Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II.




Формирование правильного произношения звуков

Коррекция произношения включает следующие виды занятий:

1) укрепление артикуляционной моторики;

2) уточнение или постановка звука;

3) закрепление звука в слогах, словах;

4) дифференциация оппозиционных звуков;

5) заучивание потешек, скороговорок, загадок и стихов с поставленным звуком;

6) автоматизация звука в связной речи: сказки, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок.

При коррекции произношения особое внимание уделяется становлению слухового восприятия с опорой на развитие артикуляционной моторики с целью укрепления мышц языка, губ и нижней челюсти, особенно у детей, которые не произносят звуки из двух-трех фонетических групп. Это способствует появлению звуков в речи без специальной их постановки.

 

Требования к проведению общей артикуляционной гимнастики

 

1. Все упражнения выполняются в форме игры или с использованием игровых приёмов,

2. Для контроля артикуляционной моторики обучающий и ребёнок имеют по индивидуальному зеркалу,

3. Обучающий показывает, что нужно делать языком или губами, затем постепенно добивается того же от ребёнка.

4. Обучающий следит, чтобы при выполнении упражнения губы и язык малыша не отклонялись в сторону, а воздушная струя была по центру.

5. Так как почти все звуки речи произносятся широким языком, то нужно научить удерживать его распластанным в любой позиции.

6. Обучающий предупреждает, удерживает от быстрых, беспорядоч­ных движений речевых органов; каждая правильная позиция языка, губ или нижней челюсти фиксируется на счёт до трёх, иногда даже дольше.

7. Ребёнку не рекомендуется говорить, что он чего-то не может сде­лать, у него не получается, так как это может привести к отказу от занятий. Наоборот, надо подбодрить его: «Язычок сегодня устал и не хочет слушаться, но скоро он это сделает, у тебя хороший язычок».

8. Для образования двигательных навыков органов речи требуются систематические занятия не менее двух раз в день — утром и вечером, для детей трёх-четырёх лет — по пять — семь минут, а пяти лет — по десять — пятнадцать минут.

9. Ежедневно повторяются два-три прежних упражнения и даётся одно новое.

10. Вся работа проводится сидя: в это время у ребёнка спинка прямая, руки и ноги в спокойном состоянии, он не напряжён.

Специфика артикуляционных упражнений определяется индивидуальными затруднениями ребёнка.

Несмотря на все старания обучающего, у детей первое время отме­чается напряжение не только языка, губ, но и общей моторики рук, ног и даже всего корпуса. Постепенно мышцы расслабляются, движения стано­вятся непринуждёнными и координированными. Большую помощь в раз­витии мелкой моторики оказывают лепка, рисование, конструирование, а также занятия по ритмике.

Все артикуляционные упражнения даны ниже при описании каждой фонетической группы, чтобы обучающий мог воспользоваться ими в зави­симости от характера нарушений речи ребёнка.

 

Использование звукоподражаний

При отработке каждого звука на всех этапах большое внимание уделяется звукоподражаниям животным, птицам, звучанию разных предметов.

1. При вызывании звука ребёнок старается точнее изобразить крик и повадки животного или птицы и так же правильно произнести его в слогах и словах, хоро­шо артикулируя гласные.

2. В играх на развитие фонематического восприятия малыш отмечает заданное слово или звук и отвечает на него тремя способами:

1) соответствующим звукоподражанием: Г — га-га-га; 3 — ззз — («Комар»);

2) молча, имитацией движений — для детей, которые звуки произ­носят нечётко: шшш — подносит пальчик ко рту («Тише»); ззз-ззз — руки дви­гаются вперёд-назад («Пильщики»);

3) имитацией движений со звуковым сопровождением: Р — ребёнок вскидывает вверх руки и произносит фрр («Птички взлетели»).

3. При дифференциации звуков, например С-Ш: ссс («Водичка течёт»), шшш («Шина лопнула»), ребёнок использует звукоподражание.

4. Для обогащения словарного запаса:

а) ребёнок по звуку, движениям узнаёт животное или птицу, разные действия человека (му — «корова», о-о — «зубы болят») и, наоборот, сам называет звукоподражания;

б) правильно произносит названия действий: гусь — гогочет, свинья — хрюкает, молотком — стучат.

5. При воспитании общих речевых навыков: темпа, ритма, голоса и других.

Звук Ш: ребёнок согнутыми в локтевых суставах руками делает быстрые вращательные движения и в такт им произносит: шу-шу-шу («Скорый поезд»), те же движения замедленные: шшу-шшу-шшу («Пасса­жирский поезд»).

Звук Р: малыш машет руками, изображая полёт, и произносит низким голосом карр-карр («Ворона») или в два-три раза быстрее произносит высоким голосом: тр-тр-тр («Сорока»).

