Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Календарно-обрядовые праздники




Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов. Объективная необходимость расширения хронологических рамок изучения календарных праздников. Сложность объекта изучения – календарного праздника.

Оригинальная концептуальная позиция Геродота.

Роль обычая в управлении образом жизни каждого народа. Гиппократ, Аристотель, Посидоний о значимости народных праздников от природной среды. Геродот, Страбон о заимствованиях обычаев одним народом у другого. Демокрит, Лукреций об эволюционной последовательности в развитии обычаев. Полибий, Таций о влиянии обычаев на политическую историю и международные отношения.

Начало средневековья и общий упадок культурного развития. Редкие упоминания в письменных источниках об обычаях и обрядах. Продолжение традиции идеализации первобытного человека.

Просветительская литература XVIII в.: Руссо, Дидро. Положительная оценка традиционных обычаев.

Конец XVIII – начало XIX вв. – проявление интереса к европейским народам. Романтическая идея о «духе народа». Оживленная работа по собиранию жанров народного творчества. Вовлечение широкой общественности в поисково-исследовательскую работу.

Первая в истории изучения обрядов систематическая публикация – сочинение И. М. Снегирева «Русские простонародные публикации и суеверные обряды» (1837 – 1839).

XIX в. – формирование различных научных школ. Вильгельм Маннхард «Ржаной волк и ржаная собака» (1865), Джеймс Фрэзер «Золотая ветвь» (1890). Арнольд Ван Геннеп «Обряды перехода» (1909). А. Н Веселовский. «Три главы из исторической поэтики» (1894 – 1899). Карл фон Сюдов «Понятия первого и последнего в народной традиции с особым вниманием к жатвенным обычаям» (1939). Иохан Хейзинга «Homo ludens» («Человек играющий»).

Солидные исследования XX века. П. Г. Богатырев «Вопросы теории народного искусства» (1971). В. И. Чичеров «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков» (1957). В. Я. Пропп «Русские аграрные праздники» (1963). Необычность концептуального поиска В. В. Иванова и В. Н. Терещенко «Исследования в области славянских древностей» (1974).

Теория смеховой культуры М. М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965).

 

Тема 4. Календарно-обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности. Необходимость и возможность типологизации культурно-праздничных феноменов. Праздник и время. Категория времени и его предметные проявления. Понятие повторяемости и формирование ритма в природе и человеческой деятельности. Ритм как канва, основа формирования первых календарных систем мира. Ритмическая повторяемость празднично-обрядовых действ. Создание годового праздничного календаря. Процессы взаимовлияния календаря и праздника.

 

Тема 5. Праздничный календарь в семиотическом аспекте. Знаковый мир календарно-обрядового праздника. Русский обрядовый праздник – древнейший вид народного творчества. Тесная связь праздника с трудовой практикой человека. Земледелие («неолитическая революция») способствовало рождению новых типов праздников – календарно-обрядовых.

Структура праздника. Набор общих элементов, характерных для всех праздников. Разные сочетания элементов в обрядовых комплексах.

Календарный праздник – особое время и особое пространство взаимодействия людей. Знаковое значение структурных элементов праздника. Семиотика обрядового действа.

Кузьминки – праздник встречи зимы 1 – 3 ноября (14 – 16 ноября н. ст.). Русская мифологическая традиция об образах Кузьмы и Демьяна. Многотемность и многофункциональность Кузьминок. Доминанта темы девушки в сюжетном повествовании. Девушка как лиминальное существо. «Внедомность» девушек. Морфологическая фактура праздника. Репертуар Кузьминок.

Колядки – праздник солнцеворота, 25 декабря. Переход от старого года к новому. Языческий характер празднования. Приурочивание к Колядкам христианского праздника Рождества Христова. Основные праздничные действа. Этимология слова «Коляда». Определение сакральных элементов праздника. Репертуарное наполнение.

Новый год – праздник начала нового астрономического года, 1 января. Знаковые аспекты Новогоднего празднования. Семиотика елки. Знак подарков. Мифологические и сказочные персонажи Новогоднего цикла.

Масленица – «проводы зимы», за 50 дней до Пасхи. Масленица как отражение природных и биологических циклов, определяющих жизнь крестьянского общества.

Архаичность двухнедельного масленичного гулянья: мясопуста и сыропуста. Сопряжение древнеславянской масленицы с датой Нового года и Комоедицей (22 марта). Переплетение разно-эпохальных элементов в фактуре праздника. Сложность предпраздничного подготовительного периода. Дедовская или Родительская суббота.

Роль детей и подростков в подготовке праздника. Драматургия масленичной недели. Культ молодоженов в масленичном гулянии. Аграрно-магическая направленность масленичного действа. Гармонизация в празднике человека и природы.

