Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка доклада или сообщения (для круглого стола, коллоквиума или студенческой конференции)




Доклад - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. Доклады заслушиваются на специальных коллоквиумах в рамках расписания занятий по дисциплине. Наиболее интересные и значимые доклады рекомендуются в качестве выступлений на студенческой конференции.

Рекомендуемые темы докладов или сообщений

1. Своеобразие римской мифологии.

2. Античные сюжеты и имена в творчестве В.Шекспира.

3. Этимологический словарь М. Фасмера о греческом происхождении «главных концептов» русской картины миры.

4. Античные памятники Ближнего Востока.

5. Отражение античности в русской культуре Серебряного века (в поэзии, прозе, изобразительном искусстве – по выбору).

6. М.Л. Гаспаров и его место в отечественной классической филологии.

7. М.Л. Гаспаров как переводчик античных авторов.

8. Переводческая и педагогическая деятельность И.Ф. Анненского.

9. Русская школа классической филологии и ее вклад в историю отечественного переводоведения.

10. Античные реалии и латинские афоризмы в материалах российской прессы.

11. Латинизмы в современной ономастике и рекламе.

12. Мифологизмы в текстах русских и зарубежных писателей.

 

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

Изучение этих вопросов имеет своей целью эффективную и регулярную подготовку к промежуточной аттестации. Эти вопросы затрагиваются на лекционно-практических занятиях, в ходе выполнения домашних заданий, при чтении и конспектировании учебной и научной литературы. Проработка этих вопросов требует больших временных затрат, что предполагает значительную самостоятельную работу. В процессе проработки этих вопросов студент формирует заданные процессом изучения дисциплины компетенции, углубляет и совершенствует знания и умения в области истории и культуры античности, классических языков и их роли в формировании современных европейских языков.

Лингвокультурологические вопросы:

1. Общий обзор древних культур.

2. Общий обзор древних языков.

3. Понятие «классические» языки.

4. Классические языки в России.

5. Греческий язык и русская культура.

6. Основные этапы истории латинского языка.

7. Латинский язык в Западной Европе в эпоху Средневековья и Возрождения.

8. Происхождение письменности.

9. Финикийский, греческий, латинский и «русский» алфавит - линия связи.

10. Сферы применения латинского языка в современной жизни.

11. 12 олимпийских богов (имена, функции).

12. Поясните значение следующих фразеологизмов: «кануть в Лету», «Сизифов труд», «Танталовы муки», «ящик Пандоры», «бочка Данаид».

13. Мифы, повествующие об истории основания Рима.

14. Римский пантеон (краткий обзор). Маны, лары и пенаты.

15. Римские праздники.

16. Культ Весты. Весталки.

17. Контекст выражений «Жребий брошен», «Пришел, увидел, победил».

18. Контекст выражения «О времена, о нравы».

19. Римский календарь. Поясните значение выражения «до греческих календ».

20. Объясните значение слова «триумвират», приведите истори­ческие примеры.

21. Должностная иерархия республиканского Рима.

22. Объясните происхождение слова «фашизм».

23. Объясните происхождение слова «високосный».

24. Назовите известные Вам античные стихотворные размеры.

25. Объясните значение следующих латинских терминов: Септуагинта, Итала, Вульгата.

26. Поясните значение следующих слов и выражений в контексте античной и средневековой культуры: «чистая доска», «курсив», «рубрика», «стиль», «триптих», «лапидарный», «палимпсест», «инкунабулы».

27. Контекст выражения «Боюсь данайцев, даже дары принося­щих».

28. Синонимичные латинские выражения, адекватные русскому «с самого начала».

29. Римские имена.

30. Расшифруйте следующие латинские сокращения: A.D., a. v.,с. v., i. e., loc. cit., op. cit., v. i., v. s., a. Chr. п., р. Chr. n.

31. Контекст выражения «Карфаген должен быть разрушен».

32. Наиболее известные эпические поэмы античности.

33. «Энеида» Вергилия и троянский цикл греческой мифологии.

34. Поясните значение выражения «Бог из машины».

35. Какой теме может быть посвящена пьеса под названием «Мартовские иды»?

36. Гай Цильний Меценат и его место в истории римской культуры.

37. Наиболее известные архитектурные сооружения древнего Рима.

38. Поясните значение выражения «Москва - третий Рим».

39. «Семь мудрецов» античности.

40. Напишите римскими цифрами... (любая историческая дата)

Вопросы по грамматике латинского языка:

1. Первое и второе склонения существительных. Понятие исто­рической и практической основы.

2. Третье склонение существительных (типы, особенности).

3. Четвертое склонение существительных. Связь со вторым и третьим склонением.

4. Пятое склонение существительных. Связь с первым и третьим склонениями.

5. Прилагательные 1 и 2 склонения.

6. Прилагательные 3 склонения.

7. Степени сравнения прилагательных.

8. Семантические группы местоимений: личные, притяжательные, возвратное, возвратно-притяжательное, указательные, относительные, вопросительные, неопределенные и относительные. Парадигмы склонения.

9. Местоименные прилагательные.

10. Числительные: количественные, порядковые, разделительные.

11. Наречие. Способы образования. Степени сравнения. Числительные-наречия.

12. Предлоги.

13. Грамматические категории латинского глагола.

14. Понятие «verbum finitum».

15. Система инфекта.

16. Система перфекта.

17. Три основы латинского глагола и четыре основные формы.

18. Четыре спряжения. Парадигмы спряжения.

19. Образование неличных форм: причастия, инфинитивы, супин,
герундий и герундив.

20. Архаические глаголы. Глаголы с неполной парадигмой.

21. Отложительные и полуотложительные глаголы.

22. Описательные спряжения (Con. perifrastica act. I, con. Perifrastica passiva II).

23. Правила именного словообразования в латинском языке (существительные и прилагательные).

24. Особенности глагольной префиксации.

25. Синтаксис простого предложения. Структура предложения и порядок слов.

26. Функции падежей: nominativus duplex, accusativus duplex, dativus duplex, accusativus и ablativus temporis, ablativus auctoris, ablativus instrumenti, ablativus comparationis, genetivus partitivus, genetivus generis и др.

27. Accusativus и nominativus cum infinitivo.

28. Ablativus absolutus.

29. Употребление конъюнктива в независимом предложении.

30. Придаточные предложения с союзом ut (ne) (чтобы, чтобы не).

31. Придаточные предложения с союзом cum (когда, так как, хотя).

32. Предложения косвенного вопроса.

33. Дополнительные придаточные предложения с союзом quin.

34. Понятие об условном периоде.

35. Правило Consecutio temporum.

6.6.8.Работа с каталогами и в библиографическом отделе Всероссийской библиотеки иностранной литературы

Этот вид самостоятельной работы является продолжением традиционного для первокурсников посещения ВГИБЛ, в ходе которого студенты знакомятся с историей библиотечного дела, с организацией библиотек в античности, получают информацию о том, как организованы каталоги современных библиотек, как происходит поиск и доставка книг, узнают о том, что такое библиография и в чем состоит работа библиографа, как следуют оформлять библиографию в научной статье. В качестве задания студентом предлагается подобрать и оформить в соответствии с ГОСТ библиографию к докладу или сообщению на одну из предложенных тем по культуре античности или лингвокультурологии. Ссылка на материалы ГОСТ по подготовке научного доклада, сообщения или реферата представлена на страничке факультета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...