Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие особенности и закономерности




ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Учебное пособие

для студентов

юридических специальностей

высших учебных заведений

Симферополь ДОЛЯ 2006


ББК 67.3

К 31

Рекомендовано

Министерством науки и образования Украины

как учебное пособие для студентов

юридических специальностей высших учебных заведений

(№ 14/18.2—2151 от 28. 08. 2005 7.)

Рекомендовано к изданию ученым советом

Таврического национального университета

им. В. И. Вернадского (протокол № 4 от 08. 04. 2005 г.)

Рецензенты:

И. А. Исаев, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой истории государства и права Московской государственной юридической академии;

В. С. Кульчицкий, член-корреспондент Академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Львовского национального университета;

В. Е. Рубаник, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Киевского национального университета;

А. В. Тимощук, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой историко-правовых дисциплин и основ правоведения Таврического национального университета.

К 31 С. Г. Кащенко

Всеобщая история государства и права новейшего времени. Учебное пособие для студентов юридических специальностей высших учебных заведений. — Симферополь: ДОЛЯ, 2006. — 696 с.

 


 

ISBN 966-366-027-9

© Кащенко С. Г, 2006

© Издательство "ДОЛЯ" — макет, верстка, 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ. 8

Общие особенности и закономерности. 8

Уголовное право. 9

Брачно-семейное право. 15

Гражданское и социальное право. 19

Регулирование уголовных правоотношений в мусульманских странах. 24

Регулирование брачно-семейных отношений в мусульманских странах. 28

Суд и судопроизводство. 32

Международное право. 35

Возникновение и становление Европейского союза и его права. 41

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1901 — 1918 гг.) 46

Великобритания. 46

Франция. 53

Германская империя. 56

Соединенные Штаты Америки. 62

Китай. 70

Латинская Америка. 72

Российская империя. 78

Российская республика (февраль — ноябрь 1917 г.). 81

Советская Россия (ноябрь 1917-1918гг.). 86

Антисоветские государственные образования в России. 90

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 — 1939 гг.) 94

Великобритания. 94

Франция. 100

Веймарская республика в Германии. 103

Германия (1933-1939 гг.). 111

США.. 118

Италия. 125

Япония. 133

Китай. 136

Латинская Америка. 139

Индия. 145

Арабский мир. 147

Юго-Восточная Азия. 149

Тропическая и Южная Африка. 150

Образование СССР. 151

СССР (период нэпа). 153

СССР (30-е годы). 157

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939 — 1945 ГГ.) 162

США.. 162

Великобритания. 164

Франция. 165

СССР. 167

Германия. 169

Италия. 171

Япония. 172

Китай. 175

Индия. 175

Юго-Восточная Азия. 176

Арабский мир. 177

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА (1945-1975 гг.) 178

Великобритания. 178

США.. 184

Франция. 194

Федеративная Республика Германии. 205

Италия. 213

Япония. 219

Китай. 225

Латинская Америка. 230

Индия и Пакистан. 240

Арабский мир. 247

Образование новых государств в Юго-Восточной Азии. 254

Образование и становление новых государств в Тропической и Экваториальной Африке. 261

СССР. 268

Восточная Европа. 271

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ. 276

США.. 276

Франция. 284

Великобритания. 291

Германия. 299

Италия. 304

Восточная Европа. 307

Россия. 312

Латинская Америка. 319

Япония. 326

Китай. 329


ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени считалось, что новейший период в истории человечества начался после Октябрьской революции в России. Сейчас эта грань у многих вызывает сомнение, и все чаще высказывается мнение, что начинать новейший период истории нужно с первых лет XX в.

В новейшее время произошли крупнейшие перемены во всех сферах жизни человеческого общества. Этот период характеризуется бурным развитием производительных сил, что позволило повысить жизненный уровень большинства населения, расширить экономические и финансовые возможности для совершенствования государственно-правовых отношений.

В новейшее время мир пережил и целый ряд экономических кризисов, оказавших специфическое влияние на развитие государства иправа.

Демократические революции во многих странах открыли перед их народами новые пути развития государственно-правовых отношений.

Произошли радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре различных государств, в них сформировалась разветвленная социальная структура общества.

