Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №51. Основания ограничения и прекращения права недропользования




Вопрос №51. Основания ограничения и прекращения права недропользования

Основания прекращения права пользования недрами можно подразделить на безусловные и условные. Право недропользования, независимо от иных условий, прекращается в следующих случаях:

1. По истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2. При отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3. При возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4. В случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ФЗ РФ «О недрах» при переходе права пользования недрами.

5. При прекращении концессионного соглашения, если для его исполнения предоставлялся участок недр.

Право пользования недрами может быть прекращено, а также приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1. Возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2. Нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3. Систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4. Возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5. Если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6. Ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7. По инициативе владельца лицензии;

8. Непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством российской федерации о недрах;

9. По инициативе недропользователя по его заявлению.

В случае отказа владельца лицензии от права пользования недрами, такой отказ должен быть заявлен им письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до прекращения права пользования недрами. При невыполнении таких обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

В случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.

При нарушении пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами, а также если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

При досрочном прекращении права пользования недрами недропользователь должен осуществить ликвидацию или консервацию горного предприятия за свой счет. Государство несет расходы на консервацию и ликвидацию предприятия, если пользование недрами прекращено при отсутствии вины недропользователя, а также при прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на основании решения Правительства РФ

 


Вопрос №52. Соотношение природоресурсного и экологического права

Разграничение отраслей российского права, как указывалось, во многом предопределяется регулируемыми ими общественными отношениями, – предметами отраслей права, которые, по мнению большинства правоведов, пересекаться не могут. В этой связи следует обратить на разграничение предметов правового регулирования природоресурсного и экологического права, закрепленное в действующем законодательстве об использовании и охране природных ресурсов.

Водное, горное, лесное законодательство, законодательство о животном мире и природных лечебных ресурсах, ставит своими задачами регулирование отношений по рациональному использованию и охране соответствующих природных ресурсов.

Необходимость уменьшения вредного воздействия на окружающую среду в результате поиска, разведки и добычи природных ресурсов, а также в ходе иной деятельности человека, не связанной с их извлечением, зачастую приводит к отождествлению понятий рационального использования и охраны природных ресурсов, в то время как это взаимоисключающие друг друга виды деятельности. Поэтому и системы норм, регулирующих возникающие при этом отношения, составляют различные, обособленные отрасли российского права.

Рациональное использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия «использование природных ресурсов» и «охрана природных ресурсов» позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение (использование), в той или иной форме, их полезных свойств. Рациональность в использовании природных ресурсов заключается в применении технологий, приносящих наименьший вред, а также в добыче ресурсов в объемах, не приводящих к необратимым явлениям в окружающей среде (в пределах хозяйственной емкости соответствующих экосистем и биосферы в целом).

Цели любой деятельности, направленной на извлечение природных ресурсов, находятся в прямом и непримиримом противоречии с целями охраны природы. Негативное воздействие на окружающую среду в рамках понятия использования природных ресурсов подразумевает саму возможность, и даже неизбежность такого воздействия в процессе освоения природных ресурсов. Следовательно, рациональное использование природных ресурсов не может являться ни составной частью охраны природы, ни охватывать ее.

Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей природной среды в целом. Однако приведенное обстоятельство не является основанием ни для включения отношений по охране природных ресурсов в предмет природоресурсного права, ни для поглощения природоресурсного права экологическим. Это свидетельствует о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды в ходе разведки, добычи природных ресурсов, и тесной связи природоресурсного и экологического права, о проявлении общей тенденции экологизации российского законодательства.

Поэтому как с практической, так и с теоретической точек зрения, представляется более эффективным решение проблемы экологизации законодательства об использовании природных ресурсов в соответствии с требованиями устойчивого развития, вместо углубления дискуссии о соотношении экологического и природоресурсного права. Сфера применения экологизации определяется исследователями по-разному: либо ее составляют иные - неэкологические – отрасли российского законодательства, либо к ним добавляются природоресурсные отрасли. Более продуктивными представляются точки зрения о том, что задача экологизации, по мнению, например, В. В. Петрова, должна состоять в том, чтобы «привязать» требования природоохранительных норм, обращенные ко всем природопользователям, к конкретным условиям хозяйственной деятельности предприятий и других производственно-хозяйственных объектов, а значение, – в практическом осуществлении модели взаимодействия экологических и экономических интересов, заложенной в нормах природоохранительного законодательства, в условиях хозяйственной деятельности. Возможно, наиболее краткая и емкая характеристика экологизации отраслей права заключается в том, что «экологизация водного, лесного и иного природоресурсного законодательства сводится к правовому учету экологических требований в процессе природопользования».

Говоря о соотношении природоресурсного и экологического права, можно также привести мнение о том, что ни один законодательный акт не оперирует понятием экологического законодательства или законодательства об окружающей среде. В то же время термины «законодательство о природных ресурсах», «горное, водное, лесное законодательство», «законодательство о животном мире», широко используются как в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации, так и в подзаконных нормативных правовых актах.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...