Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Язык искусства отличается от других языков коммуникации в культуре тем, что он:

• состоит из вторичных, созданных человеком, искусственных знаков;

• понятен большинству людей, принадлежащих к разным купьтурно-социальным группам, следовательно, культурно-универсален;

• обладает наибольшей национальной спецификой;

• демонстрирует высокую логически-чувственную глубину;

• активно взаимодействует с другими языками культурных сфер;

• является инструментом воздействия культуры на социум.

Текст в искусстве представлен произведением искусства. Произведение искусства, как любой текст, обладает рядом признаков:

• целостностью и завершенностью формы;

• смысловым содержанием;

• информационной направленностью;

• языковой определенностью;

• кодовым принципом в восприятии и понимании;

• присутствием акцента и периферией дополнения.

Одним из ключевых понятий современной семиотики является знак, определяемый по-разному, одни связывают его с наличием значения, другие (например, Ф. Соссюр) определяют как единство означаемого и означающего.

Знаки в искусстве представлены комплексом элементарных знаков, имеющих ра зные понятия.

Символ - особый знак, обладающий скрытым, зашифрованным смыслом (или смыслами), но имеющий некоторую связь с обозначаемым явлением или процессом. Ассоциативно-образный по своей природе.

Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает не общезначимое, а отвлеченное значение, конвенционально связываемое с этим объектом. Символичность базируется на допущении многозначности смыслового содержания.

Символ - это еще и форма хранения информации в закодированном виде. Понимание значения символа всегда связано с владением кодовым ключом к информации. Символ возникает в процессе замещения смысла одного знака смыслом другого знака. В символе происходит своеобразное объединение смыслов в одном обозначении, в основе которого лежит принцип подобной эстетической реакции (пеликан - символ учителя, «вкладывающего» в «птенца» богатое содержание своих знаний, содержащиееся в его «сумке-клюве»).

Символ в искусстве проявляет художественный образ и является его духовным ядром. Проявленность художественного образа в символе свидетельствует об особо высокой художественно-эстетической значимости

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

произведения искусства (В. В. Бычков). Поэтому символичность художественного образа - это критерий из художественной значимости и высшей образности. В художественно-семиотическом пространстве символ принадлежит и системе знаков, и системе образов. В отличие от простого знака, восприятие которого тяготеет к рациональному восприятию, символ ориентирован на духовно-эстетический уровень.

Символ содержит в себе нечто недоступное простым формам восприятия мира. Поэтому он наполнен сакральностью, тайной (не случайно все религиозные учения наполнены символическими системами).

Философское осмысление символа восходит к античности. Например, Платон определял символ как интуитивно постигаемое указание на высшую идеальную форму объекта.

Средневековые мыслители чаще всего рассматривали символ как проявленность высшей духовной инстанции - Бога.

Новое время рождает новое понимание символа как универсальной формы человеческого творчества (Гёте), как средства человеческой коммуникации (Гегель), одно из проявлений культурного своеобразия (Дильтей, Ницше), проявление бессознательного (Фрейд) или архитепических форм (Юнг).

Игровой характер символа отмечал Г. Гадамер, выделяя его вариативность в отношении смыслопорождения. Он писал, что символ являет собой «приращение бытия», так как порождает новые смыслы.

Ж. Лакан определяет символ как «убийцу вещи», которую он замещает, а символическое осмысляет как первичную универсалию по отношению к бытию.

Аллегория - знак, возникающий в результате олицетворения какого-либо явления, обладающего по отношению к обозначаемому явлению схожим значением, косвенно связанным с ним. Например, добро, представленное в облике молодой женщины, есть аллегория.

Общим между символом и аллегорией по Гёте является то, что они есть знаки, что-то изображающие, что-то обозначающие.

Метафора - разновидность знака, который возникает в результате объединения двух смыслов.

Например, в метафоре «ивушка склонилась над рекой, как девушка над водой» объединены смыслы знаков «девушка» и «ивушка». Похожесть эстетического восприятия их смыслов помогает провести образную параллель. Метафору отличает целостность и неделимость.

У Г. Гегеля классификация искусств имеет параллели с классификацией знаков: загадка - символизм, образ - классицизм, аллегория - романтизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...