Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ля­пидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 81— 88.




Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ля­пидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 81— 88.

 

 

Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская

 

Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей- алаликов

Ознакомление с предметами из окружающей жизни

Семья

Оборудование: картина «Семья».

Тема «Семья» — первая из ряда тем в разделе восприни­маемой речи, так как члены семьи — это самые близкие и постоянные лица, окружающие ребенка. Цель этого заня­тия — расширение круга представлений ребенка.

Логопед, усадив небольшую группу детей или одного ре­бенка, показывает поочередно изображенных на картине чле­нов семьи и называет их четко, ясно и лаконично: «Это папа, мама, дедушка, бабушка, Тата, Вова».

Для проверки понимания и усвоения логопед предлагает детям показать на картинке папу, маму, бабушку и т. д.

Если на занятии присутствует группа детей, то лучше попросить одного ребенка показать папу, другого — маму и т. д., но с тем расчетом, чтобы каждый ребенок назвал всех изображенных на картине лиц.

Логопед показывает на отдельных членов семьи, изобра­женных на картинке, и спрашивает: «Кто это? » Ребенок от­вечает: «Это мама, это папа» и т. д.

Таким методическим приемом достигается сочетание вос­принимаемой речи с воспроизводимой, хотя бы в лепетной форме.

В зависимости от правильного показа ребенком предъяв­ленных картинок и ответов на поставленные вопросы лого­пед убеждается в усвоении данных понятий и отводит в связи с этим соответствующее время на прохождение темы.

Такой ход занятий с небольшими изменениями формули­ровок (дай куклу, возьми машину и т. д. ) логопед сохраняет и при прохождении остальных тем.

При отработке данной темы можно рекомендовать родите­лям наклеить в альбоме ребенка фотографии членов их семьи (и подписать), а логопеду совместно с ребенком ознакомить­ся с членами семьи неговорящего ребенка, после этого перей­ти к отвлеченной картинке «Семья».

Существительные к теме «Семья»: тетя, мама, папа, ба­бушка, дедушка, дядя, Вова, Оля и другие имена детей и т. д.

Глаголы: жить, сидеть, идти, работать.

Глагольные формы: я живу, мы живем, он живет, они жи­вут; мама (папа) работает; тетя сидит и т. д.

Упражнения на закрепление форм повели­тельного наклонения.

Вариант занятия.

Логопед поочередно дает задания детям (в форме повели­тельного наклонения), интонационно выделяя имена детей:

«Вова, иди! стой! сядь!

Таня, попрыгай! иди! стой!

Миша, возьми (мяч)! отдай (мяч)! »

Игрушка

Оборудование: Игрушки — кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида.

При проведении этого и последующих занятий логопед по­казывает игрушки или картинки с изображением данных предметов, четко, громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ве­дерко, это барабан, это пирамида».

Уметь на картинках вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка — игрушки, а заяц, медведь — животные; кук­ла и девочка; машина — игрушка и настоящая машина; кубик и кирпич и т. д. В этой теме целесообразно ввести знакомство с глаголом играть; ознакомить с 1-м лицом ед. и мн. числа, 3-м лицом ед. и мн. числа настоящего времени: Я играю — мы играем. Он играет — они играют — и одновременно отработать в понимании вопросные формы.

Что это? — Кубик, машина.

Для чего (зачем) нужна? — Играть.

Что ты (он) будешь делать? — Буду играть.

Что ты делаешь? — Играю.

Что он (она) делает? — Играет.

Упражнения на закрепление темы «Игрушки»:

а) вопросные конструкции; б) нацеливающие варианты от­ветов.

Проводятся упражнения по работе над сюжетной картин­кой. Составляется короткий рассказ: Вова несет заику. Оля несет мишку. Таня несет куклу. Дети играют.

На одном из таких занятий логопед может познакомить ребенка с частями тела вначале на кукле, а затем на самом ребенке. Показывает голову, глаза, нос, рот и т. д.

Вопросы к теме «Части тела».

