Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

38.«Выбери правильное». 39.«Отвечай быстро». 40.«Что неправильно?». Глава II. Усвоение некоторых грамматических навыков. Дидактические игры на образование грамматических форм слов




38. «Выбери правильное».

Солнце освещается Землёй. — Земля освещается Солнцем.

Я надел сапоги, потому что шёл дождь. — Шёл дождь, потому что я на­дел сапоги.

39. «Отвечай быстро».

Витя шёл впереди Коли. Кто позади?

Кошка больше собаки. Кто меньше?

Вова бросил мяч Ване. Кто поймал мяч?

Собака укусила корову. Кто кусался?

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

40. «Что неправильно? »

Вчера во время прогулки была плохая погода. Давайте перенесём вче­рашнюю прогулку на сегодня.

Мама разделила мороженое пополам и отдала младшему сыну самый большой кусок.

Вова сказал, что не войдёт в воду, пока не научится плавать.

Я больше всего люблю гулять один, и ты — тоже. Давай гулять вместе, мы подходим друг другу.

Все эти игры способствуют воспитанию образного мышления, фор­мированию умений анализировать, сравнивать различные предметы, действия и явления, развитию уже в дошкольном возрасте способностей к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.


Глава II

Усвоение некоторых грамматических навыков

Грамматические формы языка ребёнок осваивает прежде всего в об­щении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.

Основной формой обучения являются речевые занятия с детьми. Посредством дидактических игр и упражнений внимание ребёнка об­ращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него определённые трудности. К ним относятся ошибки на изменение существительных по падежам: вместо сочетания нет сапог, карандашей — «нет сапогов, карандашов»; котята, цыплята — «котёнки, цыплёнки»; нет телят, гусят — «нет телёнков, гусёнков». Отмечаются грубые ошиб­ки на согласование: «моя платье», «два лисёнков», «на зелёной дереве» и многие другие.

Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже в младших группах детского сада, т. е. детьми трёхлетнего возраста. А спустя год, в средней группе, ребёнок учится употреблять повели­тельное наклонение таких глаголов, как ехать, бежать, лежать: езжай, беги, ляг, а также все формы глагола хотеть: хочешь, но хотим, хотите, хотят.

В этом же возрасте дети начинают использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. (Апельсин боль­шой, а мандарин маленький. )

В беседах о явлениях природы или по сюжетной картинке, а также по прочтении сказки или рассказа необходимо предусматривать вопросы, побуждающие ребёнка использовать предложения различной структуры (Какие птички? Где сидят? Почему улетают? ). Хорошо, когда ребёнок по­вторяет свой рассказ Незнайке или кукле Кате, которые тоже учатся рас­сказывать, но нуждаются в помощи.

В старшей группе, в возрасте пяти лет, дети учатся пользоваться не­склоняемыми именами существительными: пальто, кофе; подбирают одно коренные слова с разными аффиксами: кот - котик - котище. сахар - сахар- ница. строит - строитель: участвуют в инсценировках сказок.

К семи годам ребёнок овладевает всеми грамматическими формами разных частей речи, в том числе наречиями, характеризующими приз­наки действия: пространственными (пошёл вперёд, назад), временными (пришёл поздно), образа действия (бежал быстро); правильно употребля­ет предлоги; причастия образует первое время с помощью взрослых (журчит ручей — журчащий ручей); в детской речи появляются сложные слова (самолёт, вездеход), сложноподчинённые предложения с союзами потому что, если. В результате речь можно считать полностью сформи­рованной.

Дидактические игры на образование грамматических форм слов

Имя существительное

Словоизменение

1. «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа. )

Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.

2. «Кто вышел? » (Единственное и множественное число, именительный падеж. )

Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.

3. «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число. )

Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.

4. «Что спрятали? » (Винительный падеж. ) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?

5. «Что покажу? (Винительный падеж. ) Вы показали цветы, лампу, дерево.

6. «Кто что любит? » (Именительный и винительный падежи. ) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.

— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.

7. «Что ты надеваешь? » (Винительный падеж. )

— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.

(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью? »)

8. «Кому что? » (Дательный падеж. ) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.

9. «Что нужно кукле? » (Именительный и дательный падежи. ) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.

10. «Кому что принадлежит? » (Дательный падеж. )

Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...

11. «У кого детёныши? » (Родительный падеж. )

Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...

12. «Кого нет? » (Родительный падеж, единственное и множествен­ное число. )

Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.

13. «Много — чего? » (Родительный падеж, множественное число. ) яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,

стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...

14. «Чем это делают? » (Творительный падеж. )

Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...

15. «Кто с кем? » (Именительный и творительный падежи. ) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...

16. «Кто чем питается? (Творительный падеж. ) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...

17. «Кто чем защищается? » (Творительный падеж. )

Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...

18. «На чём? » (Предложный падеж. )

Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...

19. «В чём, на чём? » (Предложный падеж. )

Определение места по демонстрации действия с предметом: пла­точек — в руке, в кармане, на столе...

20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род. ) разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.

21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова. )

У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.

22. «Музыкант». (Несклоняемые слова. )

Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...

23. «Что обозначает? » (Многозначность слова. )

Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка... )

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...