Чтобы лучше получилось звукоподражание, ребёнок старается со­блюдать точную артикуляцию губ и языка, ударение, правильное дыхание, темп, меняет силу, высоту и тембр голоса.

Звукоподражания повышают внимание детей, их интерес к занятиям, способствуют развитию общей и речевой моторики.

Игровые приёмы дают возможность приводить в движение и чередо­вать, сменяя друг друга, разнообразную детскую активность: зрительную, двигательную, тактильную, слуховую.

 

При использовании звукоподражаний надо помнить следующее: не рекомендуется повторять их в резко за­медленном или быстром темпе (ко-ко-ко), так как не вы­рабатывается правильная артикуляция гласных звуков; нельзя их произносить «слишком громким голосом да ещё с киванием в такт головой (во избежание образова­ния сопутствующих движений).

 

Все звукоподражания указаны в разделах по постановке соответству­ющих звуков.

Укрепив мышцы и добившись определённой подвижности языка и губ, можно переходить к уточнению звуков с использованием звукопод­ражаний и с опорой на слуховое восприятие речи.

 

Уточнение и постановка звуков

Существует несколько способов вызывания звука.

1. Подражание обучающему, который повторяет слово несколько раз, акцентируя внимание ребёнка на звук и используя игровые приёмы. Например: «Сейчас ты услышишь, как течёт водичка, — ссс, сссони».

2. Использование умений произносить уже знакомые звуки. Известно, что все малыши правильно произносят Ф, В, Т, Д, Н, М, а между тем при произношении звуков Ф, В вырабаты­вается длительная воздушная струя, так необходимая для С, 3, только сто­ит подуть не на нижнюю губу, а на язык. А при звуках Т, Д, Н язык — за верх­ними зубами, где образуются также Ш, Ж, но для этого нужно добавить струю на язык в верхней позиции. Поэтому обучающий проводит работу не только по вызыванию трудных для ребёнка звуков, но и по уточнению артикуляции и произношения уже имеющихся в его речи.

3. Механическое воздействие на язык шпателем, ложечкой, спицей и специальными зондами.

При постановке звуков следует соблюдать некоторые условия.

1. Избегать одновременной работы по вызыванию звуков из одной фонетической группы, особенно тех, артикуляция которых отличается резко противоположным положением языка (Ш — наверху, С — внизу), а также звуков из разных групп, но требующих большой затраты энер­гии (Ш, Р).

2. Обращать внимание ребёнка на основные элементы положения органов речи, причём правильная артикуляция сравнивается с неправиль­ной. Так, при постановке звука Ш используется игра «Паровоз»: шш-шш... Ребёнку предлагают сделать губы широкой трубочкой — овалом, ведь у па­ровоза тоже есть труба; там дым идёт вверх, а у нас язык поднимается вверх; дым тёплый, и воздух изо рта такой же.

3. Поставленный или уточнённый звук первое время следует произ­носить с интонационным его выделением в слогах и словах: длительно — ссс, ллл, шшш, ррри другие; коротко, с лёгким придыханием — Ц, Ч, К, Г, что способствует лучшему их усвоению.

Каждый поставленный звук, даже легко вызванный, требует опре­делённого комплекса необходимых упражнений по его закреплению в слогах, словах и предложениях.

В случае прежнего, искажённого произношения уже поставленного звука ребёнку напоминают опорное слово, звук или слог (звукоподража­ние), усвоенные им ранее в процессе игры. Так, при неправильном произ­ношении Ж обучающий замечает, что жук жужжит не так. Ребёнок вспо­минает игру «Полёт жука» и исправляет свою ошибку.

При подборе и использовании тренировочного материала учитыва­ется следующее:

1) слова и предложения должны быть максимально насыщены изуча­емым звуком;

2) заданный звук произносится во всех доступных ребёнку сочетани­ях с гласными и согласными; глухие согласные закрепляются в трёх пози­циях, а звонкие — в двух (в конце слов оглушаются);

3) в тренировочный материал не должны включаться ещё не изучен­ные звуки; например при закреплении Ш в словах нельзя предлагать «шары», если ребёнок не произносит Р;

4) при введении в анализ слов с определённым изучаемым звуком времен­но исключается пользование словами со сходными звуками, могущими привес­ти к их смешению; так, при закреплении Ш нельзя давать слова со звуком С;

5) кроме существительных постепенно включаются другие части речи; на звук Ж предлагаются слова можно, нужно, вижу, лежит, бежит, покажи, живой;

6) слоговой состав слова и степень сложности предложений опреде­ляются возрастом ребёнка.