Встреча весны – праздник начала весны (март). Связь весны с природными явлениями. Знак весны в земледельческих культурах.

«Растяжка» (продолжительность) весенних обрядов во временном пространстве (март – июнь). Трехчастная модель встречи весны: Герасим Грачевник – 4 марта, День сорока сороков – 9 марта, День птиц – 25 марта. Наличие очистительных, апотропейных (защищающих) и продуцирующих ритуалов и обрядов. Территориальная распространенность песенных закличек. Выпекание «жаворонков».

Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту (7 недель, 50 дней от Масленицы до Пасхи).

Соединение народных и православных традиций в обрядовом комплексе этого периода. Характер названий каждой недели поста.

Средокрестие. Обрядовое печенье в форме крестов. Исполнение «крестных» песенок. Обливание водой.

Вербное воскресенье. Обычай освящения вербы. «Вербохлест» людей и животных. Верба в системе народного семиотического знания. Девичий праздник «лазарование».

Чистый четверг. Связь четверга с идеей Нового года. Обряды четверга – профилактического, очистительного и предупредительного характера. Четверг как граница временного перелома. Магия начала. Культ умерших предков. Логика поста. Крашение яиц. Семиотика яйца в мифологической традиции.

Велик день (в церковном календаре – Пасха) – первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после равноденствия. Народные корни праздника. Окказиональность даты. Отсутствие целостного обрядового комплекса. Центральное обрядовое действо – хождение волочебников. Мотив любви и брака.

Праздник Красной горки – первое воскресенье после Велика дня. Фомина неделя. Центральный обряд Красной горки – вьюнины, обход дворов с поздравлениями. «Окликание» молодых. Сочетание календарной обрядности с элементами свадебной. Пространство проведения обряда. Развернутая драматургия обряда «опахивания села». Очистительные и охранительные функции обрядов Красной горки.

Радуница (Радуница) – день поминовения усопших, понедельник – вторник Фоминой недели, следующий за Красной горкой. Этимология слова «радуница». Сакрализация кладбища. Обычай «окликания покойников». Художественные особенности кличей и причетов. Поминальная трапеза.

Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления весеннего тепла, весенний Егорий – 23 апреля, осенний – 26 ноября).

Два образа святого Егория (Георгия) в народном сознании. Земледельческие функции святого. Пограничный характер даты празднования. Егорий как покровитель скота. Обряды «окликания». Распространенность «конского праздника». Егорьевские пастушеские и охотничьи обрядовые действа. Знаковость пастуха и охотника. Женские обычаи Егорьевского дня. Соединение скотоводческих и земледельческих функций святого Егория; бифункциональность обрядового комплекса.

Первое мая – праздник конца весны, начала лета. Первое мая как рубеж между зимой и летом. Морфология празднования. Схожесть элементов праздника. Первое мая с проводами масленицы. Традиция украшения зеленью домов и себя. Историческая эволюция праздника, преобразование его в общественно-политический праздничный акт. Новое звучание праздника на современном этапе.

Семик (зеленые святки) – праздник весенне-летнего календарного периода, четверг на седьмой неделе от Пасхи). Вхождение Семика в единый весенний праздничный цикл, который начинала Масленица и заканчивал Семик. Семик – маркер пограничного состояния природы. Переходная символика обрядового действа. Культ растительности. Обряды завивания венков. Кумовство. Ритуал «крещения кукушки». Поминовение «заложных» покойников.

Праздник Ярилы (Всесвятская неделя, Ярилина, русальная, духовская, гряная) – праздник расцвета весенних сил, праздник проводов весны, неделя, начинающаяся сразу после Троицы.

Понедельник – Духов день, воскресенье – День всех святых. Ярила как завершение праздничного цикла Семик – Троица. Центральный момент праздника – ряженье Ярилой парня. Антропоморфные изображения Ярилы и Ярилиха. Вакханальный характер народного гулянья. Место и роль образа Костромы в праздничном комплексе. Русалки – главные персонажи Всесвятской недели. Мужские и женские варианты русалок. Обрядовые действа с русалками.

Иван Купала (Иванов день) – праздник летнего солнцестояния, 22 – 24 июня.

Один из важнейших народных праздников. Глубокие древние основы обрядового действа. Обусловленность праздника рубежной отметкой солнечного годового цикла. Купала как единый праздничный цикл вместе с днями Аграфены Купальницы (23 июня) и святых апостолов Петра и Павла (29 июня). Этнографы о Купале как о девичьем празднике. Двойственный характер празднования. Проницаемость временных границ. Знак огня. Растительный мир в праздничном повествовании.

Петров день – праздник проводов весны, 29 июня.

