Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Источники и формы трудового права




Методические рекомендации

С позиции интегративного понимания права, во-первых, разграничиваются понятия «источники трудового права» и «формы трудового права» и, во-вторых, исходят из того, что существует не один источник трудового права - закон (законодательство), а несколько источников и форм как международного трудового права, так и внутригосударственного трудового права.

Понятие «источники трудового права», ограничивается лишь факторами, творящими право. Понятие «формы права» ограничивается внешним выражением международного и российского трудового права, применяемого в Российской Федерации. Международное и российское трудовое право образовано самостоятельными взаимозависимыми и взаимообусловленными его формами, обязательными для применения и исполнения в Российской Федерации.

Источники международного и внутригосударственного трудового права - это то, из чего право происходит. Формы международного и внутригосударственного трудового права - его внутреннее и внешнее выражение.

Система форм трудового права в Российской Федерации, состоит из двух подсистем — международного и российского трудового права, образованных однородными правовыми явлениями, их составляющими элементами — формами международного и российского трудового права.

В России реализуется три формы международного трудового права: основополагающие (основные) принципы международного трудового права; международные договоры; обычаи международного трудового права.

В России реализуется четыре формы внутригосударственного трудового права:  основополагающие принципы российского трудового права; нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; нормативные правовые договоры; обычаи российского трудового права.

Большое внимание следует уделить некоторым особенностям в формировании трудового законодательства, а также уяснить, что само его развитие сегодня обусловлено появлением ряда новых факторов экономического, социального и иного характера.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов находится трудовое законодательство. Как предусмотрено в ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным зако­нам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, дейст­вует федеральный закон.

Развитие трудового законодательства на базе Конституции РФ при возможных его различиях на территории субъектов РФ должно в целом содействовать свободному переме­щению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов РФ не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с чем необходимо сближение правового регулирования тру­довых отношений на всей территории России.

Следует обратить особое внимание на закреплен­ные в ч. 1–5 ст. 37 Конституции важней­шие положения, которые принято рассматривать как основные на­чала (принципы) правового регулирования трудовых отношений в сфере общественной организации труда. В первую очередь необходимо выделить свободу и добровольность труда, право каждого сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать по сво­ему желанию род деятельности и профессию, запрещение прину­дительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37). Этому положению в условиях фор­мирующегося рынка рабочей силы в Российской Федерации в пол­ной мере соответствует свобода трудового договора. Затем нужно рас­смотреть право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безра­ботицы (ч. 3 ст. 37). Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ право на инди­видуальные и коллективные трудовые споры реализуется с исполь­зованием установленных федеральным законом способов их разре­шения, включая право на забастовку. Право на отдых, как одно из основных прав каждого человека, закрепляется рядом гарантий в ч. 5 ст. 37 Конституции для рабо­тающих по трудовому договору. Им гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, вы­ходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Уделяя внимание тенденциям в развитии российского трудо­вого законодательства, студенты не должны забывать и о некоторых особенностях в формировании самих источников трудового права. Такой особенностью является широкое участие работников и их представительных органов, как правило, профсоюзов, в формирова­нии локальных норм права. Эти локальные нормы занимают зна­чительное место в регулировании трудовых отношений и дают воз­можность в наибольшей мере учитывать специфику труда данного коллектива работников, работодателя, особенности отдельных категорий работников.

На современном этапе возрастает роль нормативных правовых актов работодателя (локальных актов) в регулировании трудовых отно­шений по вопросам оплаты труда работников, их гарантийных и компенсационных выплат, иных льгот, сохранения рабочих мест и др. Особое место в системе форм трудового права занимают нормативные правовые договоры: коллективные договоры, генеральные, отраслевые соглашения и иные. Правовые договоры разграничиваются по сфере их применения и сторонам, их подписавшим. Стороны – представительные органы: от тру­дящихся (соответствующий профсоюзный орган) и от работодате­лей (союз, ассоциация, соответствующий орган управления), как правило, с участием государственного органа. Соглашения – результат трехстороннего сотрудничества. Как вид правового договора они играют немалую роль в регулировании трудовых отношений в сфере всех отраслей промышленности, отдельной отрасли, региона и т. д. Достигнутые в результате соглашений социальных партнеров (работников и работодателей) решения по указанным вопросам за­крепляются в соглашениях, коллективном договоре, которые являются важными источниками – нормативными договорами.

Другой особенностью трудового права является сочетание единства и дифференциации, выражающееся более всего в наличии норм общего и специального действия (общие и специальные нормы). По своей природе трудовые отношения должны регулироваться общими нормами, определяющими единство в правовом положе­нии работников независимо от национальности, места жительства, принадлежности к общественным объединениям и дру­гих обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работни­ков. Единство трудового права обеспечивается действием общих норм, закрепляющих основополагающие начала (конституционные положения, принципы) применительно к работникам всех катего­рий.

Вместе с тем общие нормы не учитывают различий в услови­ях труда той или иной отрасли, не разграничивают физиологические особенности разных субъектов (женщины, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью и т. п. ) либо местоположение организации (Крайний Се­вер и др. ), а также не выделяют иные важные обстоятельства (рабо­та в чрезвычайных ситуациях и т. д. ). Студентам необходимо обратить внимание на то, что все указанные обстоятельства являются ос­новой дифференциации и учитываются путем дополнения либо изъ­ятия или исключения из действия общих норм и отражаются в спе­циальных нормах трудового права. При изучении вопроса о единст­ве и дифференциации необходимо разобраться, какие обстоятельст­ва положены в основу дифференциации: которые учитываются законодателем (либо в коллективном договоре) путем предоставле­ния льгот и преимуществ по оплате труда, рабочему времени, вре­мени отдыха и другим показателям или устанавливают некоторые изъятия из общего порядка регулирования.

Уяснив все рассмотренные вопросы, можно обратиться к определению источников и форм трудового права и видам форм трудового права. Для этого необходимо вспомнить, что форма трудового права является следствием нормотворческой деятельности компетентных органов государства и управомоченных субъектов. Следовательно, виды этих форм и их юридическая сила находятся в прямой зависимо­сти от иерархии государственных органов и их нормотворческой компетенции. В этой связи необходимо проанализировать нормы ст. 5 ТК РФ.

Следует обратить внимание на то, что постановле­ния Пленума Верховного Суда РФ не являются источником и формой трудового права, но эти постановления и другие разъяснения по вопро­сам судебной практики играют немаловажную роль в правоприме­нении. Решения Верховного Суда РФ как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве разъясне­ний (толкования) норм трудового права. Эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы, ибо судебный преце­дент не является источником права. Поэтому так важно уяснить соотношение между трудовым законодательством и судебной прак­тикой в разрешении трудовых споров.

Следует понимать, какое большое значение в совре­менных условиях придается международным нормам трудового пра­ва, принимаемым Международной организацией труда (МОТ). Далеко не все Конвенции МОТ ратифицированы Россией, но мно­гие вопросы конвенций и рекомендаций МОТ принимаются во внимание как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в коллективно-договорной практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...