 

Дифференциация оппозиционных звуков

После достижения чёткого произношения и восприятия каждого из смешиваемых звуков на слух следует переходить к их сравнению между собой. Эту работу целесообразно проводить с первых дней, используя определённую последовательность от грубых дифференцировок к наиболее артикуляционно и акустически близким. Проводится сравнение:

а)правильного звучания с неправильным;

б)изучаемого звука с любым далёким правильно произносимым (К-М, К-Ф);

в)оппозиционных звуков: К—X, Ль—Й, С—3 и др.;

г)изучаемого звука с не пройденными сходными звуками: С—3, Ц, Ш.

                   При соблюдении такого порядка все звуки в процессе фонемообразования бывают противопоставлены друг другу: взрывные — фрикативные (К—X), глухие — звонкие (С—3, Б—П, П—Ж и др. ), твёрдые — мягкие соглас­ные (Сь—Зь, Ть—Дь и др. ), гласные И—Ы и т. д.

Дифференциация звуков в произношении проводится с постепен­ным усложнением тренировочного материала:

а) в слогах: са-ша, ла-ра, ля-я;

б) в словосочетания и в парах слов: высокая башня (С—Ш), рыба плавает (Л—Р); коса — коза, рак — лак, жар — шар;

в) в одном слове: сушки, шоссе, журнал, крыло,

С целью осознанного усвоения дифференцировок рекомендуется выделять основные признаки звуков, подлежащих различению между собой. Так, при сравнении К—X обращается внимание на краткость перво­го звука и длительность второго; при противопоставлении С—Ш указыва­ется на нижнее и верхнее положение кончика языка.

С улучшением общего звукового фона и с учётом индивидуальных осо­бенностей ребёнка разучиваются потешки, скороговорки, загадки, стихи.

Старый звуковой вид дольше сохраняют слова, ранее усвоенные и часто употребляемые детьми, поэтому не рекомендуется при закреплении поставленного звука в речи выбирать те стихотворения, которые раньше, при плохом произношении звуков, часто повторялись.

 

Приёмы и методы исправления произношения

По своим артикуляционным и акустическим признакам все звуки речи объединяются в отдельные фонетические группы. Формирование произношения всегда начинается с уточнения наиболее простых по артикуляции звуков. К ним относятся гласные: А, О, У, Э, И, Ы. Это пер­вая фонетическая группа.

 

I фонетическая группа: гласные звуки а, о, у, э, и, ы

В русском языке нет ни одного слова, в котором не было бы гласного звука. Чем чётче звучат гласные звуки, тем лучше дикция и речь в целом. А между тем дети       часто произносят их тихо, почти не открывая рта или       с носовым оттенком, оттого речь бывает невнятной, смазанной.

Правильная артикуляция гласных:

А — рот широко открыт;

О — губы овалом (бубликом);

У — губы вытянуты трубочкой;

Э — опущена нижняя челюсть;

И — губы в улыбке, рот открыт «на палец»;

Ы — как при И, но рот открыт чуть шире.

 

При артикуляции всех гласных звуков, кроме И, Ы, рот широко открыт.

Достижению открытой артикуляции помогают игровые приёмы.

1. «Домик открывается» — быстрое опускание нижней челюсти.

2. «Улыбнёмся» — покажем зубки и споём: иии.

3. «Покажем бублик» — губы делаем овалом и поём: ооо.

4. «Сделаем трубочку» — вытягиваем губы вперёд и поём: ууу.

5. «Бублик» — «Улыбка» — попеременно поём: ooo-иии.

6. «Трубочка» — «Улыбка» — попеременно поём: yyy-иии.

7. «Хоботок» — вытянутыми губами делаем круговые движения.

Для уточнения гласных в произношении и их различения на слух ис­пользуются различные звукоподражания:

«Паровоз» — ууу-у-ууу!                              «Врач» — скажи ааа!

«Зубки болят» — ооо!                                «Волки» — ууу!

«Гудок парохода» — ыыы!                       «Жеребёнок» — иии!

«Ляля плачет» — уа-уа!                             «Заблудились» — ау!

«Козочка» — мэ-мэ!                                   «Ослик» — ua-ua!

«Малыш» — ма-ма-ма!                              «Корова» — муу!

«Возьми! » — на-на-на!                              «Поехали! » — ноо-ноо-ноо!

«Поросёнок» — уф-уф-уф!                       «Удивились» — ну и нуу!

(Звуки М, Н, Ф все дети произносят правильно. )

Все звукоподражания можно петь то громче, то тише, то грубым го­лосом, то тонким, то длительно, то коротко. В этом смысле хороши игры «Животные и их детёныши». Так, для уточнения звука У проводится игра «Корова и телёнок», где корова мычит грубым, громким голосом долго, а телёнок — наоборот. Не только закрепляется правильная артикуляция и длительность выдоха, но и вырабатывается умение изменять силу и тембр голоса.