В связи с научно-технической революцией государственные, производственные, социальные и правовые отношения поднялись на новый качественный уровень. В ряде стран сформировалось общество, которое получило наименование «индустриального» или «постиндустриального».

Крушение колониальной системы открыло путь к независимости для народов Азии, Африки, Океании, Карибского бассейна. Всего возникло более сотни новых государств, активно включившихся в процесс государственно-правового строительства.

Некоторые из них при этом отказались от демократических форм государственности и права и стали использовать систему государственно-бюрократического социализма, позаимствованную в СССР. Шли в них и поиски своих специфических путей организации государственно-правовых отношений.

Новейшее время — это время двух мировых войн, в которых погибло больше людей, чем во все предыдущие войны. Влияние этих войн и их последствий на развитие государственности и права несомненно.

XX — начало XXI вв. — это период различных политических, экономических, социальных и прочих экспериментов, воздействие которых испытали государственно-правовые отношения во многих странах.

Это не только время формирования и развития демократической правовой государственности, демократических тенденций в регулировании правоотношений, но и время возникновения и существования антидемократических государственных режимов, массовых деформаций в праве, распространения в ряде стран правового нигилизма.

В последней четверти XX — начале XXI вв. значительное распространение в мире получил терроризм, для борьбы с которым многие государства используют не только старые, но и новые правовые средства.

В новейшее время все более возрастает тенденция усиления государственного регулирования экономикой и социальными отношениями для достижения планового характера и пропорционального их развития, политической и экономической стабильности. Это привело к созданию разветвленной социальной структуры современного общества, регулируемой нормами права.

В XX — начале XXI вв. процесс интернационализации охватил не только политику, экономику и финансы, но и сферу государственно-правового строительства. При этом достижения передовых демократических государств все больше использовались другими.

Расстановка политических сил в различных странах, определявших ход государственно-правового строительства, определялась действием многих факторов.

Процесс государственно-правового строительства развивался неоднозначно, не всегда последовательно и не всегда по восходящей линии, был сложным и противоречивым.

В новейшее время зарубежные страны наглядно продемонстрировали многовариантность и разнообразие в государственно-правовом развитии. Они отличались друг от друга по его формам, методам и темпам, по уровню развития демократии, экономики, гражданских прав и свобод.

Новейшее время — это период становления и развития современных правовых систем, утверждения концепции «верховенства права», значительных изменений в источниках права, дифференциации регулирования правовых отношений, формирования новых отраслей права, совершенствования методов правового регулирования, становления национальных правовых систем, усиления взаимодействия правовых систем различных государств, унификации и гармонизации правовых систем отдельных стран, гуманизации и демократизации права.

История государственно-правовых отношений в зарубежных странах новейшего времени показала, что человеческая цивилизация подходит к новому более высокому этапу государственно-правового строительства, к дальнейшему значительному совершенствованию государственно-правовых отношений.

Данное учебное пособие завершает курс всеобщей истории государства и права, начинающийся с древнейших времен.

В наше время интенсивно идет процесс переосмысления истории государственно-правовых отношений прошлого, вызванный реалиями конца XX — начала XXI вв. Оно затрудняется тем, что при этом рассматривается недавнее прошлое, а имевшиеся в нем процессы и тенденции еще не всегда завершены.

Учебное пособие не претендует на полноту освещения и на законченность выводов в сфере государственно-правового строительства в XX — начале XXI вв.

Перед автором стояла более скромная задача: дать общее представление о характере и особенностях истории государства и права в новейшее время во всех регионах мира и прежде всего в ведущих странах, оказавших наибольшее влияние на государственно-правовой процесс.

В учебном пособии выделяется 6 разделов, что позволяет рассмотреть государственно-правовое строительство в зарубежных странах в развитии.

В первом разделе освещается история государственно-правовых отношений в начале XX в. (1900-1918 гг.), во втором — в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.), в третьем — во время второй мировой войны (1939-1945 гг.), в четвертом — после второй мировой войны и в третьей четверти XX в. (1945-1975 гг.), в пятом — в последней четверти XX — начале XXI вв. (1976-2005 гг.). В шестом разделе речь идет об особенностях и закономерностях правового регулирования в новейшее время.

Учебное пособие подготовлено на кафедре историко-правовых дисциплин Таврического национального университета. Автор выражает признательность своим коллегам за помощь и содействие в подготовке и издании учебного пособия.


