Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики




Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

В качестве текста можно представить произведение искусства, где знаки - средства выразительности, элементы художественного языка, объединенные по специальному принципу с конкретной целью - воздействия на воспринимающего в момент взаимодействия. В музыке знаками художественного языка становятся звуки различной высоты, тембровости, продолжительности, отдельные созвучия, интонации. В живописи - цвет, насыщенность, светлота, и т. д. В хореографии - жест, поза, движение.

Произведение искусства можно рассматривать как культурный текст, так как оно обладает целостностью и законченностью формы, содержит конкретную информацию, имеет знаковую системность.

Семиотика музыки

Семиотика музыки стала развиваться сравнительно поздно. И это является парадоксом, так как именно музыка из всех искусств наиболее ярко проявляет свое родство с речью и языком. Это родство обеспечено уже физическим способом их проявления: время, длительность, одномерность, звуковая природа и т. д. Кроме того, в музыке, как и в речи, есть две системы: звуковая и письменная.

Однако уже первые попытки сравнения и нахождения тождества на наиболее глубоком уровне столкнулись с тем, что данное тождество имеет поверхностный характер.

Немецкий теоретик Г. П. Ширингер пытался выстроить таблицу тождества знаковых единиц речи и музыки. В речи, по его мнению, такими единицами являются фонемы, морфемы, слова, предложения, фразы, высказывания. В музыке им соответствуют ноты (звуки), темы, фразы, секции, движения, отрывки. Схожесть проявляют только фонемы и ноты.

Интересно и такое предложение, выдвинутое Соссюром, как возможность рассмотреть язык как симфонию, а речь как конкретное исполнение. Тогда музыкальная пьеса обретает статус высказывания. Или если тональная система - это язык, то произведение музыки - это речь.

Трудности связаны и с применением понятий «означаемое» и «означающее» к музыке. Если считать знаками в музыке то, что звучит акустически, то звучащее становится означающим. Означаемое в таком подходе растворяется в дискурсионном поле и становится неконкретным. Если считать знаком не звучащее (интонацию, например), то рушится представление о знаке как единстве материального и идеального, а сама музыка предстает как внематериальный язык.

Ж. Сен-Гирон считает, что музыка обладает двойной артикуляцией, где тональность обладает особым смысловым пространством, независимым от смыслов первого уровня значений.

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

К. Леви-Стросс стал одним из первых, кто применил лингвистический взгляд на музыку. Он считал, что музыка - это язык иного смысла, а если точнее, то это язык вообще без смысла, Смыслообразование в музыке обеспечивается слушающим ее субъектом.

Н. Рюве считает, что музыка ближе не к речи, а к поэзии. С поэзией ее роднит принцип повторяемости.

Видной фигурой семиотики музыки является Жан-Жак Наттьез, автор книги «Основы семиологии музыки» (1975). Он разрабатывает трехмерную или трехуровневую семиотику музыки, главным понятием которой становится серия. Первый уровень - генетический - связан с замыслом композитора и процессом создания музыкального произведения. Второй уровень - знаковый или текстуальный - это само произведение. Третий - перцептивный - связан уже с восприятием произведения. Наттьез говорит о том, что эти уровни предполагают совершенно разные смысловые позиции, поэтому их надо рассматривать с разных точек зрения.

Семиотика литературы

При таком подходе главными компонентами произведения искусства становятся не содержание, а его структура, композиция, форма. Отсюда и литературность понимается как проблема о том, как сделано данное произведение.

Сегодня существует сложность определения литературы вообще. Когда речь идет о семиотике литературы как направлении, то важно учитывать, что в данном случае предполагается рассмотрение литературы как риторики.

Наиболее распространены в семиотике два подхода к определению литературы. Первый строится на том, что литературный дискурс отличается направленностью на ложь и заключается в стремлении создания вымышленной действительности. Второй определяет литературу как специфически организованную форму сообщения.

Само слово «литература» в современном понимании возникло в XIX веке. Сегодня о литературе говорят не только как о разновидности художественной деятельности, но и как об особой форме обоснования бытия через слово (М. Хайдеггер). Искусством ее делает наличие вымысла.

В отличие от языка науки язык литературы коннотативен, т. е. способен вызывать множество смыслов и ассоциаций. Характерной чертой литературного языка является направленность его к человеку, его внутреннему миру.

Русская литература XVIII века условно делится по Д. Д. Благому на печатную и рукописную, названную им литературой и словесностью. Печатная продукция осознается как проводник государственной идеологии и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...