Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 7. Улучшение условий труда




 

Цель: изучив предлагаемые материалы, разработать лечебные программы для оптимизации условий труда.

План семинарского занятия

1. Подготовить материалы по следующим вопросам: Факторы профессионального риска социальной работы; Саморегуляция социального работника, в том числе устранение нервно-психических и эмоциональных нагрузок, применение рациональных режимов труда и отдыха. Использование цвета, музыки и других средств саморегуляции и психотерапии; Гигиена и физиология труда социального работника.

2. Изучив предлагаемые материалы, разработать лечебные программы для оптимизации условий труда средствами музыкальной терапии, цветовой терапии, либротерапии и т.д.

 

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому “сгорания”. Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

Музыка в труде так же, как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать нам в производственной обстановке покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более предпочтительным является материал пусть и с текстом, но на незнакомом языке. Такие произведения, соответствующие ритму трудового процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инструментальной музыки.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры.

Для этих же целей может использоваться искусство танца, тренирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы. Публикации американских врачей и психологов показывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М. Р. Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации, что значительно повышает психоэмоциональный тонус.

Решение вопроса об использовании музыкальных произведений в ходе коррекции психологических и физиологических процессов трудящихся требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологической разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.

Применение музыкального сопровождения занятий аутотренинга существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» формул самовнушения на музыкальные фразы является обязательным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться «попасть в такт.

В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фазы «мобилизация») музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая звучания текста.

Особое значение подбор произведений приобретает при моделировании настроения. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоци­ации, ной целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и художественного выражения, той или иной формы, могут ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием. Естественно, что нежелательно использование в процессе сеансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби.

Для того, чтобы вывести человека из того или иного эмоцио­нального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой.

На основании опытов можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим, в психопрофилактических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкаль­ных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести восемь-десять сеансов направленного прослушивания музы­ки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то пер­вой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произве­дения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произ­ведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для моделирования настроения посетителей комнаты разгрузки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения: «Утро» Грига, «Полонез» Огинского (при переутомлении и нервном истощении). «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта (при угнетен­ном меланхолическом настроении). «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского (при выраженной раздражимости, гневности). «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана (при снижении сосредоточенности, внимания).

Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркарола» Чайковского, «Пастораль» Визе, Соната до мажор (часть 3) Леклена, «Лебедь» Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» Чайковского. Кроме того, для более широкой аудитории можно использовать более популярные произведения: Романс из кинофильма «Овод» Шостаковича, «Старинную песенку» Бизе, «Историю любви» Лея, «Вчера» Леннона, «Элегию» Форе и др.

Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Монти, «Кумпарситы» Родригеса, «Аделиты» Пурсела, «Шербургских зонтиков» Леграна и др.

Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учебной смены) и мобилизацию (перед занятиями). В качестве примера можно использовать следующее (табл. 3,4).

Таблица 3

Успокаивающий вариант

№   Упражнение   Музыкальный фон   Время  
  Вводная часть   И.С.Бах. Прелюдия №1   2 мин  
    Установка на состояние покоя и отдыха          
  Расслабление мимических мышц     И.С.Бах. Прелюдия №8   4 мин 30 с  
  Расслабление мышц рук   И.С.Бах. Хор   3 мин 30 с  
  Расслабление мышц туловища     Ф.Шопен. Прелюдия № 4   2 мин 5 с  
  Расслабление мышц ног   Ф.Шопен. Прелюдия №13   4 мин 35 с  
  Регуляция ритма дыхания Ф.Шопен. Прелюдия №15   1 мин 10 с  
  Регуляция ритма сердечных сокращений     Ф.Шопен. Прелюдия №15   1 мин 10 с  
  Выход из состояния расслабленности     Глюк. «Мелодия»   4 мин 5 с  
  Общая активизация   Ф.Шопен. Прелюдия №17   3 мин 45 с  

 