 

РАЗДЕЛ I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ.
   

Общие особенности и закономерности

В XX — начале XXI веков важной особенностью развития права явились эволюция и обновление всей правовой системы. Они затронули и ее формы, и ее содержание, что усилило возможности воздействия правовой системы на общественные отношения.

Эволюция и обновление права вызывались особенностями развития все усложнявшихся экономических отношений, социальными конфликтами, глобализацией экономики, научно-технической революцией и другими факторами. Для современного зарубежного права присущи резкий рост сферы его регулирования и возрастание значение права при этом.

Новым явлением в сфере правового регулирования стало появление комплексных отраслей права — военного, транспортного, предпринимательского, экономического и т.д. Это объяснялось необходимостью единообразного регулирования всей совокупности сложных общественных отношений.

Имело место также усложнение национальных правовых систем, усиление взаимодействия правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и отдельных его видов.

Заметно ослабели различия между англо-саксонской и романо-германской правовыми системами, возросло взаимодействие между ними.

Развернувшееся после второй мировой войны воздействие норм международного права на национальные правовые системы затронуло не только конституционное, но и другие отрасли права. При этом в процессе трансформации нормы международного права все более реализовывались в нормы национального права.

Имплементация норм международного права во Франции и во многих других странах осуществлялась путем ратификации того или иного международного договора. А в Англии и в странах общего права это производилось посредством издания специальных нормативных актов.

В международных политических и экономических сообществах нормы из их актов, в том числе учредительных, без принятия особых нормативных актов вошли в право их государств-участников.

Особенностью развития права являлось тесное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования. Имела место и тенденция дробления ряда основных отраслей права, особенно гражданского, от которого отделились семейное, банковское, страховое и другое право.

Для развития права в XX — начале XXI века были характерны и такие особенности:

1. Отсутствие единства, множественность правовых систем. Она складывается на основе романо-германской, англо-саксонской, мусульманской и локальных систем.

2. Усиление глобальных и региональных процессов стимулировало сближение различных правовых систем, особенно правовых систем демократических и развитых в экономическом отношении стран.

3. Влияние научно-технической революции и связанных с ней изменений в производственных отношениях на правовую сферу.

4. Структурные изменения в правовых системах, вызванные политическими, экономическими и культурными изменениями в XX — начале XXI веков.

5. Под влиянием англо-саксонской семьи права в романо-германской семье все больше стирается грань между публичным и частным правом. Повлияло на это и усиление государственного регулирования экономикой и финансами. В связи с этим нормы административного права все больше стали использовать для регулирования гражданских правоотношений.

6. Возникновение новых отраслей правового регулирования, в том числе хозяйственного, валютного, таможенного, социального права.

7. Расширение сферы регулирования международного публичного права и в связи с этим возникновение в нем новых отраслей — международного гуманитарного, международного космического, международного атомного права и т.д.

8. Усиление негосударственных международных отношений привело к тому, что возросло значение международного частного права.

9. Возникновение новых механизмов правового регулирования.

10. Трансформация норм и институтов гражданского и уголовного права в сторону их демократизации и гуманизации.

11. Межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, вызванная расширением международных экономических связей.

12. Организация и деятельность региональных политических и экономических союзов государств привели к появлению их регионального наднационального права (права Западноевропейского союза, права Лиги арабских государств, права Организации африканского единства, права Организации американских государств и т.д.).

13. Изменения в системе источников права и тенденция к их унификации. Ранее принятые кодексы в странах континентального права подверглись значительным изменениям и дополнениям. А в ряде стран были приняты новые кодексы, отвечавшие новым реалиям.

Основными источниками права являлись нормативно-правовые акты, а среди них имела место тенденция возрастания удельного веса актов исполнительной власти и уменьшения доли законов.

Для приспособления законов к быстро меняющимся обстоятельствам активно использовались президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств.

Кроме того, административные решения органов исполнительной власти приводили иногда к созданию административных прецедентов, за которыми признавалось нормативное значение.

Новым источником права стали решения конституционных судов, функционирующих во многих государствах.

В англосаксонских странах, в том числе и в США, возросла роль законов и подзаконных актов как источников права.

