Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастное запаздывание и отсроченная зрелость




В интеллектуальном плане только 50% детей в период до 7 лет развива­ются нормально, а из остальной половины 25% созревают раньше, а 25%, наоборот, запаздывают в своем развитии.

Молодые люди числились в комсомоле до 28 лет, а на руководящих ком­сомольских постах продолжали оставаться до 40 и даже до 50 лет. На моло­дежных форумах того времени можно было увидеть представителей самых разных, часто действительно старших возрастов. Комсомол был олицетво­рением молодости («Не расстанусь с комсомолом — буду вечно молодым»). С одной стороны, советская идеология пропагандировала миф о «Гайдаре,

Врезка

В. В. Овчинников

Май дом — моя крепость?

В Англии же сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представля­ется совершенно не совместимой с канонами ча­стной жизни. Английские бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охот­но возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласят­ся быть для них постоянными бесплатными нянь­ками, слишком ценя свою независимость. Английская семья меньше ограждает ребенка от внешнего мира. И влияние родителей, стало быть, сознательно уступает свой приоритет влиянию социальной среды. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих свер­стников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье. Он с малолетства чув­ствует себя не только самостоятельной, но и со­циально ответственной личностью. Английский подросток обычно обладает меньшим багажом знаний, но большим опытом человечес­ких взаимоотношений, большим умением вести себя в обществе взрослых, чем его зарубежные сверстники. Его подчиненность собственной се­мье меньше связывает его. Но зато он полнее сознает свои права и обязанности в собственном социальном окружении. Если умственное и эмо­циональное развитие молодого англичанина, воз­можно, идет медленнее, чем у юношей в других странах, он, как правило, бывает раньше подго-


товлен к участию в общественной жизни, лучше оснащен необходимыми для этого навыками. Едва научившись ходить, английский ребенок уже слышит излюбленную в этой стране фразу: «Возьми себя в руки!» Его с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слезы — это нечто недостойное, почти позорное. Малыш, который плачет потому, что ушибся, вызывает откровен­ные насмешки сверстников и молчаливое неодоб­рение родителей. Если ребенок свалится с вело-

сипеда, никто не бросится к нему, не проявит тре­воги по поводу кровавой ссадины на колене. Счи­тается, что он должен сам подняться на ноги, при­вести себя в порядок и, главное, ехать дальше. Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало-помалу свыкается с тем, что, испы­тывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустя­кам. Ему надо действительно серьезно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям. Английские дети и не ждут, что кто-то будет ку­дахтать над ними, потакать их капризам, окру-

49 См.: Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 82-91.

который в 16 лет полком командовал», с другой стороны, возраст руководя­щих партийных и советских работников был самым «старым» в мире. Идео­логия затягивала, замораживала, затормаживала не только физиологический рост, но и сексуальное развитие молодежи50.

Замораживать процесс взросления могут несколько факторов, в том числе совместное проживание с родителями после 18 лет, материальная зависи­мость от родителей, продолжающееся обучение. Нуждаясь в определенном периоде обучения, молодые рабочие на предприятии и студенты в вузе про­должают оставаться в статусе обучаемых, т.е. находятся под прямым конт­ролем взрослых. К ним продолжают относиться с большим недоверием, проявляют постоянный контроль и требуют соблюдения дисциплины. Ины­ми словами, трудовые наставники и университетские профессора выполня­ют функцию родителей-воспитателей. Сами воспитуемые ведут себя как дети или подростки: нарушают дисциплину, не выполняют требования, не проявляют самодисциплины. Первые два года на предприятии и первые два курса в университете — переходный период из подросткового периода к взрослости. За это время молодой человек должен остепениться, угомонить­ся, «перебеситься».

жать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это от­нюдь не на коленях у папы или мамы. Независимо от семейных доходов одевают детей очень просто — младшие донашивают то, что когда-то приобреталось для старших. А в восемь часов не только малышей, но и школьников безо­говорочно и бескомпромиссно отправляют спать, чтобы они не мешали родителям, у которых на вечер могут быть свои дела и свои планы. Детей до пятилетнего возраста сажать за общий стол вообще не принято, даже когда в доме нет гостей. Если ребенок вышел из младенческого возраста и может сам держать ложку, английской матери вряд ли придет в голову обращать внимание на его аппетит. Как и сколько он ест — его дело. Тем более что дети, как правило, съедают все, что им дают, ведь их куда чаще недокармливают, чем пе­рекармливают...