Народная традиция отмечать 29 июня – Проводы весны, а 30 июня – поминки по весне. Петровка как граница, рубеж. Последний день девичьих и женских гуляний. Повторяемость обрядов Семика и Купалы. Обычай «караулить солнце». Почитание Петровок рыбаками и пастухами. Значительная роль девушек и женщин в обрядности.

Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) – праздник урожая (август – сентябрь).

Отсутствие единой календарной приуроченности. Совпадение обряда с работой. Приоритет мужчины при севе, женщины – при уборке урожая. Деление жатвенных обрядов на три группы: зажиночные, собственно жнивные и дожиночные.

 

Тема 6. Морфология календарного праздника. Символико-смысловое значение структурных единиц праздника. Морфология праздника. Историческая детерминанта морфологического строения праздника.

Изменение состава первоэлементов. Основные знаковые элементы календарно-обрядового праздника.

Знак пространства. Связь календарного обряда с мифологической концепцией пространства – времени. Неоднородность пространства. Отсутствие представления о единой Вселенной, наличие только ее частей, кусков – «миров». Мирча Элиаде о неоднородности пространства, в котором много разрывов. Священные, «сильные», значимые пространства и неосвященные. Представления первобытными культурами мирового пространства как серии кругов или сфер, имеющих общий центр. Постоянное противопоставление между территорией обитания человека и неизвестным пространством: свое/чужое; культура/природа; космос/хаос. Мировое дерево в картине мира. Характеристика структуры пространства. Связь с моделью пространства мотива пути.

Знак времени. Специфика мифологического времени – неоднородность, небеспрерывность. Соотношение сакрального и профанного времени. Качество сакрального времени, в котором протекает праздник. Представление о ежегодном обновлении мира, об обретении каждого нового года исходного «начала», исходной «святости». Год как замкнутый круг, имеющий начало и конец, а также возможность «возрождаться». Ключевые точки годичного круга. Жизненное время как круг, имеющий сакральную и магическую силу. Мотив «жития» человека, растения или предмета. Обрядовое время – разрыв обыденного. Тесная взаимосвязь всех дней, создающая сплошной поток неспешного круговорота времени, выделяющая периоды – сакральный и профанный.

Солярный знак. Отсутствие солярной (солнечной) религии у славян. Известные в археологии и этнографии знаки, обозначавшие солнце. Солнечная природа древнерусских богов: Хорса, Даждьбога, Сварога. Связь солнечного бога с конями. Б. А. Рыбаков о солнечном культе. Славянское представление Солнца как разумного существа. Персонификация солнца в славянском фольклоре в мужском и женском образе. Наличие правил и запретов, связанных с почитанием солнца. Христианизация и новое истолкование солярных обрядов. Связь солярного культа и культа огня.

Знак огня. Одна из основных стихий мироздания. Присутствие огня во всех календарных обрядах. Двойственная символика огня. Фигурирование в обрядовых действах наиболее древнего вида ритуального огня-костра. Многоплановость толкования функций огня в научной литературе. Изменение функций огня в ходе историко-культурного развития.

Знак воды. Вода в мифологической традиции – опора, на которой держится земля, источник жизни, средство очищения. Водное пространство как граница между «этим» и «тем» светом. Ассоциирование воды с первобытным хаосом, первоначалом. Двойственная природа воды. Распространенность культа воды у всех народов мира. Историческая эволюция знаковости воды. Роль воды в обрядах «отправления» умерших на «тот» свет. Почитание источников. Обычай вызывания дождя. Древность института «делателей» дождя. Обычай «вспашки» дождя. Архаический характер ритуалов «пускания по воде» предметов. Река – один из наиболее емких и многозначных водных символов. Роль и место росы в календарной обрядности.

Динамика образа жертвоприношения воды: человек – животное – кукла – чучело. Роль воды в гаданиях. Женский образ воды: Елена, Ульяна, Иордана. Роль воды в жизни людей.

Знак растительности. Многообразие обрядового проявления зелени: майское дерево, елка, семицкая березка, венки, цветы, травы, снопы. Исторический и экологический фон взаимодействия человека с растительным миром. Лес как хранитель обрядовых тайн. Обрядовая функция деревьев. Присутствие зелени в календарных обрядах. Функции зелени. Наделение зелени знаковой символикой. Основные теории, объясняющие возникновение обычаев, связанных с растительностью. Растительные мотивы в современных празднично-обрядовых действах: соотношение магической и эстетической основ знака.

