Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Э.С. Бейн, Л.Г. Столярова, М.Е. Шохор-Троцкая (Бурлакова), Т.Г. Визель




Схема обследования больного с афазией [5]

1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения:

а) полноты собственной речи больного;

б) понимания им ситуативной, обиходной речи;

в) степени речевой активности;

г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характе­ристик, степени разборчивости[6].

2. Исследование понимания речи. С этой целью предъяв­ляются на слух:

а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «откройте рот! », « поднимите руку! » и многочленные, типа «снимите с телефона трубку! », «возьмите со стола ручку, по­ложите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман! »;

б) нахождение предметов: «покажите окно! », «покажите нос! », серии предметов, например: «покажите дверь, окно, потолок! » или «покажите нос, ухо, глаз! »;

в) короткие сюжетные тексты;

г)    логико-грамматические конструкции например: «пока­жите, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое ухо» и т. п.

3. Исследование автоматической речи:

а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0);

б) перечисление дней недели, месяцев;

в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом ти­па: « Я мою руки холодной... », со «свободным», типа: «Мне принесли новую... » и т. д.;

г) пение песен со словами.

4. Исследование повторной речи:

а) повторение звуков, слогов, слов, различных по звуко­вой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастро­фа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», »В мага­зин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»).

5. Исследование функции называния:

а) реальных предметов и их картинных изображений;

б) действий (ответы на вопросы — «что делать? », «что де­лают? » — по сюжетным картинкам;

в) цветов;

г) пальцев;

Д) букв;

е) цифр.

6. Специальные исследования особенностей фразовой речи:

а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сю­жетным картинкам;

б) конструирование фраз из заданных слов;

 

в) заполнение пропусков во фразах, например:

♦ Высоко в небе летит реактивный... »;

♦ Я всегда умываюсь холодной... »;

♦ В магазин привезли... »;

♦ Я всегда с нетерпением жду... ».

г) рассказ по сюжетной картинке.

7. Исследование фонематического слуха:

а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонема­ми, например «ба-па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот — год», «угол — уголь», «мыло — Мила» и т. д.

б) показ одного из парных слогов или слов, предъявлен­ных письменно («покажите, где написано " па", где написа­но " ба", где написано " год", где написано " кот" » и т. п. );

в) оценка больным качества повторения произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, кото­рый специально произносит в произвольном порядке пра­вильные и неправильные варианты.

8. Исследование слухо- речевой памяти. Предлагается по­вторить:

а) серии звуков, например +а с у» или «б ш а»;

б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»;

в) короткие и длинные сложно построенные фразы.

9. Исследование смысла слов:

а) объяснение прямых значений отдельных слов, напри­мер ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », «что такое радость? », какая разница между словами: «обман» и «ошибка»;

б) объяснение переносных значений слов и фраз, напри­мер ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука! », как понимать пословицу «Что посеешь, то и по­жнешь! » и т. д.

Исследование чтения и письма:

а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов;

б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;

в) звуко- буквенный анализ состава слова, т. е. определе­ние количества букв в слове; перечисление этих букв; скла­дывание слов из букв разрезной азбуки (бухштабирование).

Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания:

а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. [7]

б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд;

в) повторение пространственных поз пальцев и серий дви­жений (например: кулак, ладонь, ребро).

Исследование счета:

а) решение простых арифметических примеров, например:

 

7+2 = 8 + 15 = 21 + 7 =

б) восполнение пропущенного арифметического знака:

5 7 = 35 20 4=5

Логопед должен вести следующую документацию:

а) журнал или карту первичного приема больных, в кото­рых указываются фамилия, имя, отчество больного, возраст, дата заболевания, диагноз, кем направлен, дата обращения в поликлинику или поступления в стационар, дата выписки, количество проведенных занятий, описание речевого стату­са больного, задачи и методы восстановительного обучения, результативность восстановительного обучения и пребывание в других логопедических кабинетах города;

2) карточки — картотеки, содержащие те же графы, рас­ставляются по алфавиту для удобства быстрого нахождения сведений о том или ином больном;

3) журнал ежедневного приема больных;

4) дневник, в котором отражено краткое содержание каж­дого занятия с больным;

5) журнал посещения больных на дому, хранящийся в «Помощи на дому» (для поликлинических больных);

6) годовые отчеты.

Примерный перечень методических пособий (разных сте­пеней сложности), необходимых для логопедического каби­нета, стационара и поликлиники.

1. Специальные пособия для восстановления фонематиче­ской дифференцировки (набор парных предметных кар­тинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной сложностью звуковой и слоговой конструкции); наборы картинок, соот­ветствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце.

2. Наборы отдельных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рас­сказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамма­тической принадлежности и по степени [характеру их связи с фразеологическим контекстом (связи «жесткие», связи «свободные»)].

3. Наборы предложений, соответствующих различным ло­гико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.

4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предло­жений и рассказов с пропущенными словами; тексты дик­тантов.

5. Набор слов: антонимов, синонимов и омонимов.

6. Наборы букв разного шрифта; наборы цифр; наборы эле­ментов букв и цифр; наборы арифметических примеров и эле­ментарных задач; наборы геометрических фигур; наборы элементов геометрических фигур для конструирования.

7. Стихи, пословицы, басни с разработанными вопросами к ним, поговорки, юмористические рассказы.

8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.

9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжет­ные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.

 

10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, гео­графические карты, наборы пластинок различного цвета и оттенков.

Методические рекомендации / Сост. Э. С. Бейн, Л. Г. Столярова, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова), Т. Г. Визель. - М.. 1976. — С. 5-32.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...