Использование звукоподражаний возможно и при развитии слухо­вого восприятия — узнавание заданного гласного на слух в ряду других зву­ков: У—А—У—И—О—У—Э^У—У—Ы... Ребёнок отмечает заданный звук, хлопая в ладоши или имитируя гудок паровоза на ууу, прикладывая руку к щеке («Зубки болят») — на ооо.

С гласными звуками связаны следующие виды звукового анализа:

а)выделение его в начале слова: улица — У, окна — О;

б)в середине односложных слов типа мак: дом — О, лук — У, мир — И;

в)в конце слов: рука — А, весы — Ы.

Из числа гласных специальной постановки или уточнения нередко требует только звук Ы, который может заменяться звуком И, что влечёт за собой смягчение предшествующего согласного: «сир» — сыр.

Правильная артикуляция гласного Ы: широкий язык слегка отодви­гается в глубь рта, его среднезадняя часть приподнимается, губы в улыбке, между зубами щель чуть шире, чем при И, и уже, чем при Э. Используется игровой приём «Прятки» — язык высовывается, а затем прячется глубоко во рту, конец языка внизу.

Если по подражанию Ы не получается, можно применить такой приём: нажать на конец языка ложечкой или шпателем, отодвинув его от зубов, и попросить произнести звук Ы — несколько попыток приводят к желаемому. Закрепление его в слогах и словах проводится только с пра­вильно произносимыми звуками: МЫ, ПЫ, НЫ, ФЫ.

Отрабатывается различение звуков Ы—И на слух («Пароход» — «Жеребёнок») и их дифференциация в произношении.

1. Повторять попеременно слоги: ПЫ-ПИ-ПЫ-ПИ.

2. Запомнить и повторить в том же порядке три-четыре слога: МЫ-МИ-МИ-МЫ; ФИ-ФИ-ФЫ-ФИ; НИ-НЫ-НИ-НИ.

3. Произносить слова, близкие по звучанию: выше — вишня, лиса — лы­сый, лыжи — лижет, Дима — дым, силок — сынок, нытик — нитки, взяли — залы, рысь — рис.

4. Произносить слова, различающиеся одним звуком:

нить — ныть   мишка — мышка     мыло — мила     дынь — динь

оси — осы         вили — выли             сыр — сир          лика — лыко

вали — волы     мыл — мил                 били — были       бить — быть

был — бил         поли — полы

(Игровые приёмы — в разделе «Дифференциация звуков». )

5. «Один —много»: стол — столы; стаканы, огни, двери, цветы, альбомы,
дороги, лампы, лапы, ложки, рты, льды.

6. Закончить слово: автобу-сы, крас-ки, автома-ты, тетра-ди.

Для автоматизации произношения звука Ы, если позволяет речь ре­бёнка, заучиваются потешки, скороговорки, стихи.

Работа с гласными продолжается в течение всего обучения с целью получения осознанного, чёткого, хорошо артикулируемого произноше­ния каждого звука.

 

Согласные звуки

Если при уточнении гласных звуков внимание ребёнка фиксируется больше на звучании, то при отработке согласных нужно объяснять пра­вильную артикуляцию языка, губ, добиваясь того же от ребёнка.

Это лучше всего делать на пятом году жизни, в средней группе. Но это не значит, что, например, в три года не следует делать попыток добивать­ся правильного произношения всех звуков.

Задача взрослых: не дать возрастному (физиологическому) отклоне­нию в речи перейти в привычку — патологическое нарушение.

Поэтому чем раньше взрослые начинают проводить с ребёнком игры перед зеркалом на развитие подвижности языка и губ, на воспитание слу­хового восприятия, тем быстрее будет развиваться речь малыша, тем лег­че вызывается любой звук по подражанию и быстрее закрепляется в сво­бодной речи.

Если звук не удалось вызвать к пяти годам (а патологию речи надо ис­правлять ещё раньше), то следует заняться постановкой звука специальны­ми методами или обратиться к специалисту-логопеду.

Стойкие затруднения относятся в основном к следующим фонетиче­ским группам звуков:

I. Гласные.

П. Свистящие С, С, 3, Зь, Ц; шипящие Ш, Ж, Ч, Щ и Ть, Дь.

