Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль № 1. Социально-культурная сфера общения




АКТЮБИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.С.БАИШЕВА

АБИЛЬДАЕВА К.М.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Г.Актобе, 2016

Пособие разработано в Лаборатории

интерактивной модульной технологии М.Жанпеисовой

Актюбинского университета им. С.Баишева

 

Рецензенты:

д.филол.н., проф. Н.М.Жанпеисова, д.филол.н., проф.Ж.О.Тектигул,

д.ф.н., проф.С.С.Исакова

Абильдаева К.М.

Профессиональный русский язык для студентов-филологов /К.М.Абильдаева. – Актобе: АУ им.С.Баишева, 2016.-170 с.

=================================

В учебном пособии представлены когнитивно-лингвокультурологические комплексы (КЛК), компонентный состав которых включает коммуникативную сферу, отражающую содержание уровня обучения; набор речевых тем и субтем общения, реализующих эту сферу.

Учебное пособие по профессиональному русскому языку рассчитано на студентов-филологов казахских отделений университетов (бакалавриат) и составлено в соответствии с требованиями типовой программы по профессиональному русскому языку для вузов (Алматы, 2014).

 

©Абильдаева К.М., 2016

 

 

 

Предисловие

Учебное пособие для студентов специальности 5В011900 - Иностранный язык: два иностранных языка составлено на основе Типовой учебной программы (Типовая учебная программа PRY a 2201 Профессиональный русский язык. – Казахский университет международных отношений и мировых языков им.Абылай хана.-Алматы, 2014/ Разр.: д.п.н., проф. Кульгильдинова Т.А., сост.: к.ф.н., доц. Кудиярбекова М.К.)

В учебном пособии представлены когнитивно-лингвокультурологические комплексы (КЛК), компонентный состав которых включает коммуникативную сферу, отражающую содержание этого уровня обучения; набор речевых тем и субтем общения, реализующих эту сферу; типичные речевые ситуации.

Содержание программыпрофессионального русского языка представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Содержание обученияпрофессиональному русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; умение выражать и обосновывать свою позицию по выбору методов решения поставленных задач; умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальную тактику.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науки; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи студентов; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Лингвокультурологическая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения, осуществление реферирования и аннотирования специальных научно-технических и художественных текстов различной сложности на рабочих языках переводчика с учетом специфики иного лингвокультурного социума

В связи с тем, что на дисциплину «Профессиональный русский язык» программой отведено 2 кредита (90 часов), курс разбит на 4 модуля, объединяющих близкие по содержанию темы. Каждый модуль состоит из вводной, диалогической и итоговой части. Учебное пособие по профессиональному русскому языку разработано на основе интерактивной модульной технологии М.Жанпеисовой.

В модульной технологии (ИМТ) первые 1-2 занятия – вводная часть(ВЧ) - это лекционная подача материала с помощью опорных схем. Несколько занятий – диалогическя часть (ДЧ). Студенты работают в интерактивном режиме, постоянно говорят, обсуждают, спорят, выставляют оценки друг другу. Последнее занятие – итоговая часть(ИЧ). По окончании всего модуля, в ИЧ – даются тесты, проводится зачет, контрольная работа и т.д.

Значительное место отводится самостоятельной работе студентов (CРC) с использованием источников Интернет, куда входит составление библиографического списка по дисциплине, поиск материалов для обсуждения и т.д.

Теоретические положения излагаются в доступной форме, практический материал представлен в виде тестовых вопросов, текстов и игровых задач.

 

МОДУЛЬ № 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ

Всего 24 ч., 7 ч. ауд (2 лекц.+4 практ.+1 СРСП)+17 СРС

Структура модуля № и форма занятия Содержание занятий Количество минут
Вводная часть №1-2 (лекционное) 1.Введение. Язык специальности и профессиональная культура речи. 2. Человек и язык. Билингвизм. Полиязычие. Классификация языков стран изучаемых языков 3.Возникновение письма. Три стадии письма. Деловая коммуникация. Из истории письма 4.Экологические проблемы в языке. Экология языка. 5.Языки мира. Языки, признанные ООН как мировые. Межэтнические языки нашего времени. 6.Выдающиеся языковеды. В.Гумбольт – основоположник общего языкознания. А.А.Потебня – языковед-мыслитель. Б. де Куртуне – инициатор структурного направления в языкознании Ф. де Соссюр как создатель социологической школы в языкознании Знакомство с содержанием и структурой модуля Определение целей и задач учебного модуля Лекция Рекомендация литературы        
Диалогическая часть СРС№1,2,3,4, 5, 6 №3 (практическое) Введение. Язык специальности и профессиональная культура речи. Человек и язык. Определение целей и задач Обучающая игра «Выбери главное»*  
№4 (практическое) Возникновение письма. Определение целей и задач Обучающая игра «Древо мудрости»  
№5 (практическое) Экологические проблемы в языке Определение целей и задач Ролевая игра «Учебная конференция»  
  №6 (практическое) Языки мира. Выдающиеся языковеды. Обучающая игра «Отношение» Подведение итогов  
Итоговая часть №7 (СРСП) Введение. Язык специальности и профессиональная культура речи. Человек и язык Возникновение письма. Экологические проблемы в языке. Языки мира Выдающиеся языковеды Тестирование Подведение итогов  
 

Студент должен знать:

· иметь понятия о языке специальности и профессиональной культуре речи

· основные термины и терминологические понятия языкознания

· экологические проблемы в языке

· языки, признанные ООН как мировые

Студент должень уметь:

· применять лингвистическую терминологию

· составлять опорные схемы по теме

· составлять терминологический словарь

Ключевые термины:

языкознание, язык, речь, мышление, знак, семиотика, функции языка, живые языки, мертвые языки, естественные и искусственные языки, интеграция, дифференциация, многоязычие, двуязычие (билингвизм), литературный язык, диалект, культура профессиональной речи, язык специальности

Ученые: В. фон Гумбольдт, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Г.Пауль, И.А.Бодуэн де Куртенэ, И.И.Мещанинов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...