Знак ритуальной трапезы. Повседневная пища и обрядовая пища. Знаковый характер празднично-обрядовой пищи. Различные аспекты рассмотрения знаковости обрядовой пищи. Сакральность пищи в переломные моменты года. Характер еды как отражение представлений человека о магическом изобилии. Обрядовая трапеза как своеобразный ритуал, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива. Хлеб – наиболее сакральный вид пищи. Этимологическая неясность слова «хлеб». Разновидности хлебных изделий. Магические действа с хлебом. Магическое и эстетическое значение этикетной формулы «хлеб-соль». Блины в русской традиционной культуре. Отражение в употреблении блинов двух систем духовного мироощущения русских: языческой и христианской. Символическое употребление каши. Сакральное значение яйца как символа Первотворения и возрождения жизни. Обрядовое печенье – символическое выражение пищи. Обрядовая еда как выражение определенных, регламентированных традиций взаимоотношений между людьми.

«Эндокухня» (еда для себя) и «экзокухня» (еда для гостей). Трапеза как минимум праздника, наиболее универсальный и обязательный его компоненты.

Знак даров и жертв. Дар – подношение, подарок. Жертва – разновидность дара. Состав даров и жертв в календарной обрядности. Генетическая и хронологическая классификация дарообмена: общинные виды дарений, семейные и семейно-индивидуальные. Приоритет семьи как главной дарительницы. Причины возникновения жертвоприношений. Жертвы и дары как объекты, наделенные магической (производственной) силой. Социальные функции даров и жертв.

Знак культа предков. Развитость представлений о взаимосвязанности загробного мира с миром живых. Двоякий смысл обрядов в честь предков. Привязка поминально-погребальных обрядов к определенным дням календаря – народного и церковного. Своеобразие обряда возжигания костров, носящих поминальный характер. Близость праздничных костров к языческим, погребальным кострищам. Разновидности поминальной символики. Тесная связь календарных и поминальных обрядов на протяжении всего годового цикла, связь поминальных обрядов с идеей плодородия.

Знак маскировки и ряженья. Ряженье – один из элементов традиционной культуры. Основная черта – изменение внешности. Маскирование – часть ряженья. Связь ряженья с календарной и семейной обрядностью. Основные наименования ряженых. Основа создания ряженого персонажа – соблюдение принципа противопоставления «своего-чужому». Реализация этого принципа в каждой группе признаков: по полу, по возрасту, по природе, по принадлежности к миру живых и миру мертвых, по принадлежности к миру людей и «иному» миру, по этнической принадлежности, по принадлежности к разным ступеням социальной иерархии. Суть ряженья. Насыщенность ряженья сексуальной символикой. Функции ряженья в современных обрядовых действиях.

Знак гаданий и примет. Цель гадания. Функциональная напряженность гадания. Символическое значение предметов гаданий как посредников между «этим» и «тем» миром. Деление гаданий по способу узнавания судьбы: гадания-истолкования и гадания-колдовство. Гадания истолкования – приметы. Классификация примет. Разноплановость поведения человека в гаданиях и приметах. Пространственно-временные точки проведения гаданий. Основные темы гадания. Состав участников гадания. Превращение гаданий в развлечение, игру.

Знак эротических действ. Обязательность присутствия в календарных обрядах эротических действ. Существенная роль разделения полов в истории человечества. Бытовой и праздничный ритуализм полов. Две формы проявления эротических действ. Обрядовый травестизм. Общинный дух эротических обрядов. Эротические действа – идея магического воздействия человеческой половой силы на производительность природы, в продолжении человеческого рода.

Знак смеха. Смех один из магических актов заклинания плодородия. Теория В. Я. Проппа о ритуальном, земледельческом характере смеха. Роль смеха как одного из способов создания и воссоздания жизни. Обычаи «запрета смеха». Смеховые возможности земледельческого сквернословия (эсхрологии), земледельческого заголения (раздевания), пения непристойных песен. Двойной аспект мировосприятия человека – серьезный и смеховой. Реализация смехового начала в народной игре, хороводе, плясках, заигрышах.

 

Тема 7. Календарный (архаичный) праздник как текст культуры.

Связь праздника со сферой сакрального. Ключевое противопоставление праздника будням, Вторичность других признаков. Сакральность самого праздника и сакральность ядра праздника. Наличие в празднике профанических фрагментов. Сакрализация ценностей конкретного коллектива. Определение главного праздника конкретной традицией. Официальные и неофициальные праздники. «Закрытые» и «открытые». Существование разных типов праздников.

Создание единой последовательности праздников; образование праздничного «текста».

Смысл и функция главного праздника. Значение рубежа старого и нового. Борьба Хаоса и Космоса.

Необходимость воспроизведения инцидента первотворения. Определение пространственного центра и тоски во времени. Соответствующие действия всех членов коллектива. Выворачивание мира и его признаков наизнанку. Перемена субъекта и объекта. Формирование «антимира» с изнаночными характеристиками и «антиповедения». Инверсия элементов мира. Структура архаичного «первопраздника». Близость современного календарного праздника к архаичному «первопразднику». Единый общий смысл всей праздничной системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...