Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

«визуальная фонология». Отличительной особенностью ее стал уход от лингвистики, определяющей кодовые пространства изображения. Ими были предложены коды, названные графическим, хроматическим и морфологическим.

Семиотический анализ живописи получает своеобразие, которое заключается в том, что в нем главным становится не число и сходство элементов-знаков, а способ их организации в сообщение. Язык живописи строится на контрастах, сопоставлениях, поэтому она - полусимволическая система.

Картина как текст имеет два пласта: с одной стороны, она то, что мы видим, а с другой - это значение, смысл (Х. Ортега-и-Гассет «Адам в раю»). Каждый уровень имеет свой язык. Поэтому у живописи два языка, существующие одновременно: язык видимого, наблюдаемого непосредственно и язык переживаемого.

Ж. -М. Флоша сегодня многими признается как одна из самых значительных фигур семиотики изобразительного искусства. Его система строится на стремлении построить общую теорию значения и языков. Она позволяет рассматривать язык не как систему знаков, а как систему отношений, способную порождать смыслы и значения. Поэтому семиотика представляется ему не как изучающая, а как порождающая сфера языковой коммуникации. Изображение - это текст особого рода, который требует не пересказа вербальным способом, а прочтения собственным, специфическим способом. Концепция Флоша доказывает тог факт, что изображение должно читаться не по законам лингвистики, а опираться на собственные законы и правила.

Язык кино

Кино - это искусство синтезированное, в основе которого лежит три основные составляющие: изображение, слово и звук. Стержнем его системы выступает изображение.

Большое место в семиотических исследованиях кино принадлежит С. Эйзенштейну, который не только теоретически, но и практически работал над созданием киноязыка. Основными знаками кино он считал знаки-изображения, обогащенные звучанием.

Значительное развитие семиотика кино получает во Франции в работах К. Метца, М. Колена, М. Мари и др.

В Италии это направление связано с именами У. Эко, П. Пазолини, Э. Гаррони.

П. Пазолини, в частности, пытался распространить на теорию кино законы лингвистики. Он выделял в языке кино два уровня артикуляции:

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

кинемы и монемы. Если первые тяготеют к языковым фонемам, то вторые тождественны словам.

Второе направление в итальянской семиотике кино связано с уходом от лингвистики. Например, У. Эко считал, что кино отличается от языка по многим характеристикам и не является лингвистической системой. Кино - это не язык, а код, имеющий три уровня артикуляции: фигуры, знаки из фигур и комбинации знаков.

К. Метц становится представителем направления, объединившим разногласия первых и вторых подходов к кино как языку. Кино - это язык, но язык особого рода. Оно отличается от языка тем, что служит не целям коммуникации, а целям выразительности. Его знаковая система неустойчива и расплывчата. Кино стремиться не к традиционности, системности, а к произвольности. Наконец, если и можно выделять некоторые знаки в киноязыке, то их особенностью становится слияние означаемого и означающего, в нем нет слова и фонемы. Поэтому кино можно рассматривать как язык внутри искусства. Оно ближе к литературе, а не к языку.

Средствами выразительности кино являются монтаж, движение аппарата, размер и построение планов, отношения между словом и звуком, связь эпизодов, первого и второго плана и т. д.

М. Колен свои взгляды на кино излагает в работе «Язык, фильм, речь. Пролегомены к порождающей семиологии фильма» (1985). Он обращается к дискурсу кинотекста. Кино - это речь, обладающая широким и разнообразным дискурсом. Поэтому правильнее говорить не о киноязыке, а о кинематографической речи.

Ф. Жост в книге «Камера - глаз. Между фильмом и романом» (1987) рассматривает нарратологию (повествование) кино в сравнении с литературой. Жост вводит понятие фонетизации (фокусирования), означающее точку зрения, позицию рассказчика или персонажа. В процессе повествования происходит постоянное маятниковое движение между рассказом и показом объекта повествования, что присуще как кино, так и литературе, но в разной степени.

Эстетические основания стиля в искусстве

Стиль - 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов, образной системы, средств художественной выразительности в искусстве определенного времени или направления, обусловленные единством идейного содержания, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя, художника, исполнителя-музыканта, композитора, хореографа и т. д.; 3) система выразительных средств.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

А. Ф. Лосев определяет стиль как «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» (Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994. С. 226).

О. Шпенглер выделяет понятие стиля в качестве одной из наиболее важных характеристик той или иной культуры. Стиль, по Шпенглеру, это проявление «атмосферы духовности». Шпенглер указал на то, что искусствоведческое понимание стиля может не совпадать с пониманием стиля эпохи. Он считал, что правильнее говорить о стилях культур, а не о больших художественных стилях искусства.

Стиль - это качественная характеристика предмета или явления, исторического времени или целой культуры, которая делает его специфическим по отношению к другим подобным предметам или явлениям. Он проявляет в себе некоторую относительно устойчивую и зафиксированную во времени систему изобразительно-выразительных принципов художественного мышления. Стиль - это не единичное свойство, а комплекс выразительных проявлений, система, обладающая внутренним единством, построенным на одном принципе. Именно в стиле раскрывается самобытность и индивидуальность автора, а также наиболее широко представляется его принадлежность к той или иной общности (нации, цивилизации, культуре, социальному классу и т. д. ).

Кроме того, стиль - это признак принадлежности к чему-либо. Таким образом, стиль характеризует предмет как особенный и в то же время подчеркивает его принадлежность к обобщаемому.

Стиль - категория, тяготеющая к общности формы. Когда мы определяем стиль, то выделяем в первую очередь элементы формы. Но нельзя забывать о том, что всякий стиль является выразителем определенных идей. Эти идеи не являются его носителями, хотя и подчиняются ему. Именно стиль выступает тем скрепляющим и обеспечивающим целостное восприятие элементом, лежащим в основе процессов восприятия произведения искусства как целостного явления. Иногда в одном произведении можно обнаружить несколько стилей.

Однако стиль - это проявление устойчивости, преобладание приверженности традиционности, а не стремление к новации, изменчивости (ср. англ. слово «still» и русское слово «штиль»). Стиль возникает тогда, когда вся система приобретает уравновешенность и устойчивость. Каждый структурный элемент соответствует общему значению, а не противоречит ему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...