III. Сонорные Р, Рь, Л, Ль, Й.

IV. Звонкие и глухие согласные В—Ф, 3—С, Ж—Ш, В—П, Д—Т, Г—К; X; их мягкие пары, кроме Ж, Ш.

V. Мягкие — твёрдые согласные.

 

II фонетическая группа: свистящие, шипящие звуки и Ть, Дь

 

Свистящие звуки: С, Сь, 3, Зь, Ц

Правильная артикуляция свистящих звуков: конец широкого языка завести изнутри за нижние зубы, зубы почти сомкнуты и видны, губы — как бы в улыбке. По центру языка (вдоль) — желобок, по которому идёт воздушная струя.

Свистящие звуки появляются в детской речи рано, но часто искажаются или заменяются другими звуками.

Основные недостатки при воспроизведении этих звуков:

а) язык высовывается между зубами;

б) язык упирается в зубы, препятствуя выходу воздуха; звуки призубные, больше похожие на Т, Д (часто бывает у тугоухих);

в) искажённые, шепелявые звуки, по звучанию средние между шипящими и свистящими;

г) боковые, когда струя воздуха выходит не по центру, а сбоку.

Для подготовки правильной артикуляции используются игровые приёмы, способствующие удержанию кончика языка за нижними зубами, укреплению мышц языка и губ.

1. «Закрытые ворота» — язык с трудом просовывается между зубами (массаж языка).

2. «Накажем непослушный язычок» — язык положить на нижнюю губу и похлопать его губами, чтобы он стал широким (пя-пя-пя).

3. «Вкусное варенье» — погладить нижнюю губу слева направо и наоборот.

4. «Между воротами» — погладить языком между нижними зубами и губой слева направо и справа налево.

5. «Почистим зубки» — языком погладить нижние зубы изнутри сле­ва направо и наоборот.

6. «Лошадка» — петь иии с открытым ртом; язык становится расплас­танным, уметь удержать его в этой позиции.

7. «Ежик» — подуть на нижнюю губу фф, затем вместо губы дуть на вы­сунутый язык.

8. «Загнать мяч в ворота» — сильно подуть на широкий высунутый язык (на ватку, на бумажку).

9. «Горка» — завести широкий язык за нижние зубы, немного нажать на них («горка»), по центру языка — желобок, губы в улыбке.

10. «Вперёд-назад» — широкий язык горкой нажимается на нижние зубы, затем распрямляется.

 

Игровые приёмы для губ

1. «Улыбка» — покажем зубки.

2. «Откроем верхнюю дверцу» — поднять верхнюю губу, показывая зубы, а нижняя слегка втянута в рот и неподвижна, рот открыт.

3. «Откроем нижнюю дверцу» — опустить нижнюю губу, показывая зубы, верхняя неподвижна, рот открыт.

4. «Построим заборчик» — верхнюю губу поднять, а нижнюю опустить, показывая зубы с открытым ртом.

 

Звук С

Когда ребёнок научится удерживать широкий язык за нижними зубами, ему предлагают подуть на горку языка, между зубами остаётся щель для контроля (с «ноготок»), губы в улыбке, на руку идёт холодная струя воздуха — получается звук ссс.

Если же язык не удерживается внизу, то на его конец можно нажать зондом (спичкой, спицей) — образуется углубление для выхода воздуха по желобку, язык остаётся в нижней позиции; затем, прикусив спичку, подуть на язык — получится звук ссс.

Используются звукоподражания:

«Водичка течёт» — ссс, «Свисток» — ссс, «Насос» — ссс-ссс, «Паровоз пары пускает» — ссс-ссс.

В играх на развитие слухового восприятия — узнавание С среди сходных звуков (С—3, Ц, Ш, Щ, Т) — на заданный звук выбирается игрушка или картинка-символ: свисток, насос. Обучающий произносит слова с указанными звуками в разных позициях (в начале, середине и в конце слова); ребёнок, услышав С, показывает символ, «свистит» или имитирует работу насоса. (Подробнее ниже — «Фонематическое восприятие». ) Примерные слова: санки, кошка, цапля, оса, заяц, нос, коза, лещ, бусы, щука, лес, душ.

Правильное произношение поставленного звука закрепляется в сло­гах, затем в словах, с учётом тех замечаний, о которых говорилось выше (интонационное выделение ссс).

Слоги со звуком С:

а)СА-СА-СА; СО-СО-СО; СУ-СУ-СУ; СЫ-СЫ-СЫ;

б)запомнить и повторить по два слога:

СА-СА             СО-СА           СУ-СА          СЫ-СА

СА-СО             СО-СО           СУ-CO          СЫ-СО

СА-СУ             CO-СУ           СУ-СУ           СЫ-СУ

СА-СЫ             СО-СЫ          СУ-СЫ          СЫ-СЫ

в)обратные слоги: АС, ОС, УС, ИС, ЫС; ^

г)согласный звук между гласными:

АСА                 ОСА               УСА              ИСА

АСО                 ОСО               УСО               ИСО

АСУ                 ОСУ               УСУ               ИСУ

АСЫ                 ОСЫ              УСЫ              ИСЫ

Слоговые упражнения со звуком С служат образцом для всех твёрдых согласных, за небольшим исключением (изменения будут указаны), следует только один звук заменить другим изучаемым звуком (так, вместо «АСА» получится «АША» или «АРА»).

