Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика возрастных возможностей детей




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДЕТСКОГО САДА №43

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

КИРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

г. Санкт-Петербург

2010 год


Содержание

 

 

1. Пояснительная записка.......................................................................................................... 4

1.1. Характеристика возрастных возможностей детей……………………………………...7

1.2. Основные программные направления развития ребёнка………………………….. 13

1.3 Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития

детей дошкольного возраста…………………………………………………………….15

 

2. Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении............................ 19

2.1. Модель ежедневной организации воспитательно-образовательного процессса в дошкольном учреждении............................................................................................................................... 19

2.2. Рабочий вариант построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на месяц………………………………………………………….22

2.3.Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном

учреждении на учебный год…………………………………………………………………24

2.4. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня……………………………………………………………………26

2.5. Базисный учебный план обучения детей дошкольного возраста……………………..28

2.6. Базисный учебный план обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи…………...29

 

Глава 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей……………………………………………………………………..30

3.1. Физическое направление………………………………………………………………..30

3.1.1. Образовательные области "Физическая культура", "Здоровье"………………….30

3.2. Социально - личностное направление………………………………………………….45

3.2.1. Образовательная область "Социализация"………………………………………...45

3.2.2.Образовательная область "Труд"…………………………………………………....46

3.2.3.Образовательная область "Безопасность"………………………………………….49

3.3. Познавательно-речевое направление…………………………………………………..51

3.3.1. Образовательная область "Познание"……………………………………………..52

3.3.2. Образовательная область "Коммуникация"……………………………………….60

3.3.3. Образовательная область "Чтение художественной литературы"……………….66

3.4. Художественно-эстетическое направление……………………………………………70

3.4.1.Образовательная область "Музыка"………………………………………………...72

3.4.2. Образовательная область "Художественное-творчество"………………………. 79

3.5.Группа раннего возраста от1,5 до 3-х лет……………………………………………….85

 

Глава 4.Содержание оздоровительной работы работы с детьми оздоровительных групп..87

4.1. Цель, задачи оздоровительной работы...……………………………………………….87

4.2. Направления оздоровительной работы……………………………………………….88

4.3. Формы взаимодействия с родителями, детьми………………………………………...88

4.4. Схема логопедического обследования………………………………………………89

4.5. Сетка фронтальных занятий…………………………………………………………….91

4.6. Перспективный план работы по лексическим темам………………………………….92

4.7. План работы по постановке звуков……………………………………………………..94

4.8. Ожидаемые результаты………………………………………………………………….94

4.9. О порядке создания и организации ПМПк по психолого-педагогической поддержке детей в дошкольном учреждении……………………………………………………………...95

 

4.10. Проектирование работы ПМПк по психолого-педагогической поддержке детей на учебный год……………………………………………………………………………………..97

 

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы……………………………………………………………………………………..101

5.1. Стандарт компетентности детей старшего дошкольного возраста………………….101

5.2. Стандарт содержания образования детей предшкольного возраста…………………103

5.3. Сравнительная характеристика стандартов раннего и старшего возрастов………...104

5.4. Базисные характеристики личности трёхлетнего ребёнка…………………………...108

5.5. Базисные характеристики личности в младшем дошкольном возрасте……………..109

5.6. Базисные характеристики личности к семи годам……………………………………110

 

6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы……………………………………………………………………………………..113

6.1. Способы системы фиксации динамики детского развития………………………….113

6.2. Методы диагностики педагогического процесса…………………………………….114

6.3. Требования к проведению диагностики педагогического процесса………………..115

6.4. Содержание мониторинга по общеобразовательной программе дошкольного образования "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой………………………………………………116

 

Пояснительная записка

 

Нормативно – правовое обеспечение программы.

  • Международная конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  • Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386(XIV) Генеральной Ассамблеей от 20.11.1959)
  • Конституция РФ.
  • Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ 9с изм. и доп)
  • Закон Р Ф «Об образовании»,
  • ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка РФ.
  • «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей

дошкольного возраста в организованных формах обучения» (инструктивно-

методическое письмо МОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16).

  • Типовое положение об образовательном дошкольном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства РФ

от 12 сентября 2008г. № 666).

  • Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  • Устав ДОУ.
  • Лицензия ДОУ.
  • Инструктивно-методическое письмо «О практике проведения диагностирования детей» № 70/23 – 16 1999г.
  • Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения в ДОУ(из приложения 1 к приказу МОРФ от 22.08.96 № 448).

 

Актуальность ООП.

1. Учитывает потребности детского контингента ДОУ и предусматривает систему развивающей работы с детьми в группах.

