Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но что включает в себя обучение каждому из этих навыков?




Критическое мышление и решение задач

Многие рассматривают критическое мышление и принятие решений, как новые основы обучения 21 века. Последние исследования в области когнитологии, науки о мышлении, поставили под сомнение многовековой принцип преподавания, состоящий в том, что овладение содержанием знания должно предшествовать попыткам применить это знание. Как оказалось, использование знания уже в процессе его получения – применение таких навыков, как критическое мышление, принятие решений и креативность к сути знания – повышает уровень мотивации и улучшает результаты обучения.

Как написали Лорен Ресник и Меган Холл, ученые с мировыми именами в области когнитологии обучения и преподавания, «То, что мы знаем сейчас как факты, не составляет истинное знание и силу мышления, а значит, мыслительный процесс не может протекать без предмета мысли».2

В каждой дисциплине, на каждом этапе, преподавание и обучение должны включать передачу основных знаний, высокие требования к мышлению и активное применение знаний.3

Кроме того, строгая система обучения «одно за другим», которой обучали преподавателей в педагогических учебных заведениях и которая закреплена в знаменитой «Иерархии изучения»4, — сначала, знание, затем понимание, затем анализ, затем синтез и, наконец, оценка – вдребезги разбита десятилетиями накопленными данными исследований. Эти исследования доказывают, что, на самом деле, если строго следовать этой цепочке, школьники учатся далеко не очень эффективно или, во многих случаях, не учатся вообще.

В исправленном варианте иерархии используется современная терминология – запомнить, понять, применить, проанализировать, оценить и создать. И эта цепочка, как отмечают авторы, окончательно доказывает, что «эти процессы могут происходить одновременно или даже в обратном порядке».6 Более того, исследования показали, что сочетание многих из этих навыков мышления улучшает результаты обучения. Все это можно использовать одновременно в разнообразных, хорошо разработанных учебных мероприятиях и проектах, чтобы повышать эффективность и долговечность результатов обучения.

Все эти навыки мышления и обучения были применены в проекте «SARS». Школьники столкнулись лицом к лицу с огромным количеством информации из различных областей знания: биология вируса ТОРС (САРС), медицинские заключения о влиянии вируса на организм, наиболее эффективные способы предотвращения и лечения болезни, ответные действия общества и правительства по наблюдению и контролю вспышки заболевания.

Задача команды состояла в том, чтобы применить навыки критического мышления – умение анализировать, интерпретировать, оценивать, обобщать и синтезировать всю эту информацию – и применить полученные результаты для решения актуальной проблемы: дать другим учащимся больше информации о болезни и о способах защиты от вирусной эпидемии, чтобы побороть их страхи перед ней. Группе, работающей над проектом, нужно было представить результаты исследования в ясной и лаконичной письменной форме, а также в форме, привлекательной для других школьников, заинтересовывая их картинками, анимацией, видео и интерактивными играми.

Многие из навыков, примененных командой проекта «SARS», представляют собой ключевые элементы, или подуровни навыков, критического мышления и принятия решений, которые изложены в программе «P21». Члены команды применили навыки рассуждения, чтобы представить ясную и логическую историю вспышки и распространения вируса атипичной пневмонии. Основываясь на тщательном анализе и оценке медицинских и социологических свидетельствах, и различных мнениях специалистов, они представили логичные суждения и заключения о том, что было достоверной информацией, а что – ненадежной. Школьники применили системный подход к анализу сложных, взаимосвязанных факторов распространения заболевания и эффективности различных методов его предотвращения, а также решили множество проектных задач по эффективному представлению истории атипичной пневмонии, выбирая лучшие способы обмена полученной информацией с аудиторией. Работая над проектом, члены команды практиковали и развивали все важные элементы навыков критического мышления и решения задач.