Действительно, англичанам свойственно считать голод одним из рычагов воспитания, эффективным средством закалки воли и формирования твердо­го характера, равнодушного к лишениям и невзго­дам. Предполагается, что обладатель подобных качеств должен быть худощавым, поджарым. Ребенок с малолетства сознает, что окружающий его мир — это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже на­поминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского укла-


да жизни. Непосредственное влияние родителей в воспитании школьников и тем более студентов сказывается здесь куда меньше, чем в других стра­нах. Считается, что давняя традиция отсылать детей учиться подальше от дома отражает не су­ровость родительского сердца, а, наоборот, бо­язнь, что оно окажется слишком мягким. По мне­нию англичан, дети ведут себя среди чужих людей лучше, чем под родительским кровом, скорее при­учаются стоять на собственных ногах. Независимо от доходов родителей и независимо от того, есть ли практическая нужда в переезде, юно­ши и девушки после завершения среднего образо­вания, то есть в шестнадцатилетнем возрасте, обычно поселяются отдельно и начинают жить са­мостоятельной жизнью, Они, разумеется, навеща­ют родителей в выходные дни и уж непременно на рождество или пасху, но отпуск, как и вообще свой досуг, проводят не с родственниками, а с друзьями. Проводя большую часть года лишь в окружении своих сверстников и воспитателей, лишаясь воз­можности регулярно общаться с родителями на семейной основе, дети начинают чувствовать себя как бы чужими в доме. Приезжая на кани­кулы, они относятся к отцу и матери, к братьям и сестрам почтительно и вежливо, но подчас тяго­тятся родительским кровом и с облегчением воз­вращаются в интернат.

Дети часто покидают здесь родительский дом даже раньше того, как женятся или выйдут замуж. Сокращено по источнику: Овчинников В.В. Кор­ни дуба: Впечатления и размышления об Англии и англичанах. — М., 1980.

 

50 См.: Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

Если они продолжают жить с родителями (как, например, в России или Италии), они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми

Понятие «отсроченная зрелость» вошло в научный обиход совсем недав­но. Оно описывает затянутую юность и подростковый период в связи с уд. линением сроков обучения.

Научно-технический прогресс, внедрение в промышленность новых более сложных технологий повышает требования к школьному и вузовско­му образованию. Для их овладения сегодня приходится учиться дольше, чем вчера. А завтра придется учиться дольше, чем сегодня. Потребность в обра­зовании возрастает и требует более длительной подготовки, поэтому пери­од зависимости от родителей удлиняется.

Пока юноша учится, он живет с родителями. У него нет своей семьи, сво­его дома, своей работы. Стало быть, он несамостоятелен. В социальном пла­не его приходится считать незрелым, хотя юноше исполнилось уже 21 год. Он только еще заканчивает или закончил вуз, а потом надумал поступить в аспи­рантуру. Это еще три года. Поскольку хорошо оплачиваемую работу он еще не нашел, то живет за счет родителей, и завести собственную семью не может. Он вроде бы и взрослый, но еще незрелый. Вот это и называется отсрочен­ной зрелостью. Взрослый сын, мечтающий, быть может, о том, чтобы отсе­литься и жить своей семьей, вынужден проживать в одной квартире с роди­телями. Им, возможно, хорошо, поскольку все родители, любящие своих чад, только и мечтают о том, как бы подольше подержать их около себя. Но вой­дите в положение бородатых мужчин, которых держат на положении детей.

В нашей стране нет точных цифр о том, сколько взрослых детей прожи­вает с родителями, но американцы, отлично поставившие дело со статисти­ческим учетом, установили: число молодых американцев в возрасте от 18 до 24 лет, проживающих вместе с родителями, по сравнению с 1970 г. возросло на 26%51.

51 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 32.

ДЕМОГРАФИЯ ВОЗРАСТА

Никто, пожалуй, не расскажет полнее и достовернее о качестве (да и о времени) человеческой жизни, как демографы. Демография (от гречес­ких корней demosнарод и -графия) — наука, изучающая население и закономерности его развития в общественно-исторической обуслов­ленности. Центральное место в этой науке традиционно занимает иссле­дование воспроизводства населения, т.е. процесса смены одних групп людей другими. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения (миграции). Хотя все процессы изменения населения складываются из событий в жизни отдельных людей, демография исследует их как мас­совые процессы, охватывающие совокупности случаев рождения, смерти или перехода из одного состояния в другое.

Демографию часто включают в качестве самостоятельного раздела в социологические учебники, поскольку она расширяет и дополняет соци­ологию. Итак, познакомимся с демографическим измерением нашей жизниее продолжительностью, рождаемостью и смертностью, здоро­вьем нации. Именно эти показатели определяют возрастную динамику жизни той или иной нации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...