Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Майорова. Причины возникновения дислалии. Общие принципы работы по воспитанию правильного звукопроизношения




А. Майорова

УЧИМСЯ

ГОВОРИТЬ

ПРАВИЛЬНО
ВВЕДЕНИЕ

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи — алалии, анартрии, дизатрии — могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ

 

Обычно звукопроизношение достигает своей языковой нормы к 4-5 годам.

Но у детей младшего возраста нарушения звукопроизношения (дислалия) могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков (рыба-р’ыба), либо в их искажениях (вместо правильного произносится звук, которого нет в системе русского языка), либо в заменах («танки» — вместо санки).

Дислалия (от греч. dis — расстройство, lalia — речь) делится на простую и сложную, в зависимости от количества нарушенных звуков (до 4-х — простая, более 5-ти — сложная). Если нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящих, то она называется мономорфной. Если же нарушение охватывает две или более артикуляционные группы, например, шипящие, свистящие, сонорные, то она имеет название полиморфной дислалии.

В зависимости от дефекта произношения определенной группы звуков наблюдаются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков Л и Л’.

3. Ротацизм — недостатки произношения звуков Р и Р’.

4. Недостатки произношения небных звуков:

- каппацизм — К и К’

- гаммацизм — Г и Г’

- хеттизм — X и X’

- йотацизм — Й.

Эти названия — образования от названия греческих букв, которые обозначают соответствующие звуки.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков (замена звонких глухими — папушка вместо бабушка).

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения звонких согласныхзвуков (замена мягких парными твердыми — дада вместо дядя).

В зависимости от наличия патологических изменений в артикуляционном аппарате (см. приложение), дислалия может быть функциональной и органической.

Причинами функциональной дислалии могут быть:

1. Неправильное воспитание речи в семье: недостаточное внимание родителей к речи ребенка, «сюсюкание» с ним на протяжении длительного времени.

2. Недостаточно развитая мышечная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

3. Подражание ребенком взрослым или старшим детям, у которых имеются косноязычие или слишком торопливая речь.

4. Наличие двуязычия в семье.

5. Недоразвитие фонематического слуха, которое наблюдается у ребенка при дифференциации звуков.

6. Пониженный слух.

7. Неправильное речевое дыхание.

Органическая дислалия может быть вызвана следующими патологическими изменениями в артикуляционном аппарате:

1. Укороченная уздечка языка (подъязычная связка), не дающая возможности языку подняться высоко (при звуках верхней артикуляции),

2. Большой, массивный, неповоротливый язык или слишком маленький и узкий.

3. Неправильное строение неба, которое может быть по своей конфигурации узким, высоким или, наоборот, низким, плоским.

4. Неправильное строение челюсти приводит к дефекту прикуса, а это, в свою очередь, влияет на звукопроизношение.

5. Неправильное строение зубов.

6. Толстые, малоподвижные губы.

Вы должны иметь четкое представление о причинах возникновения нарушений звукопроизношения у ребенка. Еще раз напоминаем, что искаженное произношение звуков у детей до 4-5 лет считается нормальным явлением и называется оно физиологическим косноязычием.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

                   1. При формировании правильного звукопроизношения детей большую роль играет подражание речи взрослых, окружающих их. Необходимо чтобы к занятиям по звукопроизношению с ребенком привлекались в семье только правильно говорящие.

           2. Обратите внимание: есть ли в речи ребенка повторения отдельных звуков, слогов в начале или середине слова или затруднения в начале речи.

                   Такие явления могут быть началом заикания. Постарайтесь не допускать быстрого темпа речи у детей, соблюдайте правильный речевой и общий ре­жим. Воспитывайте у ребенка спокойную, плавную, достаточно громкую речь.

                   3. Следите за состоянием фразовой речи у ребенка. Подберите в сборнике картинки, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов с предлогами. Составьте вопросы к картинкам в порядке нарастающей трудности.

