Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика внешних условий развития и анатомо-физиологическая перестройка организма у подростков




 

Особенности психического развития ребенка в переходе от младшего щкольного возраста к подростковому

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому у ребенка должен произойти переход к новой более высокой форме учебной деятельности, должно сформироваться новое отношение к ней именно когда учеба приобретает личностные смысл, она становится особой нормой, способом общения, специфическим типом отношений ребёнка с другими людьми. Однако учебная деятельность в традиционно сложившихся формах зачастую не отвечает психологическим особенностям возраста.

Изменение отношений к учёбе в 1У классе характеризуется, судя по анализу мотивировок детей, неудовлетворённостью, снижением интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности. В 1У классе возрастет число детей, отдающих предпочтение таким предметам, как физкультура и труд. Одновременно наблюдается всплеск интереса к новым предметам, таким, как история и иностранные языки. Положительное отношение к большинству учебных предметов у 4-классников значительно меняется. Об изменении отношения к учебе свидетельствуют и объективные данные: многие дети начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам. Они жалуются на трудности, усталость, неинтересностъ учебы, неудовлетворнностъ ухудшающейся успеваемостью, главным образом по русскому языку и математике. Это приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы. У 47,8% детей любимыми становятся такие предметы, как физкультура, рисование, музыка.

Многие из детей оказываются неготовыми к обучению в средней школе к различным системам требований учителей-предметников, не имеют необходимых навыков самостоятельной работы. Им трудно приспособиться и к ряду других изменений. Это сказывается на их успеваемости. У 65,3% детей она снижается по одному или нескольким предметам, главным образом по основным. На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Об этом свидетельствует тот факт, что в 4-м классе, когда уроки начинают вести paзные учителя, у большинства детей происходит смена любимых предметов, в то время, как в У классе 36,8% детей сохраняют свои привязанности.

Для младших школьников в целом характерно равновесие негативных и позитивных суждений о себе. Почти каждый 3-классник (94%) называет какие-то особенности и формы своего поведения, которые ему нравятся, равно, как и те, которое ему не нравятся (94,7%). Около 6% девочек 3-классниц дают ответы, свидетельствующие о полной удовлетворённости собой, а 4% мальчиков дают себе полностью отрицательные характеристики.

К 5 классу общая картина суждений о себе резко изменяется. Происходит рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущаются недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя.. Среди качеств и особенностей личности, выделяемых младшими школьниками у самих себя ведущая роль принадлежит качествам, связанным с учебной деятельностью (3-кл. 52,6%), на втором месте стоят различные умения. К 5 классу - картина противоположная.

Школьник начинает занимать новое общественное положение он уже не "маленький", он уже не может и не хочет безоговороч­но подчиняться авторитету старших, он стремится сам осмыслить всё то, что предлагают ему или требуют от него взрослые, Теперь он стремится к известному самоутверждению, к пониманию собст­венной роли и значения.

Все это ставит особые воспитательные задачи и выдвига­ет иные формы отношений с подростками. Обычно учителя и воспи­татели жалуются на то, что трудно работать со школьниками это­го возраста, особенно в 5 и 6-ом классах, да и сами учащиеся жалуются на трудности учения и всей их жизни в семье и школе. А родители приходят в удивление от того, что произошло с их прежде такими покладистыми и послушными детьми, как они сразу вдруг переменились.

Средний рост мальчиков с 9 до 10 лет изменялся всего на 4,4 см, но уже с 11 лет он увеличивается на 5,3 см, в 12 лет уже на 6,1 см, в 14 лет прирост составляет 7,2см, в 15 лет прирост несколько меньше - 6,2 см. Наибольший прирост роста приходится для мальчиков на возраст от 13 до 14 лет. В дальнейшем прирост роста уменьшается: в 16 лет рост равен 166,5 см, прирост только 4,2 см; в 17 лет - 171,4 см, прибавка примерно такая же, а ведь общий рост увеличился.