Закрепление звука в словах:

а)звук в начале слова: сад, сани, салат, сабля, сапог, сок, сом, соль, сон, Соня; суп, сук, сухо, сумка, суббота; сын, сыпь, сынок, сырок, сытый;

б)звук в середине слова: оса, лиса, коса, касса, мясо, бусы, осы, носы, весы, песок, носок, кусок, колосок;

в)звук в конце слова: бас, нос, лес, вес, квас, класс, голос;

г)звук в сочетании с согласными: скалы, скамья, скот, скобка; стая, стол, стул, станок; сладко, слон, слова, слоги.

Дальнейшее закрепление звука в произношении продолжается в предложениях, скороговорках, потешках, стихах, сказках.

Мягкий звук Сь отличается от твёрдого С большим подъёмом спин­ки языка к твёрдому нёбу — средняя часть его выгибается вверх, а конец опущен за нижние зубы, губы растянуты в улыбке сильнее, чем при твёр­дом звуке.

Закрепление в слогах проводится в таком порядке:

а)повторение одинаковых слогов:

СИ-СИ-СИ, СЕ-СЕ-СЕ

СЯ-СЯ-СЯ, СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ

б)запомнить по два слога:

СИ-СИ             СЕ-СИ          СЯ-СИ          СЁ-СИ          СЮ-СИ

СИ-СЕ              СЕ-СЕ           СЯ-СЕ          СЁ-СЕ           СЮ-СЕ

СИ-СЯ             СЕ-СЯ          СЯ-СЯ          СЁ-СЯ          СЮ-СЯ

СИ-СЁ              СЕ-СЁ           СЯ-СЁ          СЁ-СЁ           СЮ-СЁ

СИ-СЮ            СЕ-СЮ         С-СЮ            СЁ-СЮ         СЮ-СЮ

в)обратные слоги: ИСЬ, АСЬ, ОСЬ, УСЬ;

г)мягкий звук в середине, между гласными:

ИСИ                 АСИ              ОСИ           • УСИ

ИСЕ                 АСЕ              ОСЕ           УСЕ

ИСЯ                 АСЯ              ОСЯ           УСЯ

ИСЁ                 АСЕ              ОСЁ            УСЁ

ИСЮ                АСЮ             ОСЮ          УСЮ

(Эти слоговые упражнения со звуком Сь — образец для всех мягких согласных. )

Закрепление звука Сь в словах: сито, Сима, сила, василёк; семь, сети, бе­седка; сёла, Сёма; сюда; сядь, Ася, Люся; ось, гусь, лось.

Проводятся игры на различение С-Сь на слух. Первое время сим­волами могут быть кубик (твёрдость) и ватка (мягкость), которые пока­зывают дети, услышав соответствующий звук. Позже используются фишки-звуки: зелёные — мягкие согласные, синие — твёрдые — и игры: «Зелёный — синий домик», «Мягко — твёрдо», «Травка — небо».

Дифференциация звуков С-Сь в произношении:

а) в слогах: СА-СЯ, СИ-СЫ, СО-СЁ, СЮ-СУ;

б) в словах, различающихся одним звуком: Васса — Вася, суда — сюда, коси — косы, оси — осы, сад — сядь, носи — носы, сыты — сито;

в) оба звука в одном слове: сосиски, осыпались, кусались, сосёт, слились, испугались, коснулись, уселись, достался, согласился;

г) работа с картинками: отобрать слова с заданным звуком.

(Все игры — в разделе «Дифференциация звуков». )

В заключение дети заучивают потешки, скороговорки на оба звука.

 

Звуки 3, Зь

Звуки 3, Зь получаются от звуков соответственно С, Сь, стоит лишь включить голос: надо одну руку ребёнка приложить к гортани обучающе­го, чтобы он почувствовал вибрацию голосовых связок («в горле что-то дрожит»), а другую руку поднести ко рту для ощущения холодной воздуш­ной струи. Затем ребёнок подносит руку к своей гортани и добивается виб­рации, т. е. правильного звучания.

Помогают звукоподражания: ззз — «Комар», «Муха в паутине», «Зво­нок», ззз-ззз— «Пила».