Покажи у куклы нос, рот, голову, глаза и т. д.

 

Словарь Вопросы Варианты ответов
зайка что? кто? машина, кукла и т. д.
мишка где? вот, там, тут
машина что делает? я ищу, нашел, несу и т. д.
кукла что делают?  
кубик что делает?  
  кто купил? я, мама, папа и т. д.
пирамида что ищешь?  
идти что нашел?  
нести кого нашел? мишку, зайку, куклу и т. д.
искать что несешь?  
находить кого несешь?  
покупать что ты будешь делать? я буду играть
купить что это? зайчик, мишка, кукла
играть для чего, зачем нужно?  
  что ты будешь делать? играть
  что ты делаешь? играю
  что делает Коля, Валя? играет
  ит. д.  

 

Где волосы, руки, ноги, спина, голова?

Что делаешь носом, ртом, руками, ногами и т. д.?

Ребенок должен уметь показать и назвать (как сможет) указанные части тела, а также назвать действия (глаза ви­дят, ноги ходят, руки играют, работают и т. д. )

Здесь можно предложить следующие игры по активиза­ции речи неговорящего ребенка.

1. Отгадай, кто ушел. Первоначально на столе логопед вы­ставляет две-три (потом до пяти-семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел.

2. Логопед раздает игрушки, предлагает запомнить, у ко­го какая игрушка, затем все ставят игрушки на стол: подобно тому как в первой игре логопед прячет 1—2 игрушки, дети должны отгадать, чьи игрушки ушли, и найти их.

3. Игрушки расставляют по комнате, дети должны оты­скать, принести логопеду игрушки и назвать, какую игруш­ку принес, уметь назвать и показать действие (как можно играть с этой игрушкой: машину возить, куклу кормить, мяч бросать, катать). Все эти действия нужно уметь показать с игрушками.

Задания для родителей.

 

1. Сходить в магазин, посмотреть, где покупают игруш­ки. Поупражняться в назывании игрушек и глаголов в форме 1-го и 3-го лица, ед. числа: я ищу, несу, покупаю и т. д.

2. Рассматривание картинок в книге (нахождение игру­шек по картинкам).

Одежда

Оборудование: 1) одежда ребенка, логопеда, куклы; 2) набор картинок «Одежда».

Задание. Возьми шубу. Возьми шапку. Возьми фар­тук. Возьми колготки. Возьми варежки. Возьми платье. Возь­ми шарф. Надень на себя шапку. Надень на себя варежки.

В зависимости от сезона берется первоначально следую­щая одежда (не более 3—4 названий для запоминания и са­мостоятельного называния).

 

 

Зима Весна Лето Осень
шуба, пальто пальто кофта рубашка
шапка (шарф) куртка рубашка плащ
варежки шапка майка платье
валенки сапоги трусы брюки
    платье кофта
    носки колготки
    тапочки ботинки

Глаголы: надевать, снимать, убирать, вешать.

Вопросы, отрабатываемые в теме «Одежда»

Что надеваешь? — Шубу, шапку, платье.

Что надевает? — Рубашку.

Что делает? — Надевает.

Что делаешь? — Надеваю.

Что сделала? — Надела.

Что снимает? — Шубу, шапку, рубашку.

Что снимаешь? — Шубу, шапку, рубашку.

Конструкция предложений и последова­тельность действий с предметами одевания

а) Для прогулки зимой.

Ваня надевает валенки. Таня надевает шапку. Дима на­девает варежки. Оля надевает шубу. Таня завязывает шарф. Петя идет гулять.

Варианты игр к теме «Одежда».

Кукла проснулась. Отрабатывание последовательности в процессе надевания на куклу предметов одежды: майка, трусы, рубашка, колготки, носки, тапочки, штаны (порядок устанавливает логопед).

Идем гулять. Логопед готовит к занятию куклу и соответ­ствующую (в зависимости от сезона) одежду. Дети садятся близко к столу с разложенной на нем одеждой для прогулки куклы.