 

2. Воспитательно-образовательный процесс направлен на выполнение социального заказа. В этой связи в образовательную программу включена работа по организации вариативных услуг родителям:

 

- оказание дополнительных услуг по физическому, познавательному направлению, психологической готовности детей к школе.

 

3. В ходе разработки образовательной программы были определены ориентиры на:

- виды основных образовательных программ (общеобразовательные программы дошкольного образования)

 

- виды дополнительных программ (парциальных)

 

- систему используемых педагогических технологий

 

- систему используемых лечебно-оздоровительных и здоровье - сберегающих методик

 

- методический комплекс (методические пособия для педагога)

 

- дидактический комплекс (пособия для организации обучения)

 

- систему различных форм образовательной работы с детьми (образовательной нагрузки).

 

4. Нацелена на достижение предполагаемого результата совместной деятельности детского сада и семьи – на формирование важных качеств личности ребёнка - будущего выпускника

 

5. Включает в содержание работы региональный компонент:

- средствами использования региональных, муниципальных программ, авторизованных программ и опытов работы педагогов ДОУ города Санкт-Петербурга по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями города и формированию духовно-нравственной культуры

 

-через изучение и максимальное использование благоприятных климатических и природных особенностей региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.

 

6. Позволяет повысить эффективность планирования, организации, анализа и контроля воспитательно-образовательного процесса.

 

7. Определяет эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми.

 

 

Содержание психолого–педагогической работы образовательной программы ДОУ по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» разработано на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с включением парциальных программ:

  • - «Мы» Н.Н. Кондратьевой.
  • - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
  • недоразвитием» Филичевой Т.Б., Чиркиной Т.В.
  • - «Школа – 2100» разделы: «Информатика», «Раз – ступенька, два – ступенька…», «Игралочка», «По дороге к азбуке».
  • - «Как хорошо уметь читать» Д.Г. Шумаевой.
  • - Разноцветный мир» М.Г. Смоляковой.
  • - «Азбука общения. Основы коммуникации» Щипицина, Воронова,
  • - «Эмоциональные отношения матери и ребенка» Е.В. Ларечиной.
  • - «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

Содержание оздоровительной работы разработано на основе программы «Здоровье» В.Н. Алямовской

Содержание дополнительного образования в дошкольном учреждении представлено программи дополнительного образования детей, включающих в себя рабочие программы социально-педагогической, познавательной, художественной, физкультурно – спортивной направленностей.

Образовательная программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, диагностику и оздоровительную работу с часто и длительно болеющими детьми. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Цель образовательной программы ДОУ по оказанию образовательных и оздоровительных услуг для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет – достижение наилучших результатов по становлению творческой, интеллектуальной, духовно, физически и культурно-развитой личности, способной к осознанному восприятию явлений окружающего мира и саморазвитию.

Задачи:

  • обеспечение условий охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • развитие и обогащение двигательного творчества и воображения детей, оздоровительная и работа;
  • формирование психического здоровья и эмоционального благополучия;
  • развитие способностей и познавательной активности, логического и творческого мышления, подготовки детей к школе;
  • художественное развитие ребенка посредством музыки, изобразительной деятельности;
  • социально-нравственное развитие ребенка, его социальная адаптация;
  • организация дополнительных образовательных услуг за рамками проекта образовательной программы.
  • организация педагогического процесса с приоритетным осуществлением личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком.
  • организация общеразвивающих мероприятий с участием родителей

 

Основные принципы построения и реализации образовательной программы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
  • системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально-личностного, физического развития дошкольников и обогащение содержания образования;
  • деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
  • сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения;
  • открытость образовательных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию родителями и детьми других возрастных групп.

 

Образовательная программа дошкольного учреждения реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения, в совместной деятельности педагогов с детьми. Систематическое обучение как ознакомление с предметами и действиями, их свойствами и возможностями осуществляется на занятиях (преимущественно в старших группах детского сада)

Содержанием занятий являются:

• ознакомление с явлениями природы и общественной жизни;

• развитие речи, формирование культуры общения и нахождения способов разрешения проблем;

• физическое развитие;

• ознакомление с ценностями мировой и отечественной музыкальной, изобразительной и театральной культуры, овладение элементами вокальной, ритмической, театральной и изобразительной деятельности;

• детское экспериментирование.

 

Совместная деятельность педагогов с детьми. занятия органически сочетаются с деятельностью детей вне занятий. Знания и опыт, приобретенные в организованных формах обучения, становятся содержанием самостоятельных игр, рисования, конструирования и моделирования.

