Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в коррекционной школе как педагогическая система




ВОПРОС 6. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

План:

1. Семантика понятия «процесс обучения»

2. Элементы ПО

3. Факторы, влияющие на эффективность ПО

4. Функции ПО

5. Особенности ПО умственно отсталых и детей с ЗПР

1) Семантика понятия «процесс обучения».

A. Обучение (технологическое определение Голанд П. Я. ) – процесс целенаправленного формирования ЗУН у ученика учителем.

v Функция учителя – главный источник информации.                               

Знаниевый подход

v Функция ученика – приёмник информации.

Применяется на этапе ликвидации безграмотности. Для детей, которые начинают обучение. Учитель осуществляет управление всеми компонентами деятельности (мотивация, целеполагание, операционный компонент, контроль и оценка). Ребёнок принимает то, что даёт учитель. Постепенно учитель уменьшает воздействие.

B. Процесс обучения (по Бобанскому, Давыдову) – взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на совместное решение учебно-познавательных задач (задач образования, воспитания и развития). Поисковый метод.

Акцент смещается с усвоения конкретной информации на 3 умения:

ü Поиска информации для решения возникшей познавательной задачи;                  

личностно-ориентированный подход

ü Нахождение способов решения задач;                                                                                                         

ü Умение реализовывать решение в практической деятельности.

 

C. Обучение (Ильин, Еременко) это процесс усвоения учеником знаний под управлением учителя (стратегия самонаучения). Акцент на необходимость повышения самостоятельности ребенка в решении любой учебно-познавательной задачи.

 

2) Процесс обучения является многосторонним, он состоит из:

® Деятельность учителя – преподавание (управление) – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое определяется целью обучения.

® Деятельность ученика – учение – действия, выполняемые учащимися для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой теми или иными мотивами.

® Содержания образования.

 

3) Факторы, влияющие на эффективность процесса обучения:

ü Качество профессиональной деятельности учителя (преподавание, управление);

ü Особенности познавательной деятельности учащихся;

ü Специфичность содержания образования. Лидирующий компонент. Отражается в образовательных программах (учебный план, программа отдельной области, учебник).

ü Культурно-историческая ситуация, в которой реализуется обучение.

4) Функции процесса обучения

Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике.

Воспитывающая- предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая - предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы, коррекцию вторичных отклонений в развитии.

5) Особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:

 

  УО ЗПР
Нормативность обучения   Пролонгированность ПО   Особенности методов обучения     Особенности способов решения познавательных задач     Особенности использования внешних опор Актуальное обучения (трудовое обучение, чтобы в будущем получить профессию)     1вариант Сроки освоения АООП обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет. 2вариант Сроки освоения СИПР 12 - 13 лет.   1в На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные и наглядно-образные методы являются ведущими. Роль наглядно-образных методов доминирует в школе 2-ой ступени. Роль слова заключается в сопровождении решения учебной задачи; их значение возрастает в старшей школе, но они никогда не становятся доминирующими. 2в На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные методы преобладают. Роль наглядно-образных и словесных методов постепенно увеличивается. Но вербальные никогда не становятся ведущими.   Упрощение способов решения познавательных задач. Преобладают репродуктивные способы решения задач.   Преобладает естественная и предметная наглядность Формальное обучение     7. 1 Сроки обучения как у нормы. 7. 2 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет. Далее обучение как у нормы     7. 1 На начальных этапах обучения в процессе обучения преобладают наглядные и практические методы обучения при обязательном словесном сопровождении. В школе второй ступени роль словесных методов повышается, наглядные и практические методы используются в случае затруднений при решении познавательных задач. В старшей школе доминируют словесные методы. 7. 2 На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные и наглядно-образные методы являются ведущими Преобладают репродуктивные методы решения познавательных задач. Роль наглядно-образных методов доминирует в школе 2-ой ступени.   Основными способами решения познавательных задач являются проблемный и поисковый.   Преобладает схематическая наглядность

 


ВОПРОС 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

 

План:

1) ЗПР как предмет исследования

2) Основные клинические типы ЗПР (по Лебединской)

3) Перспективность обучения и развития детей с ЗПР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...