 

В ходе занятий логопед совместно с детьми устанавливает порядок одевания куклы, называет одежду, в которую оде­нут куклу, и действия, связанные с одеждой.

Игры с картинками

У кого этот предмет? (Закрепление предметного словаря. )

Оборудование: картинки одежды.

У логопеда — картинки, у детей — предметы одежды. Ло­гопед показывает картинку с изображением одежды; ребе­нок в ответ должен показать ту одежду, которую показал на картинке логопед. Тот, кто правильно отвечает, получает фишку. В конце занятия подводится итог, у кого больше фишек.

Что ты будешь делать? (закрепление глагольного словаря. )

Оборудование: картинки одежды.

Логопед показывает картинки — рубашку, платье и т. д. Спрашивает у детей поочередно: «Что ты будешь делать, Таня? Что делает Вова? Что ты будешь делать? »

Ребенок должен ответить: «Буду надевать или надену, одеваю». Правильно назвавший действие получает кар­тинку.

Когда все картинки разыграны, логопед переходит к за­креплению в активной речи глагола снимать. Теперь ре­бенок, отдавая картинку логопеду, называет действие (что делаешь? ): снимаю.

Подобно этой игре закрепляется и форма глагола 3-го ли­ца ед. и мн. ч.

Я надеваю.                        Я снимаю.

Он надевает.                     Он снимает.

Мы надеваем.                   Мы снимаем.

Они надевают.                 Они снимают.

Чего не хватает? а) Объясняется ситуация — на улице хо­лодно.

Ребенку дают куклу и одежду: шапку, пальто, шарф. Что еще нужно? — Варежки. Почему? — Холодно.

б) Кукла — одежда: пальто, шарф, валенки, варежки. Что еще нужно? — Шапку.

в) Пальто, шапка, варежки — нужен шарф.

г) Шапка, варежки, шарф — нужно пальто. Аналогичные рассказы логопед может составлять по всем временам года с учетом одеваемой одежды. Рассказ начинает первоначально от общего и переходит к част­ному.

 

 

Грамматические формы для отработки темы «Одежда»

 

Что это?

Что будешь делать?

Для чего нужна? Что Коля делает? Что все ребята дела­ют?

 

(куртку, шапку, ботинки, он обул тапочки)

 

Шапка (это шапка) Надевать (буду наде­вать)

Возможный вариант ответа: обувать (бувать), надену (дену) Надевать Надевает Надевают

 

Вот шапка. Ваня (Оля) берет шапку

 

Рассказы:

Таня идет гулять. Мама дала Тане куклу. Таня на­дела кукле валенки, шап­ку, варежки, шубу.

Вова пришел домой. Он гулял. Вова снимает шапку.

Ваня надева­ет шапку кукле.

 

Обувь

Оборудование: обувь ребенка, логопеда, куклы, картинки «Обувь».

Задание. Покажи ботинки. Покажи боты. Покажи ка­лоши. Покажи тапочки. Покажи сапоги. Покажи валенки. Надень ботинки. Надень тапочки. Надень валенки. Сними ботинки. Сними валенки.

Из словаря темы «Обувь» берется в активный словарь: та­почки, ботинки, сапоги, туфли, валенки.

Проводятся упражнения по дифференциации обуви при­менительно к времени года, но на этом внимание не фикси­руется. Эта тема может быть рекомендована родителям для закрепления.

Грамматические категории, отрабатывае­мые в этой теме

Я обуваю — она, он обувает. Мы обуваем — они обувают. Я снимаю — она, он снимает. Мы снимаем — она снимают.

Задания для родителей.

1. Показать, где хранится одежда (шкаф, вешалка, ящик, полка).

2. Что делают с одеждой (одевают кого-то, надевают что- то, снимают, гладят, убирают).

3. У кого какая  (большая и маленькая. Одежда детская, взрослая: мамина — дочкина, папина—сына).

4. Сравнить по размеру одежду.

У мамы большая.

У Оли маленькая.

У мамы больше.

У Оли меньше.

