Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Определение и этиология.




ЗПР – задержка психического развития (термин Груня Ефимовна Сухарева) - это особый вид дизонтогенеза, проявляющийся в нарушении нормального темпа психофизического развития ребёнка.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). (Богданова, Вовк)

Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Таких детей больше всего по статистике. Каждый 5 ребенок имеет ЗПР.

Это вид дизонтогенеза, обусловленный взаимодействием 2 групп факторов:

Эндогенных – мозаичное поражение отдельных участков ЦНС, приводящее к функциональному динамич. нар. мозговой деятельности (заболевания матери, травмы, интоксикация, соматические заболевания); ММД (тотальность задержки).

Экзогенных – синдром депривации, длительные неблагоприятные условия воспитания, ЭВИ. (парциальность, временность задержки). преим

(Г. Е. Сухарева, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Н. А. Цыпина, М. Агран и др. )

ЗПР характеризуется:

1) Нарушение темпа развития (ретардация (разница биологического и психического возраста), т. к. отставание на 2-3 года от сверстников с N).

2) Мерцающий характер работоспособности (не может выполнять монотонную Д от начала до конца). Нарушение работоспособности нельзя путать с продуктивностью Д.

3) Толерантное отношение к помощи

 

1. В отличие от умственной отсталости, где психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

2. При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и обобщения, отвлечения и абстрагирования.

3. Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

2. Основные клинические типы ЗПР (Лебединская  Клара Самойловна, 1980)

Основные клинические типы ЗПР выделяют по принципу происхождения:

ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического происхождения.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических.

Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

При ЗПР конституционального происхождения речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.

ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки и т. д. ). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта: 1) органический инфантилизм; 2) задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

Органический инфантилизм проявляется в одной из двух форм:

а) неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей;

б) тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость.

При инфантилизме – первой страдает ЭВС –В-П-М; при ММД- В-П-М-Р-ЭВС (схожа с Л УО).

Моисей Шиманович Вроно (1983 г. ) выделил основные клинические признаки, характерные для всех форм ЗПР:

1. Запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения).

2. Эмоциональная незрелость.

3. Неравномерность развития отдельных психических функций.

4. Функциональный, обратимый характер нарушений.

3. Перспективность обучения

Сказать о пике и об успеваемости в зависимости от нарушения. Потолок у уо. (у нормы нет потолка развития, у уо есть потолок, и больше него они не смогут развиться, а ЗПР может быть и ниже этого потолка и пики, которые выше потолка)

Дети с ЗПР могут обучаться по 7. 1 и 7. 2 вариантам АООП, выбор варианта программы будет зависеть от степени выраженности задержки, индивидуальных особенностей учащихся.

7. 1. Содержание программы и сроки обучения соответствуют общему образованию, но имеются дополнительные коррекционные курсы, описанные в АООП. (инфантилизм) в ОШ

7. 2. Содержание образования сопоставимо с содержанием общего образования, сроки обучения пролонгированы. Так, в начальной школе по этому варианту предусматривается 5 лет обучения. (церебрально-органическая) 7 вид.

По обоим вариантам программы возможно обучение в образовательном учреждении, реализующем программы общего среднего образования, при создании условий образования по АОП.

Возможно обучение в отдельных образовательных учреждениях, реализующие адаптированную основную образовательную программу для детей с ЗПР, то есть бывшие VII в.

Кроме того, возможно по обоим вариантам программы возможно создание отдельных классов в любых школах.

Перспективы:

1)Разные формы инфантилизма (за исключением органического инфантилизма) выходят в нормальный темп развития (первые 4 года либо в спец условиях, либо в обычных)

2) Церебрально-органическая форма – перспективность обучения - это второй вариант программы. Дети дают динамику, похожую на динамику обучения ребенка с легкой УО (у них СИПРы-спец. индивидуальная программа развития) если выраженное нарушение интеллекта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...