В странах романо-германской семьи права при вынесении судебных решений стала играть определенную роль судебная практика: судьи низшей инстанции в некоторой степени стали руководствоваться и решениями судов более высокого уровня по аналогичной категории дел.

Уголовное право

Развитие уголовного права в XX — начале XXI веков отличалось неоднозначностью и противоречивостью, первоначально при этом преобладали реакционные тенденции, затем демократические.

В период между двумя мировыми войнами развитие уголовного права характеризуется значительными деформациями. Причем это имело место не только в странах с тоталитарными режимами (СССР, Италия, Германия после 1933 года, Япония), но и в традиционно-демократических странах.

Деформации в уголовном праве в значительной степени были результатом чрезвычайного законодательства, значительно расширявшего сферу уголовного преследования.

В тоталитарных странах оно было направлено на террористическое подавление политических противников режимов коммунистов, национал-социалистов и прочих противников демократии.

В демократических западных государствах чрезвычайное законодательство имело иную цель — с помощью средств уголовного права помешать политическим экстремистам насильно ниспровергнуть существовавший конституционный демократический режим, захватить власть и установить тоталитарный режим.

Нормы чрезвычайных законов позволяли применять уголовное наказание в тех случаях, когда уголовное право его не предусматривало, в том числе за «опасные мысли».

В тоталитарных странах они чрезвычайно расширили круг субъектов уголовного преследования, к числу которых были отнесены все неугодные властям по каким-либо причинам лица, прежде всего инакомыслящие.

Другой особенностью чрезвычайного законодательства в тоталитарных странах было ужесточение уголовного наказания, использовавшегося в качестве репрессий.

Оно предусматривало применение в качестве меры наказания за выступления против существовавших тоталитарных режимов смертной казни и пожизненного тюремного заключения.

Особенностью чрезвычайных законов было и то, что в них наказуемое в уголовном порядке деяние формулировалось неопределенно, что создавало условия для произвола властей в сфере использования уголовного права.

Так, японский закон 1923 года «О распространении ложных слухов» отнес к числу «уголовно-наказуемых» тех, «кто измышляет какие-либо опасности для общественного мира с целью нарушить общественное спокойствие и безопасность».

В период между двумя мировыми войнами для борьбы против инакомыслящих в тоталитарных государствах властями использовались не только средства уголовного преследования.

Обычным явлением при этом стала внесудебная расправа: убийство при «попытке к бегству», «самоубийство» в полиции или местах лишения свободы и т.д.

Органы «правопорядка» получили право бесконтрольного использования оружия. А в Германии применялось наказание к полицейским, которые не пускали в ход оружие и проявляли «ложное мягкосердечие».

Деформации в праве тоталитарных стран достигли таких масштабов, что в них преступно использовали уголовное право не только партийные боссы и различного уровня чиновники, но и само государство.

Международный военный трибунал, учрежденный в 1945 году, предъявил многим деятелям третьего рейха в Германии обвинение в совершении преступлений и против человечности.

Они заключались в «умышленном и систематическом истреблении народов», «массовом истреблении людей, принадлежавших к определенным расовым и национальным группам».

После окончания второй мировой войны многим лицам, принадлежавшим к правящему тоталитарному режиму в Германии, было предъявлено обвинение в совершении военных преступлений.

Они заключались в убийствах военнопленных, заложников, гражданского населения оккупированных Германией в годы войны территорий, в насильственной мобилизации населения этих территорий для работы в рейхе и т.д.

Всего за преступления против мира, человечности и за военные преступления в Германии было привлечено к ответственности около 80 тыс. человек. Правда, многим из них удалось отделаться легкими наказаниями или вообще избежать их с помощью западногерманской юстиции.

Она взяла на вооружение тезис о том, что не должно нести ответственности лицо, совершившее преступление в процессе выполнения преступного приказа.

Использовался и известный еще с древнеримских времен институт погасительной давности, согласно которому спустя 20 лет после совершения преступления преступник за него ответственности не несет. Считается, что после истечения 20 лет нет причин привлекать преступника к ответственности, поскольку он длительным ожиданием наказания уже искупил свою вину и вообще «перевоспитался». Кроме того, по прошествии 20 лет трудно установить степень вины преступника, что может привести к несоответствию наказания преступлению.