На слух звук 3 отличают от звуков С, Ж, Д в словах: зубы, жук, сон, дом, коза, осы, вода, лужа, забор, сумка, ваза. В ответ дети звенят, как комарики, или двигают руками вперёд-назад, изображая пильщиков.

Звук 3 закрепляется в словах по аналогии со звуком С (кроме тех, в ко­торых есть обратные слоги, где происходит оглушение).

Примерные слова: зайка, забота, зал, завод, забор, зонт, золото, Зоя, зубы; ваза, роза, коза, блуза, тазы, возы; звонок, знамя, звуки, звери, казна.

Мягкий звук Зь отрабатывается в слогах по аналогии с Сь.

Примерные слова: Зина, зима, зерно, земля, зелень, зебра, земляника; мага­зин, тазик, бензин, резина, узел, музей, газета.

При смешении звуков 3—С проводится их различение на слух с ис­пользованием игровых приёмов: «Свистит — звенит», «Пила — насос». Дифференциация их в произношении проводится в следующих играх.

1. «Какой звук? » — обучающий называет символ, а ребёнок — звук: комар — ззз, вода — ссс и т. п.

2. «Запомни и повтори! »:

а) по два слога с оппозиционными звуками: СА-ЗА-СА-ЗА; ЗО-СО; СУ-ЗУ; ЗЫ-СЫ;

б) по три-четыре в том же порядке: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-СО-СО-ЗО, СУ-СУ-ЗУ-СУ, ЗЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ и др.

(В таком же порядке проводится различение и других оппозиционных звуков. )

в) в словах, различающихся одним звуком:

зала — сало     косы — козы         слить — злить         коза — коса

росы — розы   смей — змей               зайка- сайка             сев - зев

зыбь — сыпь    зуд — суд              суп — зуб                   зять – сядь

суп - зуб

г) когда оба звука в одном слове: здесь, слёзы, засолили, союзы, засов, засохли, занавеска, селезень, засеяли, засуха, сазан, засияли, засада, снизу, сразу.

Далее — потешки, скороговорки, сказки.

 

Звук Ц

Звук Ц — слитный ТС. При его произношении надо конец широкого языка завести за нижние зубы, передней частью спинки языка нажать на верхние зубы и одновременно слегка дунуть на язык (звук С) — в результате получится Ц. Произносится звук коротко, с придыханием.

Закрепляется он сначала в обратных слогах: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ; затем в прямых и между гласными звуками. Мягкой пары у Ц нет.

Развитие слухового восприятия проводится на различении звуков Ц—С, Т, Ч в словах цирк, циклоп, плита, чайник, леденец, столб, тётя, смех, чугун, молодец, село, беглец, бочка, овца, кот, врач, певцы, санки.

Предлагаются задания на узнавание слова в ряду сходных: лица — Ли­да — Лиза — Лина — липа — лига — лира — лиса; цок — сок — ток — бок — кок — рок — чок — шок. Слова лица и цок повторяются через каждые одно-два сло­ва, а ребёнок их отмечает, используя звукоподражания.

«Белочка» — ц-ц-ц, «Позовём цыпляток» — цып-цып, «Держи! » — цап!, «Лошадка топает» — цок-цок-цок.

Закрепление Ц в словах: певец, огурец, дворец, конец, индеец, беглец; цап­ля, цирк, цыплёнок, цепь, цель, цена, целый; лицо, яйцо, птица, певица.

«Что делает? » Изменить по образцу: умываюсь — умывается (ТС — сли­ваются в Ц). Одеваюсь, катаюсь и др. «Что делать? » Изменить по образцу: купаюсь — надо купаться. Сажусь, ложусь, моюсь, убираюсь, двигаюсь.

Если ребёнок смешивает звуки Ц—С, то проводится их дифференци­ация на слух, а затем в произношении:

а) цок — сок      цветик — светик   цапля — сабля

бас — бац          лица — лиса            сели — цели

цвет — свет     сел — цел                 цены- сено

сыпь — цып   бусы- бутсы

 

б) месяц           гусеница          сцена   спускается

песец             пословица        скворцы           снится

спица             лестница         солнце смеётся

синица           столица           старцы            кусается

лисица           станция           сцапаю             садится

Заключительным этапом в закреплении свистящих звуков в речи являются потешки, скороговорки, загадки. Подбирая их, непременно следует соблюдать условие: ребёнок должен правильно произносить все звуки заучиваемых слов.

 

Потешки и скороговорки

Звуки С—Сь

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. У Саньки новенькие санки.

3. У маленькой Сани сани едут сами.

4. У маленькой Сани перевернулись сани.

5. Сене всё бы спать на сене.

6. На острую косу много покосу.

7. Был бы покос, да настал мороз.

