Сетевые структурные, по принципу «дерево»
Чаще всего блок-схемы строятся по типу «дерево» (рис. 3), где главному структурному элементу подчинены другие (иерархия), или по типу сетевой структуры (рис. 4), где некоторые из элементов соединены сразу с несколькими или со всеми сразу, а другие — только с одним. По своей сути все объектные схемы являются структурными, но из них нужно выделить в отдельную группу структурные блок-схемы. В обучении такие схемы используются, когда информацию нужно представить блоком, например, на занятиях введения в тему, обобщения или систематизации знаний. В структурной блок-схеме элементы могут обозначаться с помощью знаков, символов или слов. Объектные схемы либо создаются заранее и демонстрируются при объяснении нового материала, либо строятся ведущим в процессе объяснения. В познавательном процессе такие схемы: · способствуют освоению образов и связанных с ним понятий (природных, социальных, культурных, технических и др.); · помогают выразить информацию в сжатой форме; · позволяют увидеть полностью образ изучаемого объекта, выделить главное и детализировать; · повышают скорость восприятия, понимания и усвоения информации; · способствуют активизации мыслительных процессов: мышления, воображения, памяти.
Прочие схемы Алгоритмы Хорошим примером структурных блок-схем являются алгоритмы, используемые в программировании. Они позволяют увидеть весь процесс обработки информации, однако их применение ограничено в связи с тем, что сложно отразить динамику и действия, совершаемые несколькими субъектами. Алгоритм как описание представляет собой совокупность, во-первых, информации, описывающей характер преобразования входного потока информации в каждом блоке алгоритма, и во-вторых, мер (мерил), управляющих передачей потоков преобразуемой в алгоритме информации от каждого блока к другим.
Если мы хотим отразить вложенные системы в мироздании, то мы можем пойти двумя путями: отразить на схеме вложенность систем, либо не отражать и поставить блоки рядом, показав взаимосвязь. Это не будет ошибкой, если мы понимаем в умолчаниях, что они вложены. Всё зависит от целей схемы - что мы хотим показать и как это сделать нагляднее. Диаграммы Один из видов объектных схем – это всевозможные диаграммы И одним из видов таких диаграмм являются схемы методом наложения.
В таких схемах создаются области, общие для некоторых объектов, что позволяет наглядно показать расхождение и соотношение по каким-то параметрам. Однако, область применения таких схем довольно ограничена. При наличии нескольких параметров и большого количества элементов, наглядность обеспечить не получится. Таблицы Одним из видов отображения информации являются таблицы. Не стоит про них забывать и недооценивать их значение в понимании учебного материала при самообразовании. Например, в этой таблице-матрице отражены функции и взаимосвязи основных общественных институтов: семья, государственность, наука и система образования. Из этой таблицы можно понять, как одни институты зависят от других – какие у них есть потребности, а так же какие функции одни институты выполняют по отношению к другим. Построение подобных таблиц по отношению к процессам, в которых вы находитесь, позволит вам увидеть целостность и полноту этих процессов и те пробелы в знаниях, которые необходимо заполнить, чтобы эффективно управлять ими. Майндкарты Одним из видов сетевых структурных схем являются интеллектуальные карты или майндкарты (mind map), пример, суть и назначение которых отражены на данной схеме:
Основные принципы таких схем: начинаем рисовать с центра, используем объекты разных размеров, используем цвета и картинки, желательно делать не более 5-7 ответвлений, минимум слов, больше творчества. Чаще всего для таких схем используется программное обеспечение. Майндкарты позволяют: развить творческие способности, повысить эффективность мышления и улучшить память. Способов визуализации идей существует огромное количество! Главное не бояться экспериментировать и создавать что-то своё, что-то новое, не похожее на всё остальное. Пиктограммы Пиктограммы – это специальные картинки, небольшие иконки с изображением различных предметов, людей, эмоций, объектов и т.п. Большинство людей пользуется пиктограммами в социальных сетях, посылая смайлики. Этот способ донесения информации часто используется в общественных местах и на транспорте и помогает людям ориентироваться в объектах инфраструктуры – узнавать, где выход, как себя вести в той или иной аварийной ситуации, не получить травму и т.п. Пиктограммы должны быть хорошо понимаемы, узнаваемы и предельно краткими. Инфографика Последнее время широкое распространение в области рекламы и анимации получило такое направление, как инфографика, которая за счёт визуализации различных статистических данных, увеличивает количество посещений сайта, благодаря вирусному распространению видеоролика в интернете. Существуют различные онлайн-сервисы для создания картинок в таком стиле с коллекциями шаблонов и пиктограмм.
Направляющие схемы Следующий тип схем — направляющие. По внешнему виду эти схемы имеют сходство с объектными, так как выполнены на одном семиотическом материале (семиотика — от греч. semeiotikon, от semeion — это знак), но отличаются по предназначению, времени создания и содержанию. Предназначение направляющих схем состоит в том, чтобы направить внимание участников самообразования на предмет обсуждения, организовать поиск и выявление связей/взаимосвязей между образами, словами, понятиями и помочь прийти к взаимопониманию. Рис.5. Схема работы в группе Направляющие схемы создаются в процессе коллективного труда в период труда группы над общим заданием (рис. 5). В ходе обсуждения при решении какой-либо задачи (проблемы, вопроса) на листе бумаги фиксируются знаково-символические изображения, отражающие реальную ситуацию, происходящую в группе, — появляется схема. Под реальной ситуацией понимается следующее: каждый член группы участвует в поиске путей решения задачи, и все найденные пути решения, правильные они или неправильные, отражаются в схеме. Каждый член группы может задать уточняющий вопрос «Что изображено на схеме?», внести свои дополнения, изменения и прокомментировать их. Таким образом, к итоговому результату и созданию схемы причастны все участники группы.
Содержанием направляющих схем является не один объект, а несколько, так как происходит фиксация объектов, обозначенных в условии задачи, и объектов, отражающих мысли каждого. Вовлечение участников в создание направляющих схем очень значимо, так как это даёт возможность: · включить каждого участника группы в процесс коллективного мышления; · удержать внимание участников на предмете обсуждения; · вернуться к разговору об объекте и не упустить важный момент; · организовать промежуточный и итоговый анализ процесса самообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|