Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 5. Краткий обзор истории античной литературы




А) Древнегреческая литература. Периодизация и основные жанры. «Знаковые» авторы древнегреческой литературы и их произведения: Гомер («Илиада» и «Одиссея»); Гесиод («Труды и дни», «Теогония»); лирика Сафо; Анакреонт и анакреонтика; басни Эзопа; оды Пиндара; происхождение трагедии и творчество Эсхила, Софокла, Еврипида; комедии Аристофана; греческие историографы: Геродот, Фукидид, Ксенофонт; Лукиан - «Воль­тер классической древности»; древнегреческий роман (Харитон, Гелиодор, Ямвлих, Ахилл Татий) и европейская романистика.

Б) Римская литература. Периодизация римской литературы. Ее особенности в сравнении с древнегреческой. Ливии Андроник и начало истории профессионального перевода. Место римской комедии в истории европейского театра: Плавт, Теренций. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей». Творче­ство Цицерона. Римская историография: Корнелий Непот, Саллюстий, Юлий Цезарь, Тит Ливии, Тацит. «Неотерики» и Катулл. Литература эпохи принципата: Вергилий, Овидий, Гораций. Рим­ская эпиграмма: Марциал и Ювенал. Римский роман: Петроний и Апулей.

В) Основы античного стихосложения.

ЛИТЕРАТУРА: а) 2; б) 2; в) 35-39.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ

ТЕМА 6. Место древних языков в истории языков мира

Краткий обзор древних языков (хронология, регионы, этносы и культуры). Происхождение письменности. Древние языки и различные системы письменности. Письменность и алфавит. Происхождение греческого и латинского алфавитов. Краткая история древнегреческого языка. Место древних языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира; сведения о грамматической системе древних языков в сопоставлении с системами русского и изучаемых современных иностранных языков. Современные сферы применения древних языков (на примере коптского, классического арабского, старославянского, латинского). Древние языки и канонические священные тексты.

ЛИТЕРАТУРА: См. соотв. разделы учебника А.А. Реформатского «Введение в языкознание», а также а) 1-2; б) 1-2; в) 1-9, 12; 14, 17, 20 -28, 34-36.

 

ТЕМА 7. История латинского языка

Языки европейской античности в системе индоевропейских языков. Общие черты древнегреческого и латинского языков. Источники изучения истории латинского языка. Место латинского языка в семье италийских языков. Периодизация и характеристика отдельных периодов истории латинского языка. Народная и литературная латынь. Романские языки.

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-3; б) 1-2; в) 1-6; 11-13; 20, 33, 34.

ТЕМА 8. Классические языки вЕвропе и России

Роль древних языков в формировании лексического тезауруса современных языков.Латинский язык средневековья и Возрождения, сферы его применения. Латинский язык в Новое время. Хронология и пути проникновения латинского языка в Россию. Соотношение греческого и латинского языков в истории русской культуры и образования. Роль классических языков и классической системы образования в формировании «высокой» культуры русского Ренессанса. Классические языки и современный языковой узус. Лучшие переводчики античных авторов в Европе и России. Совре­менные издания на латинском языке.

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-3; б) 1-2, 4; в) 1-14, 16, 24, 28, 34.

ТЕМА 9. Место и роль латыни в культуре страны изучаемого языка

Исторические, культурные и языковые связи. Обзор произведений авторов, писавших на латинском языке, их место в истории и культуре страны. Комментируемое чтение соответствующих текстов.

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-3; б) 1-2; в) 1-2, 5, 6, 12, 14, 20, 34.

РАЗДЕЛ IV. ОСНОВНОЙ КУРС ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА 10. Фонетика латинского языка

Система вокализма. Долгота и краткость гласных. Дифтонги и диграфы. Система консонантизма. Происхождение и чтение некоторых буквосочетаний. Слогораздел. Долгота и краткость слогов. Правила ударения. Ассимиляция и диссимиляция согласных. Закон ротацизма. Редукция (позиционные изменения гласных). Диахронические изменения в латинском произношении. Pronuntiatus restitutus и традиционное произношение. Особенно­сти чтения латинских текстов в странах современной Европы (на материалах аудиозаписей).

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-3; б) 1, 2; в) 1-6, 33, 36.

ТЕМА 11. Лексика латинского языка

Характеристика словарного состава латинского языка. Общеиндоевропейская лексика и иноязычные заимствования. Синонимы, антонимы, омонимы. Полисемия. Фразеологические сочетания и идиомы. Латинские дериваты в русском и изучаемом иностранном языке: собственные имена, общеупотребительная лексика, научно-техническая и общественно-политическая терминология. Латинский язык в современной ономастике.

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-4; б) 1-8; в) 1-6, 10, 12, 13, 20, 24.

ТЕМА 12. Грамматика латинского языка

А) Морфология.

Языки синтетические и аналитические. Синтетический характер латинского языка. Усиление аналитизма в процессе развития латинского языка. Понятие словарной формы.

Имя существительное. Nomen substantivum.Основные грамматические категории системы имени (род, число, падеж). Историческая и практическая основа. Пять типов склонения (парадигмы склонений и общий обзор системы склонения, сравни­тельная таблица падежных окончаний). Особенности склонения существительных среднего рода. Образование именных основ в романских языках.