У девочек увеличение роста начинается раньше и раньше и значительно сильнее снижается. Если в 8 лет рост девочек в среднем равнялся 122,5 см., то в 9 лет прирост составляет 3,8см, но уже в 10 лет прирост составляет 6,21 см, а в 11 лет - 7,17 см. В 12 лет прирост меньше, но всё же он равен почти 6 см, Затем он резко снижается. В 17 лет прирост равен всего 0,3 см., Т.О., в увеличении роста девочки сперва обгоняют мальчиков, а затем сильно отстают. Наибольший прирост приходится на возраст с 10 до 11 лет, т.е. на два года раньше, чем у мальчиков.

Что касается прироста веса, то в этот период он отстает от прироста веса. Прирост веса идет чрезвычайно нерав­номерно. В возрасте от 13 лет этот прирост даже снижается.

Также неравномерно идет прирост веса у девочек. Наименьшая прибавка веса для девочек приходится на возраст в 10 и 11 лет, т.е. тогда, когда особенно увеличивается рост.

У девочек несколько раньше, у мальчиков несколько позднее начинается усиленный рост в высоту. А прибавки веса в то же время в такой же мере не увеличиваются. Поэтому трата энергии на рост не компенсируется увеличением веса. Подростки могут несколько ослабевать, легче утомляются, нуждаются в луч­шем режиме питания и сна.

Как увеличение роста, так и увеличение веса подростка может иметь индивидуальные различия. Кости растут настолько быстро, что мышцы порой не поспевают за этим ростом. Этим мо­гут быть обусловлены даже мышечные боли. Всякому известна до­вольно нескладная фигура подростка, долговязого, неловкого, с длинными руками и ногами, которые он не знает куда девать. По своей физической и психологической характеристике подростко­вый возраст не является однородным. Одно дело школьник 5 класса и к совсем другое дело - школьник 8 класса. Однако и тот и дру­гой имеют черты, позволяющие объединить их в одном понятии "подросток".

В своем развитии подросток проходит через ряд стадий. Так, например, в связи с половым созреванием можно наметить 3 следующие стадии: а) стадия, предшествующая половому созреванию; б) стадия первого периода полового созревания; в) стадия завершения полового созревания.

В первой стадии происходит увеличение деятельности гипофиза, в особенности его передней доли. Это увеличение влечет за собой усиленный рост в высоту. Вместе с тем усиливается деятельность щитовидной железы, что связано с усилением процесса обмена веществ. Секреты гипофиза и щитовидной железы возбуждающе действуют на деятельность половых желез и их развитие, а это вызывает половое созревание, характерное для второй стадии развития подростка. В дальнейшем гормоны половых желез угнетают деятельность передней доли гипофиза, что постепенно задерживает рост в высоту, а затем и вовсе его останавливает.

Усиление деятельности щитовидной железы влечет за собой повышение возбудимости и раздражительности подростка. Из спо­койного до того ребенка он вдруг становится неуравновешенным, легко переходящим от обычного состояния к возбужденному, не вы­полняет указаний взрослых, не владеет собой в достаточной мере.

Объем серд­ца в этом возрасте сильно увеличивается, а сосуды сохраняют прежний объем. Поэтому кровяное давление резко увеличивается с 90 мм.рт.ст. в 9 лет оно может доходить до 140 в 12 лет. Пока организм к этому приспосабливается, возможны неприятые ощущения и голо­вокружение. Несколько изменяется и состав крови, подростки не­редко выглядят более бледными.

Грудная клетка подростка заметно удлиняется, грудь его становится более узкой и плоской, окружность его груди ста­новится меньше половины роста, что говорит об уменьшении так называемой жизненной емкости легких, а это также уменьшает со­противляемость организма. В дальнейшем жизненная емкость легких увеличивается, начиная примерно с 14 лет.

В мозгу идет усиленное развитие дендритов, их разветв­лений и соединительных связей между нейронами ассоциативных волокон. Это развитие связей является анатомо-физиологической предпосылкой возможностей абстрактного мышления, требующих для своего формирования внутримозговых связей, позволяющих сопос­тавлять довольно отдаленные раздражения, вычленять и обобщать их.

Все это свидетельствует о том, что возраст подростка, особенно с начала полового развития, является достаточно труд­ным и требует, поэтому особенного внимания со стороны семьи и школы, особой чуткости и бережливости ко всем тем волнения и затруднениям, которые испытывает подросток.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...