Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

В качестве знаков в семиотике литературы принято принимать такие понятия, как многоточие, текст, ударение и др.

Многоточие - знак незаконченного и множественного смысла. Точка - единственный законченный смысл.

Деконструктивизм в литературе акцентирует внимание читателя на природе письменных текстов, где молчание выражено не фонетически, а графически - пробелом, который превращает текст в прерывистый, прозрачный. Пробелы в текстах - возможность читателю думать без участия автора, острова читательской свободы.

Структуралисты исследуют текст звучащий, а деконструктивисты - письменный. В семиотике возникает особое направление - социкритика текста, развивающееся во Франции с 1970-х годов. Его суть сводится к стремлению не просто истолковать текст как систему символов, а понять что-то такое, чего текст сам о себе не знает. Средством такого понимания является чувство, эмоция.

Ударение в речевом высказывании (или слове) может быть связано со смыслом (как выделение особенно важного) или с метрической пульсацией подачи информации. Говорят об акценте или ударении. В первом случае больше имеется в виду смысловое выделение, во втором - звуковое усиление. Звуковое выделение или ударение может осуществляться разными способами: повышением интонации, усилением громкости, темповым изменением. Однако в речи встречается и логическое ударение, которое никак не выделяется в звуковом отношении, но четко воспринимается нами. В таком случае лингвисты говорят о психоперцептивном качестве ударения или лексическом ударении. Еще говорят о стрессе - «динамическом ударении», связанном с проявлением внутренней экспрессии, энергичности смыслообразования.

В ведийском языке ударение носило музыкальный характер, так как осуществлялось выделением гласного звука. Латинское ударение больше было связано с дыханием, имело вид динамического ударения и приходилось, как правило, на первый слог. В некоторых языках ударение имеет свободное положение.

Предложение или высказывание имеет несколько ударений: смысловых, интонационных, информационных и т. д.

Семиотика изобразительного искусства

Семиотика изображения и сегодня остается мало разработанной областью. Это происходит потому, что в этом искусстве труднее всего выделить минимальные дискретные единицы, которые можно было бы обозначить как систему знаков. С другой стороны, даже выделенные единицы

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

могут в изображении наделяться бесконечным количеством смыслов. Об этом в свое время писал У. Эко. Знак изображения всегда контекстуален.

Наиболее яркой в этом направлении является работа В. Кандинского «О духовном в искусстве». Кандинский выделяет три первоэлемента живописи как языка: точку, линию и план. Точка - это уходящая вдаль линия, а линия - бегущая точка, планы - объединения линий. Кандинский пишет о двух кодах: хроматическом и графическом. Для первого он разрабатывает систему семантики цвета, для второго - семантику формы. Соединяя семантику цвета с семантикой формы, Кандинский получает пары соответствия или несоответствия.

Кандинский один из первых усмотрел, что наряду с обычными межчувственными ассоциациями существуют и менее заметные внутренние синестезии. Речь идет о психологических ассоциациях между отдельными компонентами внутри одного сенсорного материала. Например, активный желтый цвет близок по эмоциональному воздействию к активной форме острого треугольника, а спокойный голубой - к спокойному кругу. Тембр трубы близок к активному мелодическому рисунку, а тембр виолончели - к медленному темпу, элегической мелодии. При сочетании данных признаков достигается эффект дублирования, при противопоставлении - эффект контраста. Кандинский делает вывод: «Так как число красок и форм безгранично, то безграничны и сочетания, а в то же время и воздействия. Этот материал неисчерпаем».

Исследования показали, что данная теория является для всех видов искусств общей. Например, в живописи это проявляется так. Если необходимо передать «минорность» изображаемой убитой горем женщины, то банальным было бы изображение ее «минорным колоритом», «минорным» сюжетом и «минорной» композицией. Если общее настроение оттенить радостным красным платьем, то эффект эмоционального воздействия усилит впечатление.

Аргентинский ученый Л. Прието в визуальном искусстве выделяет три уровня сообщений: уровень простых геометрических фигур, уровень «узнавания» (глаз, нос, рот и т. д. ) и уровень «высказывания» (осмысленное восприятие целостного изображения картины).

Заслуживает внимания и работа французских авторов Б. Кокюлы и К. Пейруте «Семантика изображения», в которой также предлагаются уровни восприятия изображения. Их четыре: черно-белые элементы, воспринимаемые как поверхности или объемы (они характерны для сюрреалистов, реалистов и экспрессионистов); уровень «закрытых форм», которые отличаются от первых только тем, что они окрашены в цвета; уровень «незакрытых форм», представленный комбинациями линий, точек и окрашенных поверхностей; уровень относительно изолированных линий, арок, пятен, спиралей и т. д. Эта система авторами была определена как

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...