Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Наука, понимание явления. II. Предмет исследования в специальной педагогике. III. Задачи исследования в специальной педагогике




I. Наука, понимание явления.

Наука – информация, систематизированная человеческим сознанием и закреплённая на опр. носителях об опр. классе предметов и явлений.

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. (Н. М. Назарова)

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией.

II. Предмет исследования в специальной педагогике

 

Специальная педагогика - это наука о теории и практике специального образования.

Предмет - теория и практика специального образования, принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленные на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

Часто предметом специальной педагогики становится процесс коррекции вторичных проблем психического развития ребенка, реализуемый в ходе специально организованного обучения или воспитания.

Структура предмета в коррекционной педагогике может пониматься как структура коррекции вторичных проблем, реализуемая в процессе специально организованного обучения и воспитания

Коррекция-это система психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на поправление вторичных проблем психомоторного характера.

Под объектом исследования специальной педагогики понимается процесс воспитания детей с проблемами в развитии.

 

III. Задачи исследования в специальной педагогике

· Выявление и учет детей с проблемами в развитии;

· Разработка методов ранней диагностики аномалий развития;

· Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей;

· Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей;

· Разработка системы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы по предупреждению аномалий детства (информирование будущих и настоящих родителей о возможных причинах нарушений развития у детей);

· Повышение эффективности процесса социализации аномального ребенка на разных этапах развития;

· Социальная адаптация.

 

III. Методы исследования в специальной педагогике

Теоретические методы исследования (используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования):

 

· анализ информации по исследуемой проблеме;

· методы сравнения, сопоставления, взглядов на проблему исследования;

· метод экспликации (выработки собственной точки зрения на проблему исследования)

· метод экстраполяции (перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований)

Экспериментальные методы исследования

· методы пассивного исследования (наблюдение, сбор анамнестических и катамнестических данных, анализ продуктов деятельности испытуемых); методы анкетирования (закрытого, открытого)

· экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперимент констатирующий и формирующий)

Методы качественного и количественного анализа + методы мат. статистики

· Методы мат. статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

· Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических (основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы " что? " " как? " и " почему? ", а не на вопрос " сколько? ". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы

· Метод количественного анализа отвечает на вопрос «сколько? » и фокусируется на статистических измерениях.

* Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

- Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п. ).

- Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п. ).

- Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...