Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Теоретические основы использования игровых приемов на уроках иностранного языка в средней школе




Учебный процесс состоит из двух компонентов: преподавания и обучения. Учебный процесс основан на определенных принципах и имеет четко выраженную дидактическую структуру. Верещагина И. Н. сформулировала дидактические принципы наглядности, научности и доступности [9].

Она считает, что процесс обучения иностранному языку также ориентируется на ряд дидактических принципов. Что касается образовательного процесса в школе, то он также состоит из ряда методологических компонентов, например:

· Наличие воспитательного элемента в обучении;

· Интегрированный образовательный процесс;

· Коммуникативная направленность процесса обучения;

· Дифференциация обучения;

· Доступность и посильность обучения;

· Регулярная работа по закреплению пройденного материала;

· Сознательный подход к процессу приобретения знаний, осознание важности получения знаний и формированию компетенций [8].

При обучении иностранному языку реализуются как общедидактические, так и методические принципы. Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. сформулировали ряд положений. Они считают, что при организации процесса обучения иностранному языку необходимо:

·    создать благоприятную атмосферу на занятиях и ощущение комфортности обучающегося;

·    мотивировать к общению;

·    применять технологии, активирующие взаимодействие обучающихся;

·   полагаться на знания, навыки и потребности обучающихся;

·   использовать наглядные пособия и другие формы восприятия [34].

Второй важной составляющей образовательного процесса является его содержание. В содержание обучения входит:

· языковой и речевой материал на разных уровнях организации;

· содержание темы;

· объективные и мысленные действия с иноязычным материалом.

Именно содержание обучения иностранному языку требует соответствующих форм и методов обучения.

Есть три группы методов обучения:

· способ организации и проведения учебно-познавательной деятельности;

· методика стимулирования и мотивации учебной и познавательной деятельности;

· методика контроля и саморегуляции эффективности учебной и познавательной деятельности.

Познавательные игры и обучающие дискуссии, т. е., методы обучения игровым дискуссиям имеют особое значение для обучения иностранному языку. По этой причине игровые методы обучения иностранному языку занимают в этой работе важное место.

Подбор наиболее подходящих техник, форм и методов обучения производится учителем.

Критерии оптимального выбора методики обучения по Ю. К. Бабанскому [68]:

• модели и принципы обучения;

• цели обучения;

• содержание темы;

• возможности обучения для студентов;

• уровень профессиональной квалификации учителей.

Основные требования к ролевым играм:

1. Игра должна быть направлена ​ ​ на стимулирование мотивации к обучению, она вызывает у школьника интерес и желание качественно выполнить задание. Это следует делать, начиная с ситуации, которая соответствует реальной ситуации общения.

2. Ролевая игра должна быть четко организована и хорошо продумана, как по наполнению ее контекста, так и ее форме. Важно, чтобы учащиеся осознавали, как важно хорошо сыграть ту или иную роль. Только при этих условиях их речь будет убедительной и естественной.

3. Ролевые игры должны быть одобрены всей группой обучающихся.

4. Крайне важно, чтобы игровое взаимодействие проходило в приятной и творческой обстановке и вызывало у учащихся только чувство радости и удовлетворения.

5. Игра должна быть организована так, чтобы обучающиеся смогли использовать весь потенциал своей речи в процессе игрового взаимодействия.

6. Еще важнее то, чтобы и сам учитель верил в успех данного мероприятия (игры), в противном случае трудно будет ожидать от обучающихся живого отклика и результата в работе на занятии.

7. Очень важно умение педагога общаться с детьми. Создание дружественной и поддерживающей атмосферы на уроке – очень важный фактор, важность которого не подлежит сомнению [26, с. 82].

В ходе игры учитель может играть роль, но только не главную роль, так как в игре он не руководитель, а наставник, помощник. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помогал вам незаметно контролировать речевое общение в группе. Обычно преподаватель не берется за роль, пока учащиеся не ознакомятся с этим видом работы, который в дальнейшем не понадобится.

Во время игры сильные ученики оказывают помощь более «слабым» одноклассникам. Учитель лишь ненавязчиво помогает, подсказывает, направляет работу обучающихся, но никак не вмешивается в сам процесс игры. Он незаметно записывает ошибки учеников, так, чтобы они этого не заметили, чтобы не нарушать комфортную среду. В принципе, он может на следующем занятии каждому индивидуально сказать об ошибках в речи (или обсудить коллективно).

В ситуации необходимо предоставить информацию о социальных отношениях партнеров, например, о формальных/неформальных. Раздел «Роли» включает в себя перечень ролей. Описание роли находится на ролевой карточке. Информация может быть, как краткой, чтобы ученик смог получить изображение персонажа, роль которого он будет играть, так и подробной, например, информация о человеке (дружелюбный, честный, ленивый и т. д. ), о его жизненном опыте и языке, привычках, увлечениях и так далее.

У учащихся должно быть время для ролевой игры. Каждый участник ролевой игры выполняет голосовые действия в зависимости от коммуникативной ситуации, но у каждого из них есть определенная свобода действий. Как правило, роли назначает учитель, но и сами обучающиеся могут выбрать себе понравившиеся роли. Это зависит от индивидуальных особенностей учащихся, а также уровня знаний по иностранному языку.

Учитель должен быть тактичным при обсуждении игры и оценке участия учащихся, особенно, когда игра впервые внедряется в учебный процесс. Отрицательная оценка деятельности обучающихся во время игры подавляет их интерес к данному виду деятельности, поэтому лучше заострить внимание на положительных моментах, а о недостатках сказать более тактично. По возможности необходимо записывать ход игры на видео носители, чтобы затем вместе с обучающимися проанализировать положительные и отрицательные моменты в игре. Для удобства можно ряд ключевых моментов вынести на доску для большей наглядности.

Фото и видеоматериал игры дает руководителю понимание о том, над чем надо поработать еще, что добавить, а, что убрать лучше из игры, чтобы в дальнейшем провести игру на более высоком уровне и учащимся избежать ошибок. Использование различных игр при обучении иностранному языку способствует овладению языком в игровой форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. Игры на уроках иностранного языка снимают напряжение, делают процесс обучения живым, а не монотонным, особенно, если учитель подобрал адекватные игры соответственно возрасту обучающихся.

При обучении иностранному языку можно очень активно использовать игровые технологии, которые являются эффективным инструментом обучения.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...