Таблица 4

Мобилизующий вариант

№   Упражнение   Музыкальный фон   Время  
  Вводная часть Установка на состояние покоя и отдыха     И.С.Бах. Прелюдия №1   2 мин  
  Расслабление мимических мышц   И.С.Бах. Прелюдия №8   4 мин 30 с  
  Расслабление мышц рук   И.С.Бах. Хор   3 мин 20 с  
  Расслабление мышц туловища   Ф.Шопен. Прелюдия № 4   2 мин 5 с  
  Расслабление мышц ног Ф.Шопен. Прелюдия №13 4 мин 35 с
  Мобилизация физического и психического тонуса   Глюк «Мелодия» 4 мин 4с
  Формирование состоя­ния уверенности и репро­дукция предстоящей деятельности М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Бизе - Р.Щедрин. Тема «Тореадор» 1 мин10 с 1 мин 45 с 45 с

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Это связано с тем, что абстрактного цвета нет, он всегда встречается как более или менее цветовая окраска предметов. И ассоциативный характер восприятия обуславливает перенос эстетической оценки предметов на те цвета, которые этим предметам обычно свойственны. Таким образом, цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надоедает, вызывая охранительное торможение. Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность деятельности.

Для снятия психического напряжения можно использовать и сам процесс рисования (на специально отведенной стене, доске или бумажной основе). Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение, развивает способность к общению с окружающими, подготавливает к работе, а также дает информацию о психическом состоянии и психологической атмосфере.

Особое внимание следует уделять цветовому оформлению помещения во время сеансов психологической разгрузки. При сюжетной сенсорной репродукции существенное значение имеет цвет или окраска вызываемых образов. Известно, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету и их различным сочетаниям. Это отношение может существенно меняться под воздействием самых различных факторов (табл. 5).

 

Таблица 5

 

ЦВЕТ   ЛОКАЛИЗАЦИЯ  
Вверху   Боковые поверхности или перспективы   Внизу  
Красный   Возбуждает, мобилизирует, Оказывает эротогенное воздействие     Возбуждает   Воспринимается неестественно, может «обжигать»
Розовый   Ощущение легкости, счастья   Чувство нежности     Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями  
Оранжевый   Способствует концентрации внимания   Ощущение тепла, способствует релаксации Эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается неестественно    
Желтый   Вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способствует релаксации ­   Возбуждает, может вызывать неприятные ощущения   Эффект «приподнятости», иногда парения  
Зеленый   Воспринимается Неестественно   Успокаивает   Успокаивает, «охлаждает», может оказывать снотворное действие
Голубой   Ощущение легкости, способствует релаксации «Охлаждает», вызывает отчуждение   «Охлаждает» (более выражено, чем зеленый
Синий   Вызывает тревожность, беспокойство   Отчуждение в группе, в отношениях с психологом   Тревога, «холод», ощущение бездны
Коричневый   Чувство тяжести, давления (для усиления чувства тяжести использовать не рекомендуется Угнетает, уси­ливает ипохондрическую настроенность   Ощущение уверенности, твердости  

 

В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую освещенность в комнате разгрузки, что может быть осуществлено путем проецирования слайдов на одну из стен или задвигания цветных стекол на оконных проемах. У пациентов в состоянии депрессии намного улучшалось настроение, если воздействие оказывает красный цвет, синий цвет благотворно действовал при возбуждении.

Либропсихотерапия (лечебное чтение) - этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других - книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.

Книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его психологических особенностей, так как одно и то же художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

Чувствительность людей к метеорологическим явлениям неуклонно повышается. Причем, женщины ощущают это гораздо сильнее, чем мужчины, пожилые более интенсивно, чем молодые. Одним из наиболее изученных факторов являются ионы - невидимые электрически заряженные частицы газов. Обычно в одном кубическом сантиметре находится четыре-пять тысяч заряженных ионов, а в горных районах - более десяти тысяч. Показано также, что в городах с загрязненным климатом количество ионов резко уменьшается. Ученые установили, что многие недомогания вызыва­ются снижением количества ионов в атмосфере. Ионы сдерживают распространение грибков, уничтожают бактерии, повышают активность живых организмов. Получены положительные результаты при лечении отрицательно заряженными ионами некоторых болезней, в том числе и психических.

Литература: 4, 9, 13, 18, 36, 47.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...