Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Проблема интеграции и дифференциации в специальном образовании.




1. Проблема интеграции и дифференциации в специальном образовании. (Горячева, Кочергина)

2. Педагогическая перспективность обучения детей с умственной отсталостью. (Анатольева, Яковлева)

3. Предмет, задачи и методы исследования в специальной педагогике. (Васильева, Сильвестер)

4. Проблема категориальной определённости в специальной педагогике. (Хайруллина, Балашова)

5. Проблема социальной адаптации детей с интеллектуальным недоразвитием в теории и практике специального обучения. (Гутник, Сангаджиева)

6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе как педагогическая система. (Панина, Чиркова)

7. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. (Никулина, Владимирова)

8. Нормативно-правовая база и состояние системы помощи в России лицам с ОВЗ. (Антропова, Щерба)

9. Система принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. (Шутова, Булавина)

10. Система трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. (Горячева, Кочергина)

11. Современное состояние педагогической помощи лицам с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. (Потапова, Евсеенко)

12. Содержание образования школьников с интеллектуальной недостаточностью. (Бутылина)

13. Сущность, принципы и средства коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью. (Панина, Сильвестер, Чиркова, Шутова)

14. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система. (Владимирова, Никулина)

15. Методы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. (Васильева, Сильвестер)

16. Медико-педагогическая поддержка физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении (Анатольева, Бутылина, Гутник, Щерба, Яковлева)

17. Основные направлении психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью. (Щерба, Антропова)

18. Основные этапы становления системы помощи лицам с умственной отсталостью за рубежом. (Анатольева, Яковлева)

19. Основные этапы становления специального образования в России. (Хайруллина, Балашова)

20. Разнообразие форм организации процесса обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Сформулируйте требования к занятию в специальном дошкольном учреждением. (Балашова, Булавина, Владимирова, Хайруллина)

21. Система методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе. (Шутова, Булавина)

22. Урок как основная форма организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. (Бойко, Сапсай)

23. Сущность и организация психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Антропова, Бойко, Никулина, Потапова, Сапсай, Евсеенко)

24. Разнообразие форм организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. (Панина, Чиркова)

25. Своеобразие организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении. (лекция А. Зарин)

26. Профилактика эмоционального выгорания учителя олигофренопедагога. (Гутник, Сангаджиева)

27. Управление поведением обучающихся с умственной отсталостью в чрезвычайных ситуациях. (Бойко, Сапсай)


ВОПРОС 1. ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

План ответа:

1. Понятие интеграции и дифференциации.

2. Преимущества дифференциации.

3. Этапы развития интеграции.

4.  Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.

5. Понятие инклюзии. Отличия инклюзии от интеграции.

6. Плюсы и минусы интегрированного обучения.

1. Понятие интеграции и дифференциации

Интеграция.

– совместное обучение детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников, но при создании определенных условий.

Результат интеграции  - максимальная адаптация ребенка к вхождению в общество.

3 варианта интеграции:

А) полная интеграция (активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной, художественной деятельности);

Б) частичная интеграция (участвуют в некоторых сферах деятельности, сохраняя тесные связи со своим сообществом);

В) отсутствие интеграции (продолжают жить в специальных учреждениях).

Процесс интеграции включает три стадии:

А) подготовка ребенка к вхождению в общество;

Б) подготовка общества;

В) взаимодействие ребенка и общества.

В России на сегодняшний день практически не сформированы предпосылки интеграции детей в общество.

Если начинать интеграцию, то нужно это делать с дошкольного возраста.

 

Дифференциация - разделение учебных планов и программ с учетом склонностей и способностей учащихся.

Существует понятие внешней и внутренней дифференциации.

 

ВНЕШНЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ -----> - В разных типах учреждени. - В разные сроки обучения. - По разным учебным программам.
ВНУТРЕННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ---> - С разными видами психолого-педагогической помощи. - С разными учебными требованиями. - С разной мерой помощи.

Внешняя дифференциация - создание дифференцированных учебных заведений:

· школ и детских садов для детей с различными нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта;

· разных типов учебных заведений: школа, школа-комплекс, школа-интернат, школа-центр, очно-заочная школа;

· создание в школе различных профильных классов;

· внедрение в школе различных учебных программ.

Внутренняя дифференциация предполагает выделение в одном классе различных групп, к которым предъявляются сначала разные требования по содержанию, темпу обучения, но потом все дети должны овладеть базовым уровнем подготовки. Основанием для выделения разных групп служит структура дефекта либо же успеваемость школьников.

2. Преимущества дифференциации.

-Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

-У педагога появляется возможность помогать слабому и уделять внимание сильному.

-Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня обучения.

-В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться (появляется мотивация).

 

Дифференцированное обучение не исключает интегрированного, а дополняет и обогащает его. Недопустимо их противопоставление. Каждое решает свои задачи, но оба помогают ученику преодолеть трудности и найти путь дальнейшего развития.

3. Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.

В настоящее время в России рассматриваются два направления педагогической интеграции. Интеграционное обучение включает в себя 2 модели:

· Интернальная подразумевает объединение детей разного аномального статуса в одну группу (интеграция внутри системы специального образования).

· Экстернальная подразумевает объединение в одну группу аномальных и нормальных детей (взаимодействие систем специального и массового образования).