После второй мировой войны чрезвычайное законодательство в тоталитарных странах (кроме СССР) было отменено, было восстановлено в полном объеме действие обычного уголовного законодательства.

Однако имели место и отступления от обычного использования уголовного преследования и распространение его на некоторых лиц по политическим и идеологическим мотивам.

Например, в США в послевоенный период было принято несколько законов, которые по мысли законодателей средствами уголовного преследования и наказания должны были помешать коммунистам и другим приверженцам тоталитаризма захватить власть в США и подорвать основы американской демократии.

Страх перед наступлением мирового, в том числе и германского коммунизма, на демократию в ФРГ был настолько велик, что здесь в послевоенный период с ним начали бороться антидемократическими средствами.

Так, в 1951 году был принят «Чрезвычайный закон против государственной измены». Этот закон был направлен не только против коммунистов, но и против других лиц, целью которых являлось стремление «дискредитировать или подорвать какие-либо из конституционных положений ФРГ».

Особенностью этого закона было и то, что он квалифицировал политическое преступление столь неопределенно, что суд мог отнести к нему любое действие, которое он признает опасным.

В 50-60-е годы в ФРГ было принято почти 10 законов, которые расширяли практику применения уголовного наказания за «изменнические связи», за «государственную измену», за «подстрекательство».

Для борьбы с антидемократическими элементами в ФРГ использовалась и применяемая судами теория финального преступления. Согласно ей уголовное наказание может применяться и тогда, когда действия обвиняемого, хотя и не содержат состава преступления, но по мнению суда имеют скрытую цель, которая запрещена.

А в США для борьбы методами уголовного преследования использовалась применявшаяся в судебной практике теория «опасной тенденции». В соответствии с ней подлежали уголовному наказанию всякое действие или слово, которые суд признает способными вызвать «опасные обстоятельства».

Энергично против экстремистов анархического толка, организовавших массовые бунты, использовалось чрезвычайное законодательство во Франции. Здесь 4 июня 1960 года национальное собрание в спешном порядке приняло закон об умиротворении страны. С целью борьбы с экстремизмом по 16 составам преступлений единственной мерой наказания должна была быть только смертная казнь.

Уголовный французский кодекс 1994 года тоже предусматривает суровое наказание за политический экстремизм. «Посягательство, — говорится в его ст. 86, — целью которого является свержение или изменение конституционного режима, либо возбуждение граждан или жителей к выступлению против власти государства, или к выступлению одного против другого, либо нанесение ущерба целостности национальной территории, наказывается пожизненным заключением».

По различным причинам на протяжении XX — начала XXI веков уровень уголовной преступности в разных странах постоянно возрастал, в том числе среди женщин, молодежи и подростков.

Борьба против этого осуществлялась различными способами. Одним из них является ужесточение наказаний в первую очередь за особо тяжкие преступления. Прежде всего это было характерно для государств с антидемократическими тоталитарными режимами.

В Германии в ноябре 1933 года начал действовать закон, предусматривавший усиление наказания для обычных уголовников. Кроме того, он дозволял интернирование «привычных преступников». Оно могло продолжаться до тех пор, пока «оно предоставляется необходимым».

В гитлеровской Германии взяли на вооружение и теорию Ламброзо о «наследственной преступности», согласно которой преступные гены родителей передаются по наследству детям.

На основании закона «Об опасных привычных преступниках» и закона «О предупреждении наследственного больного потомства» производились кастрация и стерилизация лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления.

Другим способом борьбы против роста уголовной преступности в XX веке стало усиление наказания за рецидив. В США стало применяться удвоение максимума наказания за повторное преступление, а за четвертое, независимо от его тяжести, — тюремное заключение от 15 лет до пожизненного.

Для борьбы с ростом преступности в разных странах использовалось и превентивное наказание сверх основного. В соответствии с законом 1948 года в Великобритании преступники, достигшие 30 лет и совершившие не менее трех преступлений, стали получать дополнительное сверх основного наказание на срок от 5 до 14 лет.

В первой половине XX века для борьбы с ростом уголовной преступности активно использовалась такая форма наказания как смертная казнь.

А во второй половине XX века ее применение в качестве наказания за особо опасные уголовные преступления стало сокращаться, а затем во многих странах вообще было запрещено. Среди таких стран — Италия, Германия, Франция, Англия, Бельгия, Австралия, Дания, Голландия, Норвегия, Израиль и многие другие страны (их число уже достигло 100).