8. Береги нос в сильный мороз.

9. Сын Сени накосил стог сена.

10. Мы гуляли в лесу и видели лису.

11. Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.

12. На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.

13. У Сони растут косы.

Расти, коса, до пояса, не выпади ни волоса.

14. Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

15. Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.

16. Сеня, Соня, Сима с Саней катались на санках.

Санки — скок, Сеню — с ног, Соню — в бок,

Симу с Саней — бух в сугроб!

17. Са-са-са, на столе сидит оса.

Сы-сы-сы, у осы усы, усы.

Со-со-со, надо справиться с осой.

Су-су-су, прогоните все осу!

18. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

19. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

У нас семеро саней. По семеро в сани мы уселись сами.

20. До свиданья, сад, сад! Все осинки спят, спят.

И мы сами спать пойдём, только песенку споём.

21. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.

22. Слонёнок удивил слонят — слонёнок стал на самокат,

Немного покатался, и самокат сломался.

23. Солнце село за селом опять, спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом, спят и лес, и сад, и дом.

Стадо спит, пастух и пёс... Сон их всех к себе унёс.

24. Осёл в кустах осу сыскал, остановился, смотрит он:

—Кто это? Птица? Сова? Лиса? — Оса ужалила осла.

24. Слон — москвич, в столицу он был слонёнком привезён

Из соседней из страны, той, где водятся слоны.

 

 

Звуки 3—Зь

1. У зайки Бубы заболели зубы.

2. У маленькой Зины бузина в корзине.

3. Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

4. Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

5. Вот весёлая затея — запускать на нитке змея.

6. Зонного зайку зовут Зазнайкой.

7. Все идут с базара, а Назар — на базар.

8. Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

9. У Зины болит зуб, Зина перестала есть суп.

10. За-за-за, капусту ест коза.

Зо-зо-зо, дай откусить разок.

Зы-зы-зы, злые глаза у козы.

Зу-зу-зу, прогоните вы козу.

11. Козу козлёнок обозлил, козе козлёнок надерзил.

Но ты не злись, коза, не злись!

А ты, козлёнок, извинись.

12. Сходил спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.

13. Зелёная берёза зеленеет в лесу.

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

14. Знайка всё с полуслова понимает,

А Незнайка на всё только рот разевает.

15. Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой.

Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом.

16. Роза везла на возу козлёнка, козла и козу.

Роза в лесу потеряла козлёнка, козла и козу.

17. У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный завтра утром отвезу.

18. Заяц косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай,

Если будешь ты обут, лисы зайца не найдут.

19. Наказанья срок всё длился, Клим в углу стоял и злился.

20. Едет зайка на трамвае, едет зайка, рассуждает:

—Если я купил билет, кто я — заяц или нет?

21. Зачем у маленькой хозяйки зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка под этим зонтиком из шёлка.

22. Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья, затанцует и змея.

23. Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине привезли.

Она была разиня, резиновая Зина,

Упала из корзины, измазалась в грязи.

—Не будь такой разиней, резиновая Зина,

А то отправим Зину обратно в магазин.

 

Звук Ц (Ц-С-3)

1. Цапля цокала птенцу: цаплям серый цвет к лицу.

2. Цаплёнок цепко цепляется за цепь.

3. Бегают две курицы по зелёной улице.

4. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеётся.

5. Наклонись к корытцу водицы напиться.

6. Курица снесла яйцо под крыльцо.

7. Соне в оконце ярко светит солнце.

8. Из соседнего колодца целый день водица льётся.

9. Пусть метёт метелица, белым снегом стелется.

10. Съел молодец-кузнец наконец варенец.

11. Рассказать вам сказку-небылицу про зайку и лисицу?

12. Стоит воз овса, возле воза — овца.

13. Зайка серый умывается. Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

14. Цы-цы-цы, бегут ко мне птенцы.

Ца-ца-ца, дам я им пшенца.

Цу-цу-цу, налью я им водицу.

Цо-цо-цо, снесите мне яйцо.

15. Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

—Пёстренькая курица, ты забыла улицу,

Это детский сад, но не для цыплят.

16. В цветнике две овцы целый день пасутся.

У крыльца без конца киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец, прогоните всех овец!

17. Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница.

Молодец, удалец, очень ценный птенец.

18. Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц:

—Подойди, цаплёнок, цып, повторяй-ка: «Цып-цып-цып».

Если выучишь урок, подарю тебе цветок.

19. — Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке.

Кто меня боится, тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки, не боятся Натки.

Возле кадки блюдце, все они напьются.

20. Цапля ходит по болоту, ждут в гнезде её птенцы.

В цех явились на работу молодые кузнецы.

&nbs

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...