 


 

Характеристика возрастных возможностей детей

Направление развития Возраст Характеристика возрастных возможностей детей
Физическое развитие 3-4 года Происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей. То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания», а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя    
Социально-личностное развитие 3-4 года Для детей характерно развитие индивидуальных действий и игра рядом. К 4 годам дети уже могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Такие игровые объединения весьма неустойчивы (продолжительность взаимодействия детей колеблется в среднем от 3 до 10 минут) и ситуативны. Непосредственно в самой игре дети чрезвычайно редко обращаются друг к другу от своего имени. В совместной игре с воспитателем ребенок принимает игровую роль, участвует в несложном ролевом диалоге. Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.). Ребенок замечает эмоциональное состояние сверстника, взрослого. Общение ребенка в младшем дошкольном возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В речевом развитии – повышенное внимание к языку, его звуковой и смысловой стороне. Ребенок осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли. Использует в речи простые и сложные предложения. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, в первую очередь игры, формируется детское общество. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.  

Познавательно-речевое развитие 3-4 года В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие продолжается по следующим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире. В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (игру, конструирование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. Зрительное восприятие становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.). Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности (речевое общение, активное восприятие литературных произведений, сюжетно-ролевая игра). Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений - это позволяет им каждый день делать для себя «открытия». Рассматривая объекты, ребенок, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Способность к целеполаганию находится еще в стадии становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

Художественно-эстетическое развитие 3-4 года В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытка понять их содержание. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение, жесты), различает разные виды искусства через художественный образ, проявляет интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), к слушанию и исполнению музыкальных произведений. У ребенка возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего: явлений природы, живых объектов, игрушек, предметов, появляется представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисунке, лепке, аппликации, в движении. У ребенка появляется умение соотносить образы, использовать средства выразительности.  
Физическое развитие     4-5 лет В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, совершение действий, направленных на достижение отдаленного результата привлекательно, в основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной активности. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей: ловкости, выносливости, гибкости, координации. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).  
Социально-личностное развитие     4-5 лет Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. Ярко проявляется интерес к игре. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Он проявляет интерес к поступкам сверстников.  
Познавательно-речевое развитие     4-5 лет Складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир в восприятии ребенка, не только устойчив, но может выступать как релятивный; складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; начинают формироваться основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. Наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления детей: основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться простейшие обобщенные способы построения образа, обобщенные операции. Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и упорядочивания групп предметов. Появляются представления о сохранности количества. Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Начинают формироваться представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли. Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого обращения. Вступая в речевые контакты со взрослыми, сверстниками, дети продолжают осваивать диалогическую речь. Зарождается новая форма речи – монолог, возникающий вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями и знаниями с взрослыми и другими детьми.  
Художественно-эстетическое развитие     4-5 лет У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего характера произведения, эмоционально-ярко откликается на произведения народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится активным участником творческой продуктивной деятельности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом, безобразном и т.д. у ребенка появляется желание делиться своими впечатл ниями от встреч с искусством, со взрослым и сверстниками.    
Физическое развитие     6-7 лет У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физические упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны- воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с другой стороны - реакции на них, например, собственные движения и действия. Шести-, семилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые часто наблюдаются у детей трех- пяти лет. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять ряд движений и более сложных движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя. Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника. Происходит расширение спектра эмоций и их углубление, обогащение выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются. У детей формируются предпосылки к учебной деятельности, они умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», осуществлять самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений.Старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, умелый, сильный, ловкий» и т.д.). В старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек проявляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.  
Социально-личностное развитие     6-7 лет   Сюжетная игра отличается своей направленностью на общественные стороны жизни, на личные качества людей, роли которых выполняются ребенком. Правило становится центром игры. Ребенок способен действовать по правилу. При этом, используя договор с партнерами для создания новых правил, ребенок начинает осознавать их условность. Подчинение правилу в игре делает возможным строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Ребенок обращается к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами и оценивает его поступки. Резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, по названию роли. В общении со взрослыми и сверстниками происходит становление образа «Я». Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка естественно, закономерно и является своеобразным механизмом «личностной защиты» в тех случаях, когда кто-то негативно оценивает его личностные качества. Ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.). В старшем дошкольном возрасте ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики. Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа. Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.   Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляютсяэлементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных предметов в школе.
Художественно-эстетическое развитие   6-7 лет     Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Возросшая активность, сознательность, самостоятельность ребенка позволяет ему значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...