Это привело к резкому увеличению числа особо тяжких преступлений, которые теперь в лучшем случае наказываются пожизненным заключением, осуществляемым за счет налогоплательщиков, то есть законопослушных граждан. Поэтому в большинстве штатов США смертная казнь как высшая мера уголовного наказания сохраняется.

В наибольшей степени неоднозначность развития уголовного права в XX — начале XXI веков проявилась в Германии. В начале XX века здесь действовали основные идеи классического уголовного права, в частности положение о соответствии наказания тяжести преступления.

В период существования Веймарской республики (1919-1933 года) уголовное уложение было отредактировано в духе республиканского строя, либерализации уголовного наказания.

Хотя линия на либерализацию наказания за уголовные преступления не всегда выдерживалась. Так, указы президента Германии 1920 и 1923 годов предусматривали введение смертной казни за «антигосударственную деятельность». Ужесточены были наказания и за призывы к забастовке.

Явно реакционные тенденции в сфере уголовного права имели место в период правления в Германии А. Гитлера и его единомышленников — национал-социалистов. Уголовное право в 1933-1945 года претерпело значительные изменения. Оно в это время активно использовалось и для террористического подавления противников национал-социалистов.

Новое законодательство в связи с этим сильно расширило сферу уголовного преследования в отношении лиц, которые ранее не являлись объектом уголовного наказания.

На это было направлено издание указа «В защиту немецкого народа» (1933 год), указа «О защите народа и государства»(1933 год), закона «Об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение»(1933 год), закона «Против коварных посягательств на государство и партию»(1934 год), закона «О защите немецкой крови и немецкой чести» (1935 год), закона «О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству».

После второй мировой войны было восстановлено ранее действовавшее уголовное право и наметилась тенденция его либерализации. Важнейшее значение в этом направлении имела отмена конституцией ФРГ в 1949 году смертной казни как меры уголовного наказания.

Была сужена сфера применения уголовного наказания, исключены из действовавшего уголовного уложения некоторые составы преступлений.

Гуманизация уголовного права включала в себя и сужение сферы уголовного наказания за хозяйственные преступления, многие из которых стали объектом регулирования административного или гражданского права, а некоторые уголовные санкции были заменены штрафными.

Однако общую тенденцию гуманизации уголовного наказания и сужения сферы его применения несколько нарушило чрезвычайное законодательство, направленное на уголовное преследование лиц, стремившихся к насильственному ниспровержению существующего конституционного строя и демократических институтов.

В 1972 году был принят закон, устанавливавший запрет на профессиональную деятельность по политическим мотивам учителям и некоторым другим.

Уголовному преследованию стала подвергаться и часть преступных деяний в сфере хозяйственных отношений. В частности, это предусматривалось законом 1976 года за преступления, связанные «с обманом при выдаче пособий» и обманном в сфере кредитных отношений.

Источниками уголовного права в Германии, кроме уголовного кодекса 1871 года, стали еще 30 главных дополнительных законов и еще почти 1000 неглавных дополнительных законов.

Классической страной романо-германской семьи права является Франция. Почти весь XX век здесь действовал уголовный кодекс, принятый еще во время императорствования Наполеона I (1810 год). Правда, он в значительной степени подвергался изменениям и дополнениям, связанными с политической обстановкой в стране.

Одновременно в сфере уголовного права действовали и принимавшиеся в различные периоды истории Франции нормативные акты уголовно-правового характера. Они в зависимости от конкретной политической обстановки то ужесточали, то либерализировали наказания за преступления

Первая тенденция особенно проявлялась во время существования «правительства Виши» и в период массовых студенческих анархических бунтов.

Либерализация уголовного наказания во Франции заметно усиливалась начиная с 80-х годов и с тех пор идет по нарастающей. Закон 1981 года изъял из системы уголовного наказания смертную казнь, а закон 1983 года дозволил судам заменять тюремное заключение выполнением «общественно полезной работы». В качестве единственного наказания по некоторым видам преступлений стало использоваться наложение на преступников штрафов.

