Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности личности подростков




В начале подросткового периода дети не похожи на взрослых- они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнона­правлено активны и часто легкомысленны, неустойчивы в интере­сах и увлечениях, в симпатиях и отношениях, легко поддаются влиянию. Первые ростки взрослости могут очень отличаться от ее развитых форм, проявляться неожиданно для взрослого подчас в и неприятных для него новых формах поведения подростка.

Кардинальные изменения в структуре личности подростка определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, Центральным и специфическим новообразованием в личности под­ростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Своеобра­зие этой особенности заключается в том, что подросток отверга­ет свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, чувство взрослости может возникать в результате осознания и оценки сдвигов в физическом развитии и половом созревании, которые очень ощутимы для под­ростка и делают его более взрослым объективною и в собственном представлении. Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка.

В подростковом воз­расте продолжается развитие познавательных процессов

Память. Механическое заучивание приобретает иной харак­тер, чем в младших классах, оно в значительной степени опосредуется смысловыми связями.

Внимание. Внешне внимание подростка несколько ухудшает­ся. Распределение внимания уже больше. Но самое существенное для внимания подростка - это его специфическая избирательность. Подросток может полностью погрузиться в данную деятельность, а потому забыть обо всем остальном. Т.к. основное и существенное не приобрело еще достаточной значимости для подростка У кл., то внимание его удерживался с помощью волевых усилий.

Мыш­ление подростка все время развивается, он приучается делать обобщения, стремится познать общие закономерности явлений. Возможность выделить основное, разобраться в сущности событий меняет характер внимания. Мышление становится более абстрактным,

Воображение ме­няется по содержанию: подросток воображает себя сегодняшнего во взрослой роли. Именно так строятся сюжеты подростковой литературы и кино.

Важной поведенческой реакцией подростков является хобби-реакция, чередование увлечений, что позволяет, с одной стороны приобрести многочисленные навыки, а с другой стороны – позволяет определить задатки способностей, особенно, если увлечение приобретает постоянный характер и сопровождается глубоким интересом. «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр» (Личко А. Е., 1983). Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Претензии подростка на новые права прежде всего распро­страняемся на всю сферу отношений со взрослыми. Права взрослых подросток ограничивает, а свои расширяет и претендует на ува­жение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие ее взрослыми. Благополучная форма переходи к новому типу отноше­ний возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учи­тывая требования подростка, перестраивает своё отношение к не­му. Но сохранению прежних отношений способ­ствуют: 1)неизменность общественного положения подростка, 2/полная материальная зависимость, 3/привычки взрослого, 4/сохранение детских черт во внешнем облике подростка и в поведении.

Агрессивность и конфликтность

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных комонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная-физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.

В возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Под негативизмом в концепции агрессии понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

В более старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек - вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Самооценка подростка и агрессивность

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности.

Инструментальная агрессия - агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Враждебность - агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Уровень физической агрессии юношей 14-17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Кроме того, парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелируют с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки «сходятся» в одной личности.

Вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того, вербальная агрессия связана с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии также связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о высокоавтономной, самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом.

Еще одна тенденция: более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков - 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высоко агрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных - только 15%.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.

Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на самого себя. Аутоагрессия, но существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее загадочным и, конечно не должен сводиться лишь к клинической мазохистской интерпретации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...