Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы представления текстовой информации




· принцип лаконичности — графические средства должны содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения существенной информации;

· принцип акцента на основных смысловых элементах — вы­деление цветом, размером и др.;

· принцип автономности — чёткое ограничение каждой части информации;

· принцип структурности — центральные части должны занимать узловое положение;

· принцип стадийности (этапности) — последовательное изображение информации.

Данные принципы легли в основу правил конструирования схем.

Правила конструирования схем

· Схема должна состоять из тех элементов, которые отража­ют важную, существенную информацию об объекте.

· Каждая часть информации должна иметь чёткое ограниче­ние, то есть для логически законченных содержательных частей текста должна быть построена отдельная схема.

· Схема должна быть динамична, то есть показывать процесс перехода из одного состояния в другое. При таком переходе объекты изображают рядом друг с другом — параллельно.

· Одинаковые по содержанию, но имеющие разные качества предметы и объекты изображают разными условными обозначениями.

Схемы могут выполняться без учёта масштаба и действи­тельного пространственного расположения составных частей объекта.

Усвоив данные правила, можно начинать строить схемы и применять их на разных этапах обучения.

Особенности демонстрационной схемы

Как правило, ни одно объяснение нового материала в обуче­нии не обходится без применения воспитателем каких-либо средств наглядности, например, моделей, иллюстраций, таблиц, графи­ков, схем. Их использование обоснованно, так как в процессе восприятия устной информации у участника должны быть задей­ствованы различные анализаторы, в том числе и зрительные.

Объекты нужно изучать посредст­вом созерцания, осязания, слушания, обоняния либо заменой их изображения.

Следуя принципу наглядности, когда происходит изучение участниками сложных для понимания тем программного курса, воспитатели используют демонстрационные схемы, в которых за­ключается предметное содержание тем.

Внешний вид демонстрационных схем, а также способы представления данных схем аудитории имеют свои особенности.

· Схема должна быть продумана и создана заранее (на школь­ной доске, на листе бумаги, с помощью компьютера).

· Схема должна иметь достаточные размеры для зрительного восприятия.

· Условные обозначения должны быть известны участникам либо объяснены в ходе визуального восприятия схемы.

· На схеме нужно показывать значимые элементы, отмечать детали.

· При объяснении материала на основе демонстра­ционной схемы необходимо организовать его обсуждение.

Понятие «пространство» можно определить, как информационную характеристику материальных объектов Вселенной, отражающее в личную, субъективную частную меру их взаимную вложенность и упорядоченность по иерархическим ступеням Вселенной сообразно матрице предопределения бытия Мироздания.

Примером такого рода неоднозначного субъективизма восприятия локализации являются модели солнечной системы — гелиоцентрическая и геоцентрическая.

Рис. 28. Гелиоцентрическая модель Рис. 29. Геоцентрическая модель

 

Области задаваемые рамками

Рамка – выделение в общей области схемы некоторой части области за счёт существования специфических правил, действующих в этой области.

Пример. Фраза «Две компании действуют в рамках российского законодательства» означает, что в схеме могут быть изображены и другие компании, действующие по другим законодательствам, но взаимоотношения двух указанных регулируются именно российским. Специально выделять пространство (область) взаимодействия объектов линиями не всегда удобно, поэтому используют значок рамки:

Элементы схем: предметы

Предметы имеют разное качество и, соответственно, могут изображаться разными фигурами - кружками, прямоугольниками и т.п.

Несколько однотипных предметов, занимающих в схеме одно функциональное место, изображаются обычно одно за другим.

Например, в схеме внешних связей торговой компании:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...