 

 

Модели интеграции Интернальная интеграции Экстернальная интеграция
1. Социальная интеграция (раздельное обучение в одном учреждении; совместная внеклассная деятельность). 1. центр раннего вмешательства (абилитация младенцев); 2. д/с для детей с проблемами в развитии; 3. д/с - начальная школа коррекционного обучения; 4. коррекционный детский дом – школа; 5. школа-центр диагностики и интегрированного обучения; 6. школа-центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; 7. школы профессиональной интеграции и социально- трудовой адаптации; 8. классы (группы) " особый ребенок". 1. специальные классы для детей с нарушением интеллекта; 2. классы коррекционного обучения (выравнивания); 3. классы компенсирующего обучения (для детей с трудностями обучения).  
2. Совместное обучение в одном классе. Диагностические классы: Их лучше интегрировать в общеобразовательную шк 1. группа риска + ЗПР 2. ЗПР + легкая степень недоразвития интеллекта 3. Разная степень недоразвития интеллекта и другие варианты   Современное обучение детей с проблемами в развитии в условиях одного класса общеобразовательной школы. Включение ребенка в систему за счет среды.

 6. Понятие инклюзии. Отличия инклюзии от интеграции.

Инклюзия – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

 

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

 

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

 

Три аспекта развития инклюзии:

·разработка инклюзивной политики

·развитие инклюзивной практики

·создание инклюзивной культуры

 

Инклюзия в образовании — это:

·Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.

·Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.

·Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

·Признание права учеников на получение образования в школах,

расположенных по месту жительства.

·Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.

·Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

 

7. Плюсы и минусы интегрированного обучения

Положительные стороны интеграции.

 Дети с проблемами в развитии воспринимаются как равные с нормальными детьми.

Социализация

 

 Нет необходимости отрывать ребенка от родителей.
 Нормальные дети учатся воспринимать " особых" как обычных членов общества.

Отрицательные стороны интеграции.

 Ребенок не всегда получает необходимую помощь.

 Требует много внимания со стороны учителя, что негативно сказывается на других учащихся.

 Ребенок с проблемами может чувствовать себя менее способным по отношению к одноклассникам, трудно найти друзей.

 Есть риск дискриминации со стороны учащихся.

 Проблема подготовки специалистов.

 

Успешной интеграции может способствовать создание служб семейной терапии, служб " транзит" (интеграция выпускников специальных школ), служб социальной защиты.

Систему специального образования нужно развивать, последовательно реформировать, но не за счет быстрых декларированных изменений и введения новых форм организации (иногда не подкрепленных экспериментальными данными), а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.

В России более интенсивно разрабатывается вопрос об интегрированном обучении во втором значении (интеграция как педагогическая система). Накоплен материал по проведению интегрированных уроков (чтение + развитие речи; естествознание + чтение + развитие речи; история + литература + изо …). Такая форма обучения позволяет сформировать у учащихся целостное видение мира, системность теоретических знаний. Подобная форма дает возможность применять и нестандартные формы и методы (урок-инсценировка).

Единственной формой интеграции в обучении являются пока специальные классы для детей с ЗПР и для умственной отсталостью при обычных школах (В. И. Лубовский): " вынужденная интеграция" - дети со слабо выраженными отклонениями в развитии (ЗПР), своевременно не выявленные и не имеющие возможности получать специализированную помощь педагога-дефектолога, вынуждены обучаться в условиях общей школы, где их проблемы либо незаметны для педагога, либо даже при диагностировании тех или иных отклонений в развитии и констатации потребности в особых образовательных условиях не получают адекватного психолого-педагогического сопровождения. Другими словами, ребенок с ограниченными возможностями вынужденно интегрирован и лишен необходимой ему педагогической помощи. Вынужденная интеграция имеет место тогда, когда процесс интеграции начинается без учета необходимых условий его развития.

 

Интеграция предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей 2 обучающие системы: массовое и специальное образование. Кроме того, обязательное условие интеграции - раннее выявление и ранняя психолого-педагогическая коррекция. Наиболее продуктивной на данном этапе может быть интеграция в дошкольных учреждениях (как 1 этап в процессе интеграции ребенка с нарушением интеллекта в социальную и образовательную среду).

Процесс интеграции в России еще не имеет надежной правовой и экономической основы. Кроме того, регулирование интеграционного процесса " сверху" преобладает над " низовой" интеграционной активностью. Подавляющее большинство педагогов общеобразовательной школы, системы дошкольного образования не только профессионально, но и личностно не готовы к активному участию в интеграционном процессе подобно тому, как это имеет место, например в скандинавских странах. Не готовы к этому население и родители. Способствуют интеграции создание классов компенсирующего обучения, педагогической поддержки; налаживание системы ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; начало работы по изменению общественного сознания в духе идеологии интеграции (СМИ, переподготовка специалистов массовых школ по специальной педагогике, деятельность общественных организаций).

 

 


ВОПРОС 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

План ответа:

1. Феномен УО (определение, формы, степени);

2. Характеристика особых образовательных потребностей детей с УО;

3. Оценка перспективности обучения детей с недоразвитием интеллекта разной степени выраженности;

4. Особенности обучения детей с недоразвитием разной степени выраженности.

                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...