У мамы шапка большая.

У Оли шапка маленькая и т. д.

5. Познакомить, где берут одежду (шьют, покупают), по­беседовать, показать ателье, магазин «Одежда».

6. Можно рекомендовать родителям сходить с ребенком в магазин «Одежда» и «Обувь».

7. Рассматривая картинки в книге, обратить внимание на одежду, обувь. Предложить детям показать и назвать одежду мальчика и девочки, папы и мамы.

Посуда

Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды.

Задания.

1. Покажи кружку. Покажи чайник. Покажи чашку. По­кажи нож. Покажи ложку.

2. Вымой чашку. Вымой ложку. Вымой кружку. Вымой стакан. Вымой тарелку. Вымой миску.

Могут быть также рекомендованы варианты игр, упраж­нений, формирующие восприятие речи и помогающие акти­визации фразовой речи.

Существительные: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, чайник.

Глаголы: есть, мыть, варить, жарить.

Что ты хочешь? Дидактический материал: игрушечная посуда (чашка, ложка, нож, кастрюля, тарел­ка, чайник, сковородка).

Ход игры. Дети садятся около стола логопеда. Вызван­ные (по желанию) называют (или показывают, что они хо­тят), при этом обязательно надо говорить за логопедом или сказать самостоятельно: Я хочу (назвать предмет, указав на него) чашку: допустим вариант — хочу чашку.

Логопед после каждой формы дает законченный вариант я хочу кастрюлю и т. д., пока все предметы не будут разо­браны. Затем логопед обращается к каждому из детей и про­сит назвать, что он взял. «Саша, что ты взял? » Ответ может быть односложный: «Ложку, чашку, сковородку» и т. д.

Следующий этап. Логопед просит ребенка поставить ка­стрюлю на место и назвать действие, которое ребенок совер­шает: «Что ты делаешь? Что ставишь? » — «Ставлю чаш­ку, чайник, сковородку» и т. д. «Кладу ложку, нож» и т. д.

В заключение можно вспомнить, у кого какой предмет был. Тот, кто вспомнит свои предметы, получает фишку или тот же предмет, что изображен на картинке. И то и другое остается у ребенка на память.

 

Упражнение на закрепление действий, вы­полняемых с посудой

Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок ею будет пользоваться и что будет делать с ней. Дети показы­вают, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом.

После того как дети совершили действия, логопед задает вопросы детям: «Чем едят? В чем варят? » Ребенок должен поднять соответствующий предмет — ложку, нож, кастрю­лю и т. д. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать. Ложка (что будешь делать? ). Есть, буду есть. Сковорода (что будешь делать? ). Жарить, буду жарить и т. д.

Игры- загадки. Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т. д. Нужно отгадать: что он делает? — Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т. д. Отгадывающий получает фишку или картинку.

Работа по сюжетной картинке (картинка «Посуда»).

Каждому из детей раздают одну и ту же картинку (сюжет­ную). Логопед медленно излагает сюжет изображенного на картинке. Дети по своей картинке поочередно показывают, о чем логопед рассказывает. Например, дети играют (пока­зывают двух девочек). Таня держит куклу. Валя варит обед. Мишка сидит. На столе посуда. На плите кастрюля, сково­родка. Затем логопед может задать детям вопросы по данной картинке.

Логические упражнения

Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне.

Ход занятия. 1. У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу на­кормить? (Ложку. )

2. У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помоги миш­ке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из по­суды? (Нож. )

3. Вова хочет пить. Что ему нужно взять (дать), чтобы он мог сам пойти за водой? (Чашку. )

4. У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чай­ника. )

Задания для родителей.

1. Познакомить ребенка, где дома хранится посуда (в шка­фу, серванте, столе, в буфете и т. д. ).

2. Какая есть посуда? — в которой готовят еду, и та, из которой едят.

3. Рассмотреть в сравнении (ложки большие и маленькие, тарелки большие и маленькие, чайники).

Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Изд. 2-е. — М., 1977. — С. 23—34.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...