Что резко разворачивает вечные мыслительные навыки к 21 столетию, так это доступные сегодня мощные технологии исследований, анализа, хранения, управления, проектирования и передачи информации, призванные поддерживать эти навыки. Школьники могут устанавливать контакты со специалистами посредством электронной почты, посылать текстовые сообщения одноклассникам совместно работать над созданием документов и веб-сайтов в режиме онлайн.

Навыки критического мышления и принятия решений

Учащиеся должны уметь:

Рассуждать

Применять различные виды умозаключений (индуктивное, дедуктивное и др.), в зависимости от ситуации

Применять системное мышление

Анализировать, как части целого в сложных системах взаимодействуют между собой для достижения общих результатов

Выносить суждения и принимать решения

Эффективно анализировать и оценивать экспериментальные данные, суждения, утверждения и убеждения

Анализировать и оценивать наиболее важные альтернативные точки зрения

Синтезировать и устанавливать связи между данными и аргументами

Толковать данные, делать выводы, основанные на самых лучших исследованиях

Критически размышлять над вопросами учебного опыта и учебного процесса

Решать задачи

Решать различного рода задачи, используя и традиционные и инновационные способы

распознавать и задавать важные вопросы, что проясняет различные точки зрения и ведет к лучшим решениям

Источник: Авторское право © Партнерство по поддержке навыков в 21 веке. Перепечатано с разрешения Партнерства по поддержке навыков в 21 веке, www.21stcenturyskills.org.

Навыкам критического мышления и решения задач можно обучаться при помощи различных видов деятельности, включающих в себя решение задач, исследований и программ (см. Приложение 1). Наиболее эффективно эти навыки развиваются через участие в таких значительных учебных проектах, затрагивающих актуальные вопросы и проблемы, как проект «SARS». Проектные задачи с их все возрастающей сложностью постепенно оттачивают эти навыки, что будет рассмотрено далее, в третьей части этой книги.

Коммуникация и сотрудничество

В то время как образование всегда интересовалось минимальными основами эффективного общения – такими как грамотная речь, беглое чтение и чистописание, – наш времена и цифровой инструментарий требуют наличие у каждого учащегося более широкого и углубленного набора навыков коммуникации и сотрудничества, способствующего совместному обучению.

На протяжении работы над проектом «SARS», шестеро школьников-членов команды, находящихся в четырех временных зонах, обменялись, примерно, тремя тысячами сообщений. Они использовали более дюжины различных программ и веб-приложений для того, чтобы создавать и делиться результатами работы в режиме онлайн, постоянно что-то добавляя, редактируя и корректируя, по мере разработки веб-сайта.

Фактически, в первый раз они встретились лицом к лицу на церемонии награждения «ThinkQuest Live», в Сан-Франциско. И хотя они провели несчетное количество времени, работая вместе, в онлайн режиме, большая часть дня ушла на то, чтобы они полностью приспособились друг к другу. Онлайн сообщения не могут передавать акценты, и все тонкости личности, стиля, язык тела и шутки невозможно было оценить до тех пор, пока команда не собралась вместе физически. К концу недели, проведенной вместе, ребята научились понимать друг друга по-новому и могли общаться на более осмысленном уровне. Кроме того, окрепла их дружба.

Навыки коммуникации и сотрудничества, продемонстрированные участниками команды проекта «SARS», являются прекрасным примером именно того набора навыков и умений, который способствует повышению эффективности общения и совместной работы. Во время работы по созданию сайта ребятам приходилось общаться на доступном языке при письме и визуальном проектировании, а также выслушивать и рассматривать мнения друг друга, чтобы работать как слаженная команда. Каждый участник команды сотрудничал с остальными, используя различные информационные технологии и средства общения, и, в итоге, разработали интересный сайт, обладающий всеми характеристиками для эффективного общения. Они применили большинство навыков, которые подразумеваются программой «P21» как необходимые каждому умелому сотруднику и человеку, способному эффективно доносить до других людей информацию, мысли и чувства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...