деле "самотранценденция" не имеет ничего общего с потерей "самого себя", но относится лишь к потере Эго и те кто не разделяет Я и Эго, не сумеют и объяснить этого процесса без таких сбивающих со всякого толка понятий как "самотранценденция". Юнг понимал назначение терапии в лишении "Самости оберток Персоны", то есть переводя на язык теории ПЭ – в лишении истинного Я Эгодевственности. Тоже самое можно сказать о работах Спинозы (отказ от ложного самомнения в пользу реального самоудовлетворения), Роджерса (лишение истинного Я Маски Эгозащиты), Фромма и Карен Хорни.

Переход от силового поля ДТПЭ к силовому полю КТ также наглядно изображен в таких литературных памятниках как "Исповедь" Льва Толстого, как "Тонкий и Толстый" Антона Чехова, как "Исповедь экономического убийцы" Джона Перкинса.

Обращаясь теперь к истории рассмотрения силовых полей ЗСС ПЭ в мировой философии и психологии прежде всего хотелось бы отметить гениальные работы Бенедикта Спинозы, у которого впервые мы находим всю систему законов Психической энергии. Именно Спиноза первым стал говорить о том, что "под добродетелью и силой я понимаю одно и тоже", формулируя так на свой лад ЗСС ПЭ. И именно он разделил психику на два антагонистичных поля – поле активности, разума и любви, и поле пассивных аффектов, ложных понятий и ненависти. Он же провел четкое различие между различными видами любви, пояснив что одна есть наше благо, а вторая погибель (любовь КТ и притяжения Влюбленности и Самолюбия ДТПЭ).

"Мы видим и находим, что все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви. Но дело обстоит совершенно иначе с теми, которые дурны и должны избегаться нами, так как мы без них не только можем существовать, но именно тогда только, когда освободились от них, становимся такими, какими должны быть. Также и любовь, может происходить из верных понятий или из ложных, и первая ведет к наивысшему благу, а вторая к нашей гибели" Краткий трактат о Боге, человеке и счастье Спиноза

У Спинозы же мы находим разделение психики на поля ложное самомнение – ложное самоуничижение с одной стороны, и на истинное самоудовлетворенность – смирение с другой стороны.

"Самоудовлетворенность не простирается вне нас и приписывается лишь тому, кто справедливо и беспристрастно ценит свое совершенство, не имея в виду уважения к себе. Смирение состоит в том, что мы знаем свое несовершенство, не обращая внимания на презрение к себе, причем смирение не простирается далее смиренного человека. Самомнение состоит в том, что люди приписывают себе какое-либо совершенство, которого в них нельзя найти. Самоуничижение состоит в том, что люди приписывают себе какое-либо несовершенство, не свойственное им" Краткий тракта о Боге, человеке и счастье Спиноза

Следующим этапом в развитии теории Психической энергии стали судьбоносные работы Кьеркегора "Болезнь к смерти", "Или-Или" и Бертрана Рассела "Власть. Новый социальный анализ", "Власть и индивид", "Образование и здоровое общество", "Борьба за счастье", "История западной философии". Книга "Бытие и время" Хайдеггера также способствовала развитию теории ПЭ особенно в части раскрытия пространства времени как особого измерения существования человеческой энергетики, а также в части акцентирования "собственного" человеческого бытия как активного, волевого, решительного и заботящегося, одним словом, как способного к контролю энергий космоса. Но в части экзистенциональной интерпретации человека как "проекта", который не может быть определен и выражен в теоретических законах, как например в законах ПЭ теория Хайдеггера также слаба как и Сартровская теория абсолютной свободы. Чтобы отличать человеческое бытие от "плесени и цветной капусты" вовсе необязательно наделять человека абсолютной свободой воли, освобождающей его от всякой зависимости от обстоятельств, от прошлого опыта и от состояния его психики и организма. Достаточно осознать способность человека к объективному мышлению и контролю законов природы, что и составляет "активность" относительной свободы воли человека отличающую его от всего прочего детерминированного космоса. Сартр полагал, что любая детерминация человеческой психики – даже детерминация как контрольной сущности человека – приравнивает его к детерминированному миру и делает "несвободным". На самом деле, ощущение "несвободы" в качестве компульсии или автоматизма поведения, по принципу "меня несет" вместо "я иду" связанно только с активностью ДТПЭ на теле КТ, с тем, что человек пытается натянуть на свое живое Я идеал маски Эго. Когда же человек остается верен законам своей живой базовой психики, не подчиняясь законам чужеродного ДТПЭ, он чувствует себя абсолютно спонтанным, свободным и естественным, несмотря на тот факт, что Контрольный ток, обладая относительной свободой воли, также как и все другие энергии природы является детерминированным и имеет свою систему законов. Поэтому я возьму на себя смелость сказать, что Бытие и ничто Сартра не оказало никакого положительного влияния на развитие теории Психической энергии, и только имело эффект несправедливой критики трудов Хайдеггера, значительно обошедшего его в понимании сущности человеческого бытия.

