Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамические компоненты национальной психологии.




 

Важный вклад в изучение этнопсихологических феноменов во второй половине 80-х годов внесли психологи (В.Г.Крысько, Н.Ф.Феденко), предложившие исследовать динамическую сторону (динамические компоненты) психического склада нации, которая является главным этнодифференцирующим признаком. Выделение динамических компонентов, по мнению авторов концепции, позволяет осмыслить и выявить специфику проявления и функционирования этнопсихологических феноменов.

В научный оборот вводилась новая базовая категория этнопсихологии - национально-психологические особенности, под которыми понимались сложные структурные образования, отражающие специфически национальные формы проявления общечеловеческих свойств психики. Национально-психологические особенности проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности.

В этой связи все национально-психологические особенности разделяются на четыре группы:

1. мотивационно-фоновые, которые характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей этнической общности, показывают на то, что определяет специфику мотивации и поведения этнической общности;

2. интеллектуально-познавательные выражают своеобразие восприятия и мышления представителей этноса, проявляющееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этносов, и дающих возможность по-своему воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения ее результатов;

3. эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у этноса четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности;

4. коммуникативно-поведенческие показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общение и взаимоотношений представителей этноса, показывает их отличие от подобных проявлений у представителей других этнических общностей.

Согласно структуре динамических компонентов психического склада нации можно выделить следующие группы национально-психо-логических особенностей людей:

мотивационные (работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия);

интеллектуальные (степень приверженности к логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, характер организации мыслительной деятельности);

познавательные (глубина, целостность и избирательность восприятий, полнота и оперативность представлений, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания и т.д.);

эмоциональные (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств);

волевые (специфика национальной установки на волевую активность, устойчивость волевых процессов, длительность волевых усилий);

коммуникативные (характер взаимодействия, общения и взаимоотношений между людьми, сила сцепления в группах, особенности проявления сплоченности и отчуждения). Финны, например, малообщительные, неразговорчивые, склонные к уединению люди. Арабы в этом плане полная противоположность финнам.

Национально-психологические особенности людей проявляются в их деятельности, обусловливают определенную динамику психологической активности представителей этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий.

Изучение национально-психологических особенностей не является самоцелью, важно знать, как они проявляются в деятельности представителей различных этнических общностей. Любая деятельность представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий производства и направленных на решение конкретных задач в интересах достижения результатов. Деятельность осуществляется под контролем сознания человека и групп людей, который позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки, в соответствии с ними изменять и планировать действия, оценивать их результативность.

Любая деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание. Какова бы ни была эта деятельность, ее психологическое содержание включает проявление психических процессов, состояний, образований и свойств личности. Групповая деятельность наполняется психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям коллектива, его опыту и традициям.

Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, также влияют на деятельность, придавая ей специфические характеристики. Вместе с тем национально-психологические особенности являются элементом и психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов и положительные психические состояния, поведение, динамизм и устойчивость психики и т.д. Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.

Считается, что национально-психологические особенности влияют на деятельность на трех уровнях: во-первых, на уровне национального своеобразия деятельности; во-вторых, на уровне национальной специфики проявляемых профессиональных качеств людей; и в-третьих, на уровне национального своеобразия морально-нравственного климата.

 

Важный вклад в изучение этнопсихологических феноменов во второй половине 80-х годов внесли психологи (В.Г.Крысько, Н.Ф.Феденко), предложившие исследовать динамическую сторону (динамические компоненты) психического склада нации, которая является главным этнодифференцирующим признаком. Выделение динамических компонентов, по мнению авторов концепции, позволяет осмыслить и выявить специфику проявления и функционирования этнопсихологических феноменов.

В научный оборот вводилась новая базовая категория этнопсихологии - национально-психологические особенности, под которыми понимались сложные структурные образования, отражающие специфически национальные формы проявления общечеловеческих свойств психики. Национально-психологические особенности проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности.

В этой связи все национально-психологические особенности разделяются на четыре группы:

5. мотивационно-фоновые, которые характеризуют своеобразие побудительных сил в деятельности представителей этнической общности, показывают на то, что определяет специфику мотивации и поведения этнической общности;

6. интеллектуально-познавательные выражают своеобразие восприятия и мышления представителей этноса, проявляющееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этносов, и дающих возможность по-своему воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения ее результатов;

7. эмоционально-волевые национально-психологические особенности отражают своеобразие функционирования у этноса четко выраженных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности;

8. коммуникативно-поведенческие показывают специфику информационного и межличностного взаимодействия, общение и взаимоотношений представителей этноса, показывает их отличие от подобных проявлений у представителей других этнических общностей.

Согласно структуре динамических компонентов психического склада нации можно выделить следующие группы национально-психо-логических особенностей людей:

мотивационные (работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия);

интеллектуальные (степень приверженности к логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, характер организации мыслительной деятельности);

познавательные (глубина, целостность и избирательность восприятий, полнота и оперативность представлений, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания и т.д.);

эмоциональные (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств);

волевые (специфика национальной установки на волевую активность, устойчивость волевых процессов, длительность волевых усилий);

коммуникативные (характер взаимодействия, общения и взаимоотношений между людьми, сила сцепления в группах, особенности проявления сплоченности и отчуждения). Финны, например, малообщительные, неразговорчивые, склонные к уединению люди. Арабы в этом плане полная противоположность финнам.

Национально-психологические особенности людей проявляются в их деятельности, обусловливают определенную динамику психологической активности представителей этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий.

Изучение национально-психологических особенностей не является самоцелью, важно знать, как они проявляются в деятельности представителей различных этнических общностей. Любая деятельность представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий производства и направленных на решение конкретных задач в интересах достижения результатов. Деятельность осуществляется под контролем сознания человека и групп людей, который позволяет учитывать внешние условия трудовой обстановки, в соответствии с ними изменять и планировать действия, оценивать их результативность.

Любая деятельность имеет свое конкретное психологическое содержание. Какова бы ни была эта деятельность, ее психологическое содержание включает проявление психических процессов, состояний, образований и свойств личности. Групповая деятельность наполняется психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям коллектива, его опыту и традициям.

Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, также влияют на деятельность, придавая ей специфические характеристики. Вместе с тем национально-психологические особенности являются элементом и психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов и положительные психические состояния, поведение, динамизм и устойчивость психики и т.д. Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.

Считается, что национально-психологические особенности влияют на деятельность на трех уровнях: во-первых, на уровне национального своеобразия деятельности; во-вторых, на уровне национальной специфики проявляемых профессиональных качеств людей; и в-третьих, на уровне национального своеобразия морально-нравственного климата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...