Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. «Исправь ошибку». 7. «Почему он это сделал?». 11. «А что, если бы.». 15. «Чем закончилась сказка?». 17. «Все картинки — в один рассказ».




6. «Исправь ошибку».

— Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Выпало много снега, потому что дети пошли кататься на санках.

7. «Почему он это сделал? »

—Перед обедом Вова помыл руки. Почему?

Потому что перед едой надо всегда мыть руки.

—Катя убрала игрушки после игры. Почему?

Потому что любит порядок.

—Дети разговаривают шёпотом. Почем)?

Потому что кто-то болен или спит.

8. «Хочу, чтобы... » (Союз чтобы. )

Хочу, чтобы Саша поиграл со мной. Хочу, чтобы мама была всегда ве­сёлая. Хочу, чтобы мне купили куклу Барби.

9. «Что тебе сказали? » (Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами. )

—Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

—Мама сказала, что завтра мы пойдём в цирк.

10. «Если бы я был волшебником... ». (Союз если, если бы; сослагательное наклонение. )

—Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

Если бы я был волшебником, то я бы полетел на ковре-самолёте... (Все ответы начинаются с союза если. )

11. «А что, если бы... »

—А что, если бы повар не приготовил обед?

—А что, если бы не было ни одной школы?

—А что, если бы не было деревьев?

12. «Что надо сделать? » (Союз чтобы. )

Детям показывают на картинке сломанный стул, непричёсанную куклу и др. —Чтобы садиться на такой стул, его надо отремонтировать.

Чтобы отремонтировать стул, нужны молоток и гвозди или клей.

Чтобы играть с этой куклой, её надо привести в порядок.

Чтобы кукла была красивой, её надо умыть, причесать и т. д.

13. «Письма от Петрушки». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам. )

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петруш­ки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предло­жениями.

14. «Придумай начало и конец». (Составить рассказ по сюжетной картинке, придумать начало и конец. )

Образец рассказа: «Однажды в ясный солнечный день курочка встре­тила утку. Она пригласила её к себе в гости. Дома она предложила гостье стул, потом накрыла на стол: постелила скатерть, поставила горшок каши, положила ложки». (Это начало рассказа. )

Хорошо бы заранее отработать слова: предложила стул вместо... сказала: «Садись на стул»; вместо... сказала: «Пойдём ко мне в гости» — пригла­сила; вместо... сказала: «Спасибо» — поблагодарила; вместо... сказала: «До свидания» попрощалась. (Это середина. )

Уточка поблагодарила курочку за вкусный обед, пригласила её к себе в гости и попрощалась. (Это конец рассказа. )

15. «Чем закончилась сказка? »

Сказка рассказывается не полностью. Конец к ней придумывают дети.

16. «Составь рассказ». Составление сообщений на темы.

а) Как я провёл выходной день.

б) Прогулка в парке, в лесу.

в) Мой двор, квартира, дом.

г) Моя семья.

д) Мои любимые друзья, игры, игрушки.

е) Что мне больше всего запомнилось в цирке, в зоопарке.

17. «Все картинки — в один рассказ».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Примерные темы на выбор.

а) Новогоднее путешествие Деда Мороза.

б) Собака.

в) Почтальон (и другие профессии).

г) Животные и птицы.

д) Экскурсия по городу, в магазин и т. д.

При отсутствии картинок можно помочь ребёнку составлять эти рас­сказы самостоятельно, напоминая ему о том, что он видел или слышал ко­гда-то. Например, напомнить о случае, когда принесли телеграмму. Кто принёс? Что мы узнали из телеграммы? А что бы было, если бы мы не зна­ли об этом?...

Упражнения в игровой форме способствуют накоплению речевого опыта, учат детей понимать и правильно употреблять в речи различные грамматические формы слов и строить синтаксические конструкции — предложения определённой сложности.

Связный рассказ отражает уровень умственного развития ребёнка: насколько у него сформированы восприятие, мышление, внимание, па­мять, воображение. Вместе с тем это показывает уровень владения словар­ным богатством языка, его грамматическим строем.

Развитие грамотной связной речи неотделимо и от воспитания её звуковой культуры. Умение ребёнка составлять рассказы о предметах и яв­лениях с использованием правильного произношения и разных средств выразительности, с учётом выполнения всех других речевых задач в их взаимодействии — основа полноценной речевой подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Примерные планы по развитию речи детей

Активизация словарного запаса у детей трех- четырех лет

 

1. Ответы на вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? » Предложения из двух слов.

2. Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже: Девочка пьёт чай; ест суп; держит мяч; шьёт платье.

3. Винительный падеж с окончанием -у: дай ручку; на бу­магу, ест кашу...

4. Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в да­тельном падеже:

Папа читает книгу сыну. (Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям. )

5. Творительный падеж существительного: Мама режет хлеб ножом.

6. Использование наречий, дающих качественную оценку совершаю­щимся действиям: Нина поёт хорошо, громко...

7. Предложения с предлогом у: «Укого когти, грива? » (Игра в лото. )

8. Предложения с предлогами в, на.

9. Предлоги под, на.

Поставь машину на полку! Где стоит машина? Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка? Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям: Кошка сидит на стуле, под стулом.

10. Предлог с (с кем совместно совершается действие): Коля с Валей играют.

11. Предложение с предлогом к о направленности совершаемого действия:

Вова подошёл к столу.

12. Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом на:

Мальчик катается на машине.

13. Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом на:

Катается на качелях, на санках, на лыжах...

14. Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме:

Девочка идёт купаться на речку.

— Загадай желание! Что ты хочешь сделать?

— Я хочу подарить маме цветы.

15. Единственное и множественное число существительного: шар — шары. Чем отличаются?

16. Уменьшительное название предметов: нос — носик. Чем отлича­ются эти предметы?

17. Сопоставление двух-трёх глагольных форм: лежи — лежит — лежу.

18. Самостоятельное преобразование формы глаголов. (Исполь­зуются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт». )

— Что сказала мама дочке?

Пей молоко!

— Что ответила дочка?

— Я пью.

— Что делает Таня?

— Таня пьёт молоко.

19. Использование утвердительной и отрицательной формы в пред­ложении. (Задания проводятся в форме вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду», «Нет, не пойду». )

20. Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:

Я читаю. — Мы читаем.

21. Сопоставление глаголов первого, второго и третьго лица единст­венного числа:

Я несу. Ты несёшь. Он несёт.

22. Существительное в единственном и множественном числе, роди­тельном падеже:

У меня один дом. У кого много домов?

Я назову один предмет, а ты — много предметов: один стол — много столов, один кубик — много кубиков.

Я скажу: «Есть предмет», а ты — «Нет предмета»-. У меня есть ручка — нет ручки.

23. Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать? »

Образец: Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч.

24. Согласование местоимений с существительными мужского и жен­ского рода: мой — моя, чей — чья.

25. Согласование существительного с прилагательным с использова­нием слов-антонимов и союза а:

Кот большой, а котёнок маленький. (Размер. )

Сумка тяжёлая, а книга лёгкая. (Вес. )

Снег белый, а трава зелёная. (Цвет. )

26. К существительному подобрать согласованные определения: сахар — сладкий, белый, вкусный...

Изучение логических тем (времена года, животные и птицы, транспорт и др. ) проводится с детьми трёх-четырёх лет на занятиях в то же время, что и с детьми пяти-шести лет. Отличие состоит лишь в том, что малышей знакомят с основными элементами предметов по изучаемой те­ме, а у старших детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании.

Происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного и повседневного обогащения новыми слова­ми, в том числе и во время занятий в детском саду и дома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...