Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Растормаживание экспрессивной стороны речи у больных с моторной афазией




На сохранность при афазии музических функций и воз­можность использования пения1 и автоматизированных ре­чевых рядов в целях восстановления речи указывали многие отечественные и зарубежные специалисты [С. Н. Давиденков, 1915; Ю. А. Флоренская, 1949; L. Granich, 1947; Е. М. Батури­на, 1958; и др. ]. А. Р. Лурия (1962) отмечает, что сохранность автоматизированной речи является одним из необходимых ус­ловий для осуществления плавного развернутого высказывания. Венгерские афазиологи Vargha и Gereb (1959) дают подробное описание и обоснование этих видов работы в резидуальной ста­дии восстановления.

 И. А. Бодуэн де Куртене (1963), Stockert и Tressov (1945) считают, что пение является старейшей и наиболее упроченной формой человеческого способа выражения.

Как показал наш опыт, пение и автоматизированные ре­чевые ряды могут быть использованы в целях растормаживания речи и на раннем этапе после инсульта при пассивном участии больного в восстановительном процессе. Мы широ­ко применяли их в целях растормаживания экспрессивной стороны речи при афферентной моторной афазии.

Содержание методики. Как правило, растормаживание экспрессивной стороны речи следует начинать с выяс­нения круга хорошо знакомых и любимых больным песен. Это выяснение проводится в процессе беседы, когда логопед называет или напевает больному различные песни, а больной знаками показывает, насколько хорошо они ему известны. Если больной находится еще в относительно тяжелом состоя­нии и плохо понимает чужую речь, то об узнавании напе­ваемой мелодии можно судить по эмоционально-мимической реакции больного.

После выявления мелодий, на которые больной дает поло­жительную эмоциональную реакцию, логопед отбирает одну из них и на каждом занятии 5—6 раз напевает ему эту мело­дию (сначала без слов). При этом логопед побуждает больного мимикой и словесной инструкцией к совместному пению.

Как показал наш опыт, на первых двух занятиях по этой методике при сопряженном с логопедом напевании растор­маживаются и выявляются контуры и ритм мелодии, паузы, делящие мелодию на синтагмы, интонационные ударения и т. п. На 3—4-м занятии восстанавливается относительно правильное продуцирование мелодии. В дальнейшем (5— 7-е занятие) намечается и постепенно расширяется воз­можность произнесения больных в некоторых словах текста песни ударных гласных, губных согласных звуков и послед­них рифмующихся слогов. В процессе этих и последующих 2—3 занятий все более выявляется звуковой рисунок слов, который со временем становится все более полным, четким, развернутым.

Уже с 3—4-го занятия возникает необходимость использо­вания других речевых рядов. Это вносит разнообразие в рабо­ту, помогает расширить словарь больного и позволяет избежать фиксирования его внимания на каких-то отдельных словах и закрепления каких-то определенных грамматических кате­горий (падеж, род и т. п. ).

Наряду с пением в этой работе большое место занимает по­рядковый счет от 1 до 10, который также является устой­чивым автоматизированным видом речевой деятельности. Он включает относительно короткие слова с повторяющимися слогами.

На 6—8-м занятии, а иногда и раньше вводится называ­ние дней недели, месяцев, перечисление пальцев руки. Тем самым делается попытка растормаживания произнесения бо­лее сложных в звуковом отношении и нерифмованных слов. Позже можно использовать чтение хорошо знакомых боль­ному стихотворений. В некоторых случаях растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых ря­дов протекает несколько быстрее.

Возникшие в процессе пения или произнесения других речевых рядов слова закреплялись с помощью сопряжен­но-отраженного повторения вслед за логопедом, с опорой на специально подобранные картинки и цифры. Уже на 8— 12-м занятии обычно отпадает необходимость сопряженного повторения с логопедом того или иного речевого ряда, появ­ляется возможность отраженного произнесения слов текста песни, чисел цифрового ряда и т. п.

В отдельных случаях не рекомендуется растормаживание речи с помощью пения и автоматизированных речевых ря­дов. Это касается тех больных, которые сразу начинают хо­рошо, свободно петь вместе с логопедом. Пение в данном случае нецелесообразно, более того — оно противопоказано, как противопоказано повторение стереотипных фраз, рече­вых эмболов и т. п. Не всегда возможно использование пения и автоматизированных речевых рядов при наличии у боль­ного амузии, расстройства воспроизведения ритмов, грубой апраксии артикуляционного аппарата и стойкого речевого эмбола.

Важно, что вслед за возможностью повторения речевого ряда больному становится доступно повторение вместе с ло­гопедом и других слов, произносимых в ритме этого ряда, но не входящих в его контекст. Эти слова постепенно начинают входить в активный словарь больного, однако наиболее бы­строе накопление активного словаря протекает уже в процес­се использования методики, стимулирующей элементарное устное высказывание больного. В результате использования методики растормаживания экспрессивной стороны речи с помощью пения и автоматизи­рованных речевых рядов, а также стимулирования понимания речи на слух у больных создаются предпосылки к восстанов­лению внутреннего интонирования, внутренней мелодики речи. Использование логопедом сопряженной речи, проте­кающей напевно, богатой плавностью интонационных пере­ходов, гаммообразностью, является мостиком к появлению возможности повторения больным речевых периодов, состоя­щих из фраз, делимых на синтагмы.

Использование при афазии автоматизированных речевых рядов играет и более широкую пусковую роль. Оно, во-пер­вых, восстанавливает ритм речевого высказывания с опреде­ленными интонационными подъемами и спадами, во-вторых, ведет восстановление речи не от слова к фразе, а от фразы к слову; в-третьих, само использование развернутого грамма­тического текста различных речевых автоматизированных рядов исключает насыщение речи больного словами номи­нативного характера и тем самым способствует предупреж­дению аграмматизма типа «телеграфного стиля».

Растормаживающий эффект данной методики безусловно связан с упроченностью автоматизированной речи и эмоцио­нальным воздействиям пения [М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова), 1966].

В некоторых случаях не рекомендуется уделять много внимания пению и автоматизированным речевым рядам, а также сопряженному повторению. Это касается тех боль­ных, у которых наблюдается спонтанное восстановление ав­томатизированной и повторной речи. Для растормаживания и стимулирования речи этих больных рекомендуется с пер­вых же занятий переходить к глобальному чтению фраз к сю­жетным картинкам, а затем уже к стимулированию чтения ответов на устные вопросы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...