Наряду с уголовным кодексом 1810 года во Франции действовали в сфере уголовного права и некоторые другие кодексы. Кодекс военной юстиции устанавливал наказания за воинские преступления, аграрный кодекс — за преступления в области землевладения и землепользования, а кодекс публичного здравоохранения — за преступления в сфере медицинского обслуживания.

В 1994 году во Франции начал действовать новый уголовный кодекс, который можно рассматривать и как радикально переработанный кодекс 1810 года.

Он состоит из четырех книг. Кроме того, предусмотрено дополнить уголовный кодекс 1994 года книгами о преступлениях и наказаниях в области трудовых отношений, экономики, финансов, охраны окружающей среды, здравоохранения. Но подготовка таких книг еще не завершена.

В отличие от старого в новом кодексе четко и развернуто предусмотрена защита средствами уголовного права прав человека и гражданина в объеме, установленном международными стандартами в этой сфере.

В новом кодексе перечень преступлений значительно расширен в соответствии с реалиями в области уголовной преступности во второй половине XX — начале XXI веков. Это похищение, задержание и взятие в заложники людей, проведение биомедицинских опытов над людьми без их явно выраженного согласия.

К уголовным преступлениям теперь относятся и посягательство на психическую неприкосновенность личности, и явная дискриминация по религиозным, национальным, половым и другим признакам, и опубликование документов и снимков человека без его разрешения и согласия.

Наряду с общей либерализацией наказания уголовный кодекс Франции 1994 года усилил наказание за особо опасные преступления. За терроризм, геноцид, насильственную депортацию, производство и распространение наркотиков, рэкет и некоторые другие предусмотрено пожизненное тюремное заключение.

Кодекс 1994 года сохранил традиционную для Франции классификацию преступных деяний — нарушение, проступок, преступление. Предусматривается, что при разграничении преступных деяний должны учитываться прежде всего степень их тяжести, «причинение или угроза причинения ущерба общественным ценностям».

В кодексе дано комплексное и целостное истолкование квалификации преступлений и наказаний без выхода за пределы законности. Дается более четкое истолкование смягчающих и освобождающих от ответственности обстоятельств.

В уголовном праве Франции все более усиливается тенденция индивидуализации ответственности лица, подлежащего уголовному наказанию. Закон 1958 года разрешил осужденному временно во время отбытия наказания покидать исправительное учреждение.

В 1970 году лицу, осужденному к лишению свободы, было разрешено отбывать его по полусвободному режиму. А закон 1975 года ввел практику отсрочки вынесения и отбывания наказания за совершенные преступления.

В целом на демократических началах происходило развитие на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов уголовного права в США.

Эта тенденция была временно нарушена в первые послевоенные годы, когда федеральный конгресс принял несколько законов, ограничивавших права коммунистов и других экстремистов, стремившихся к насильственному ниспровержению американских демократических институтов. Однако эти нормативно-правовые акты действовали сравнительно недолго, поскольку верховный суд США признал их антиконституционными.

Демократические тенденции в развитии уголовного права в США усилились в 60-е годы. В эти годы во многих штатах были приняты либеральные уголовные кодексы, образцом для которых послужил примерный уголовный кодекс, составленный в 1962 году институтом американского права.

Уголовное право США включает в себя уголовное право отдельных штатов и федеральное уголовное законодательство. В последнее входит и уголовный кодекс США 1909 года в редакции 1948 года, который включен в свод законов США.

В уголовное право США входит и прецедентное право в сфере уголовных наказаний, базирующееся на судебном правотворчестве. При этом при вынесении приговоров по уголовным делам нижестоящие суды руководствуются правовыми установлениями, которые содержаться в приговорах, вынесенных вышестоящими судами (и не только вышестоящими) при рассмотрении аналогичных Уголовных дел.

Для верховного суда США и верховных судов штатов следование прецеденту, ранее имевшему место в собственном решении, не является обязательным.

В Великобритании уголовное право до сих пор отличается сложностью и противоречивостью, а прецедентная система господствует при вынесении судебных приговоров по уголовным делам.

При этом в судах используются установления, сформулированные в приговорах судов более высокого (или такого же) уровня при рассмотрении аналогичных дел.

В отличие от США в Великобритании суды высшего уровня (кроме палаты лордов) не могут отступать от установлений, сформулированных в их предыд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...