Имя прилагательное. Nomen adiectivum.Распределение по трем типам склонения. Степени сравнения прилагательных. Синтетический и аналитический способы образования степеней сравнения. Явление супплетивизма при образовании степеней срав­нения (аналогии в современных языках). Семантика и синтаксис степеней сравнения. Парадигмы склонения.

Местоимения. Pronomina.Группы местоимений и их употребление: личные и возвратное, притяжательные, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицатель­ные. Супплетивизм форм личных местоимений. Отсутствие самостоятельного личного местоимения 3-го лица. Употребление указательных местоимений в качестве личных местоимений третьего лица. Особенности «местоименного» склонения. Местоименные прилагательные. Парадигмы склонения. Роль латинских местоимений в образовании артиклей, личных и указательных местоимений в романских языках.

Числительные. Numeralia.Группы числительных: количественные, порядковые, разделительные, кратные; числительные-наречия. Склонение числительных. Употребление числительных.

Глагол. Verbum.Грамматические категории латинского гла­гола и их индоевропейское происхождение.

Категория вида. Двухвидовая система латинского глагола (infectum, perfectum), характеризующая действие по степени его завершенности. Синтетизм в образовании личных глагольных форм системы инфекта. Противопоставление синтетизма актив­ного залога и аналитизма пассивного в системе перфекта.

Категория времени (tempus - praesens, imperfectum, futurum I; perfectum, plusquamperfectum, futurum II). Соотношение видо­вых значений латинского глагола с формами времени. Главные и исторические времена.

Категория залога (genus). Активный и пассивный залог. Отложительные и полуотложительные глаголы в латинском языке в связи с индоевропейским медиальным залогом.

Категория лица (persona). Личные окончания глагола как показатель лица глагольной формы.

Категория числа (numerus). Единственное и множественное число.

Категория наклонения (modus): изъявительное (indicativus), сослагательное (coniunctivus), повелительное (imperativus).

Три основы и четыре основные формы глагола. Четыре типа спряжения.

Тематические и атематические образования. Супплетивизм глагольных форм.

Личные окончания. Суффиксы времен и наклонений. Парадигмы спряжения.

Архаические, недостаточные и безличные глаголы.

Глагол esse и его производные, особенности спряжения.

Глагол habere и его роль в образовании аналитических форм в романских языках.

Образование именных отглагольных форм: инфинитивы, причастия, супины, герундий и герундив. Их значение, употреб­ление и перевод.

Описательные спряжения как явление аналитизма.

Наречия. Adverbia.Морфологические типы. Способы образования. Степени сравнения.

Предлоги. Praepositiones.Предложное управление: предлоги с аблятивом, предлоги с аккузативом, предлоги с двумя паде­жами. Послелоги gratia и causa, их постпозитивное употребление. Синонимия и полисемия предлогов. Связь предлогов с наречия­ми. Связь предлогов с приставками.

Союзы. Coniunctiones. Сочинительные и подчинительные союзы.

Частицы. Particulae.Указательные, вопросительные, усилительные и др.

Междометия. Interiectiones. Употребление междометий.

Б) Словообразование. Способы словообразования в латинском языке (словосложение и аффиксация). Префиксация в глагольном и именном словообразовании. Семантика префиксов. Фонетическая вариативность префиксов. Наиболее продуктивная суффиксация в системе имени. Суффиксация в системе глагола. Суффиксация в наречиях. Семантическая характеристика и сис­тематизация суффиксов. Виды конверсии.

В) Синтаксис.

Синтаксис простого предложения. Главные и второстепен­ные члены предложения. Порядок слов. Согласование. Синтаксические функции падежей. Действительная и страдательная конструкции. Синтаксические функции супина, герундия и герундива. Система инфинитивов, синтаксические функции инфинитивов. Accusativus и nominativus cum infinitivo в латинском языке и ин­финитивные обороты в современных языках. Синтаксические функции латинских причастий. Ablativus absolutus и причастные обороты в новых европейских языках. Конъюнктив в независимом предложении.

Синтаксис сложного предложения. Типы придаточных предложений. Consecutio temporum.

ЛИТЕРАТУРА: а)1-4; б) 1, 2; в) 1-7, 10-13, 20..

Тема 13. Чтение авторов. Элементарные навыки чтения, грамматического, филологического и предпереводческого анализа и перевод древних классических текстов (хрестоматийные фразы, произведения латинских писателей).

ЛИТЕРАТУРА: а) 1-3; б) 1-2.

Примечание. Занятия по дисциплине проводятся в форме лекционно-практических занятий, тематика которых определяется тематической последовательностью изучения грамматического материала в базовом учебнике. Грамматический материал традиционно выстраивается от алфавита и правил чтения к правилу согласования времен в рамках сложно-подчиненных предложений. Лексика и культурологические реалии (за исключением вводной лекции, посвященной культуре и информации, обзору древних языков и культур и истории латинского языка) вводятся по циклическому принципу в ассоциативной связи с текстовым материалом базового учебника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...