В истории психологии силовое поле КТ и силовое поле ДТПЭ наилучшим образом было исследовано учеными по раздельности, что и составило ущербность этих теорий. Как бы хорошо мы не изучили каждое из этих полей в отдельности, без понимания механизмов их взаимодействия это нам ничего не даст, так как основной вывод из понимания взаимодействия этих полей состоит в необходимости остановки второго и очищения от него первого. Силовое поле КТ наиболее полно раскрыто в работах знаменитого Абрахама Маслоу, описавшего его как "метамотивацию" самоактуализирующихся людей. Недостатком этой блестящей работы стало почти полное игнорирование силового поля ДТПЭ. Не менее знаменитый Зигмунд Фрейд сделал предметом своего рассмотрения напротив силовое поле ДТПЭ, не уделив при этом никакого внимания силовому полю КТ. Ясно, что его работы, еще более односторонни, нежели работы Маслоу в этой связи, потому как силовое поле КТ по крайней мере составляет базис живой человеческой психики, а ДТПЭ всего лишь поверхностный паразит и рассматривать его механизмы как фундаментальные механизмы человеческого Я уже чистый криминал. Тем не менее, во всем, что касается механизмов ДТПЭ – работы Фрейда являются одним из самых важных источников, в котором все еще можно почерпнуть много полезной и детальной информации, глубоко отражающей самое существо этих процессов. Документом исключительной важности для характеристики механизмов ФК ЗСС ПЭ (силовое поле ДТПЭ) является также работа Стенли Милграма "Подчинение авторитету".

В работах Альфреда Адлера присутствуют оба тока; и силовое поле КТ и силовое поле ДТПЭ отмечены и глубоко проанализированы. Но, тем не менее, он увидел между этими полями только количественную разницу: степень чувства неполноценности в чрезмерных количествах рождающую волю к власти как потребность к сверхкомпенсации, а в нормальных количествах нормальную компенсацию в виде стремления к превосходству и сотрудничеству. Ясно, что не сумев разглядеть качественные отличия двух различных токов ПЭ, он не сумел понять и механизмов их взаимодействия, а значит не сумел правильно уяснить, что существо терапии в лишении Эгодевственности (снятии Эгозащиты) и остановке ДТПЭ.

Эрих Фромм и Карен Хорни отличились как полнотой охвата законов ПЭ, так и пониманием качественного отличия токов ПЭ. Фромм разделил силовые поля КТ и ДТПЭ, как гуманистическую совесть и авторитарную совесть, как плодотворную и неплодотворную деятельность, как любовь к себе единую с любовью к другим и как эгоизм, означающий ненависть к себе равно как и к другим, снабдив эти определения адекватными детальными характеристиками каждого из полей.

"Плодотворность - это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Но что такое "сила"? Ирония заключается в том, что это слово обозначает два противоположных понятия: силу - способность и силу - господство. Однако эта противоположность особого рода. Сила-господство действует, если парализована сила-способность. "Сила-господство" - это извращенная форма "силы-способности". Способность человека плодотворно использовать свои силы - это его потенция; неспособность - его бессилие. Силой своего разума он может проникнуть в глубь явлений и понять их сущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить. Когда потенция отсутствует, человеческое отношение к миру извращается в желание господствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними, как с вещами. Господство идет в паре со смертью, потенция - с жизнью. Господство проистекает из бессилия и в свою очередь развивает это бессилие, ибо если индивид может заставить кого-то другого служить ему, все более и более парализуется его собственная потребность быть плодотворным". Фромм Человек для себя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...