                   4. Не повторяйте за ребенком неправильно произнесенные им звуки или слова. Это травмирует ребенка, а иногда и закрепляет неправильное произношение.

                   5. Проверьте по картинкам произношение ребенком звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р', в, б, д, к, х, я, ю, ё, е, й.

                   Каждый звук должен встречаться в начале, середине и конце слова, так как в разных положениях звук произносится иначе.

            Звонкие согласные звуки з, ж, в, б, д, г на конце слов и в середине оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки, поэтому подберите картинки, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (ножи, арбузы).

Если ребенок назовет все картинки на данный звук и при этом ни разу не произнесет его правильно, проверьте, может ли ребенок произнести этот звук изолированно.

Если ребенок произносит его правильно, значит, изолированное произношение звука возможно, хотя в речь он его не вводит. В таком случае необходимо лишь закрепление (автоматизация) этого звука.

Автоматизация поставленного звука производится в такой последовательности. Например, звук ш:

а) Отработка звука ш в открытых слогах: ша-ши-шу и т. д.

б) Отработка звука ш в словах с этими слогами: шаг, шапка и т. д.

в) Предложения с этими словами: Наташа пишет...

г) Отработка звука ш в обратных слогах: аш-ош-уш-ыш и т. д.

д) Отработка звука ш в словах с этими слогами: ваш, кошка и т. д.

е) Отработка звука ш с этими словами в предложениях: Кошка ловит мышку .

ж) Отработка звука ш со стечением согласных: штык, шкаф и т. д.

з) Предложения с этими словами: Книги стоят в шкафу .

Только два звука ц и ч сначала автоматизируются в словах на конце слова: танец, заяц, ночь, мяч и т. д.

Если ребенок не называет звук, а по-прежнему заменяет его другими звуками или искажает, значит, этого звука у него еще нет и закреплять его нельзя, так как в таком случае закрепляется неправильное произношение звука. Сначала нужно вызвать звук, а затем его закреплять.

6. Выберите комплекс упражнений, который направлен на подготовку артикуляционного аппарата для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.

Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать комплексы для свистящих (с, з, ц) и сонорных (л, р) звуков, а потом переходить к шипящим (ш, ж, ч, щ).

7. При введении звука в речь ребенка не допускайте исправлений на каждом слове. Это мешает высказаться ребенку, нервирует его, а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи.

8. Не принуждайте ребенка к занятиям. Занятия дадут наилучший результат, если они будут проводиться в форме игры, незаметно для него.

9. Не давайте за одно занятие больше двух-трех упражнений. К последующим упражнениям переходите лишь усвоив предыдущие.

10. При работе над произношением соблюдайте данную в сборнике последовательность игр, так как предыдущий материал предполагает тренировку речевого и слухового аппаратов, необходимую для последующих игр и упражнений.

11. Необходимо обратить внимание на развитие физиологического и речевого дыхания, т. к. дыхание является энергетической основой нашей речи. При проведении игр для развития речевого дыхания помните, что ребенок может в них участвовать не более 10 секунд и то с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

12. Во время занятий по звукопроизношению ребенка посадите так, чтобы хорошо было видно ваше лицо, все упражнения выполняйте естественно, без напряжения, ясно и увлеченно излагайте цель и содержание игр.

Воспроизводя тот или иной звук, показывайте ребенку положение своего языка, губ, нижней челюсти, вибрацию гортани (если это нужно), направление и силу выдыхаемого воздуха (тыльной стороной ладони). Затем попросите ребенка повторить движения. Работа проводится перед зеркалом, на светлом месте, в течение 10-15 минут.

13. Начинайте работу по дифференциации звуков с детьми 6-7 лет лишь после того, как ребенок дифференцируемые звуки ( с - ш; з - ж; б - п; л - р и др. ) научился произносить правильно, но в речи их еще смешивает, т. е. вместо одного звука употребляет другой.

14. Не забывайте, что твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы еженедельно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивайте у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).

15. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения согласовывайте с логопедом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...